ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-99/2018 от 22.05.2018 Верховского районного суда (Орловская область)

Дело №2а-99/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 22 мая 2018 года

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Фомина И.Г.,

при секретаре Егоровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделению №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в приеме заявления и документов для постановки на учет транспортного средства и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделению №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. и обязании административного ответчика произвести регистрацию и постановку на учет транспортное средство – мотоцикл марки «Восход 3М» 1986 года выпуска, номер шасси Г5032.

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в регистрационное отделение №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области г.Ливны в соответствии с п.15.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности мотоцикла марки «Восход 3М» 1986 года выпуска, номер шасси Г5032, приложив к заявлению справку-счет от ДД.ММ.ГГГГ. и паспорт гражданина. ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было принято решение об отказе в проведении регистрационных действий ввиду неполноценной информации в справке-счете.

Считает данное решение незаконным, необоснованным, противоречащими ст.35 Конституции РФ, ст.209 ГК РФ, нарушающим его права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему мотоциклом.

Указывает, что в досудебном порядке решение административного ответчика им не обжаловалось.

ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом ФИО1 в суд представлено изменение административного искового заявления, котором ФИО1 исковые требования уточнил, просит суд признать незаконным решение отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области об отказе ему в приеме заявления и документов для получения государственной услуги по регистрации транспортного средства и обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела без его участия.

Представитель административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ВАА, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В возражениях, представленных на административное исковое заявление, представитель административного ответчика ВАА исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что порядок, сроки, последовательность административных процедур регистрации транспортных средств определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, согласно п. 15.4.1 которого одним из документов, представляемых заявителем для осуществления государственной услуги регистрации транспортного средства является паспорт транспортного средства. Паспорт транспортного средства ФИО1 представлен не был. Исходя из норм предусмотренных п.15.5 Административного регламента для осуществления государственной услуги регистрации транспортного средства необходимо представить документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, который, в обязательном порядке, должен содержать: дату и место составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства, для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии).

Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передан мотоцикл Восход ЗМ (двигатель , рама ) стоимостью 580 рублей. Однако, указанная справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ содержит идентификационные данные транспортного средства не в полном объеме, а именно отсутствует информация о годе выпуска транспортного средства, цвете транспортного средства, паспорте транспортного средства (серия, номер, дата выдачи ПТС). Таким образом, справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство.

Указывает, что вопреки требованиям п. 15.4.1 Административного регламента ФИО1 не представлен паспорт технического средства, представленная справка-счет №4 от 11.04.1988 года не соответствует требованиям, предусмотренным п. 15.5 Административного регламента, в связи с чем решение об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства является законным и обоснованным.

Суд в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).(ч.11).Частью 1 ст.35 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.(п.7 Правил).

В соответствии с п.22 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 (далее – Административный регламент) основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Пунктом 15 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления, а именно:

- заявление, согласно приложению N 1 к Административному регламенту;

- документ, удостоверяющий личность;

- в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях представляется доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца транспортного средства;

- документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств);

- документы о временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, выданные таможенными органами; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;

- документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- государственные регистрационные знаки транспортных средств, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, или государственные регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные знаки государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом;

- свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела административный истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. обратился в регистрационное отделение №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области г.Ливны с заявлением о постановке на учет мотоцикла марки «Восход 3М» 1986 года выпуска, номер шасси Г5032.

К заявлению были приложены справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ. и паспорт гражданина.

ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было принято решение об отказе в принятии заявления на основании пункта 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 в связи с неполноценной информацией в справке-счете.

На основании п.п.34, 34.1 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 15 и 17 Административного регламента.

Заявление и прилагаемые документы рассматриваются непосредственно после получения. Сотрудником осуществляется проверка (с использованием технических и программных средств) подлинности, полноты и правильности оформления представленных документов, удостоверяемая его подписью.

В случае выявления недостатков в представленных документах, они возвращаются для устранения выявленных недостатков.

Результатом выполнения административной процедуры является решение должностного лица о приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо отказе в приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги путем проставления отметки в заявлении, заверенной подписью с указанием фамилии сотрудника, даты и времени их принятия.

Основанием для отказа в приеме заявления и документов является отсутствие одного или нескольких из необходимых документов либо несоответствие представленных документов установленным требованиям (п. 22 Административного Регламента). Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В заявлении ФИО1 сотрудником отделения №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области в качестве основания отказа в приеме заявления указано «ввиду неполноценной информации в справке-счете», что п.22 Административного регламента, как основание для отказа в приеме заявления, не предусмотрено и нарушает права и законные интересы административного истца.

Иных оснований в решении об отказе в приеме заявления ФИО1, которые в частности изложены представителем ответчика в возражениях на административное исковое заявление, не указано.

По названным основаниям отказ отделения №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области в приеме заявления ФИО1 о постановке на учет транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к отделению №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области удовлетворить.

Признать решение отделения №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области об отказе ФИО1 в приеме заявления и документов для получения государственной услуги по регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.

Обязать отделение №2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области административного ответчика устранить допущенные нарушения и принять от ФИО1 заявление и документы, представляемые им для регистрации мотоцикла марки «Восход 3М» 1986 года выпуска, номер шасси , рассмотрев их в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательно форме изготовлено 22.05.2018г.

Председательствующий И.Г. Фомин