УИД 22RS0042-01-2022-000077-98
Дело №2а-99/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 г. с.Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Бауэр И.В.,
при секретаре Мошляк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Степновская СОШ» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района обратился в суд с административным иском к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Степновская СОШ» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, в котором указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в результате которой установлено, что в нарушение ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 59.13330.2020 «Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входы в здания детских дошкольных образовательных учреждений - детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (с<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>), не оборудованы пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для МГН, информирующими тактильными табличками, параметры наружных лестниц не соответствуют нормам СП 59.13330.2020.
Таким образом, МБОУ «Степновская СОШ» и Комитетом по образованию Родинского района не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в вышеуказанные здания.
Выявленное в результате проверки несоблюдение федерального законодательства нарушает гарантированную государством социальную поддержку, обеспечивающую инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В целях устранения вышеуказанных нарушений прокурором района 01.12.2021 было внесено представление председателю Комитета по образованию Родинского района ФИО1, которое рассмотрено, однако вышеуказанные нарушения не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования бюджетного учреждения.
До настоящего времени документы, подтверждающие осуществление финансирования учреждения и устранение нарушений, в прокуратуру района не поступили, что свидетельствует о бездействии МБОУ «Степновская СОШ» и Комитета по образованию Родинского района.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.ст.2, 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Как следует из ответа на представление, при формировании бюджета муниципального образования на 2021 год средства на вышеуказанные цели для МБОУ «Степновская СОШ» не предусматривались, вследствие чего устранение нарушений возможно только в случае выделения дополнительного финансирования из районного бюджета.
В связи с изложенным прокурор Родинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил:
признать незаконным бездействие МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений – детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>);
возложить на МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений - детских садов «Журавушка» (с. ФИО2ФИО2<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>), а именно оборудовать входы в здания пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для маломобильных групп населения, информирующими тактильными табличками, привести в соответствие с требованиями законодательства параметры наружных лестниц;
признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению финансирования МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края и возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края в целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений – детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>).
В судебном заседании прокурора Родинского района Савостин Е.С. на удовлетворении административных исковых требований настаивал, в качестве их обоснования привел доводы, аналогичные указанным в административном иске, не возражал против установления срока для устранения нарушений до 01.10.2022.
Представитель административного ответчика Администрации Родинского района Алтайского края, административного ответчика Комитета по образованию Родинского района Алтайского края ФИО3 административные исковые требования признал в полном объеме, просил установить срок для устранения нарушений до 01.10.2022.
Представитель административного ответчика МБОУ «Степновская СОШ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п. «а» ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности, статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
При этом ч.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» разъяснено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр утверждены СП 59.13330.2020 «Свод правил «СНиП 35-01-2001» Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330.2020), который в актуализированной редакции включен в п.38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815 (ранее действовал перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р, п. 43).
В соответствии с п.6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п.6.1.2 СП 59.13330.2020, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительного предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16.
При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%.
Пунктом 6.2.11 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов – дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.
Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение.
Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении.
На основании п.6.2.12 СП 59.13330.2020 оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей – 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой.
На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.
Знаком доступности для МГН обозначаться входы и выходы, доступные для инвалидов, на креслах-колясках (п.6.5.1 СП 59.13330.2020).
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстояние 0,1 м от края таблички до края дверного проема, в том числе перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (п.6.5.9 СП 59 59.13330.2020).
В судебном заседании установлено, что здания детского сада «Журавушка» по адресу: <адрес>, детского сада «Ромашка» по адресу: <адрес>, детского сада «Чебурашка» по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию <адрес>.
Указанные здания переданы МБОУ «Степновская СОШ» на праве оперативного управления.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ «Степновская СОШ» является Муниципальное образование Родинский район Алтайского края в лице Комитета по образованию Родинского района Алтайского края. Основным видом деятельности МБОУ «Степновская СОШ» является начальное общее образование, дополнительным видом деятельности – дошкольное образование.
В период с 25.11.2021 по 01.12.2021 прокуратурой Родинского района проведена проверка в деятельности Комитета по образованию Родинского района, являющегося учредителем учреждений дошкольного образования, а также общеобразовательных учреждений, по результатам которой составлен акт проверки от 01.12.2021.
Из указанного акта проверки следует, что в нарушение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 59.13330.2020 «Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входы в здания детских дошкольных образовательных учреждений - детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (с<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>) не оборудованы пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для МГН, информирующими тактильными табличками, параметры наружных лестниц не соответствуют нормам СП 59.13330.2020.
Таким образом, МБОУ «Степновская СОШ», оказывая услуги по предоставлению дошкольного образования, не создало условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения социально значимых учреждений: детского сада «Журавушка» по адресу: <адрес>, детского сада «Ромашка» по адресу: <адрес>, детского сада «Чебурашка» по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию <адрес>, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения, указанные в акте, препятствуют доступу МГН в помещения дошкольного образования, то есть ответчиками не обеспечено удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, о чем прямо указано в абз. 4 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Сведений о том, что ответчиком предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей, в материалах дела не имеется. С учетом изложенного то обстоятельство, что реконструкция или капитальный ремонт зданий детских садов «Журавушка», «Ромашка» и «Чебурашка» не проводились, какого-либо правового значения не имеет.
Как следует из объяснений сторон, указанные нарушения по настоящее время не устранены.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 ст.123.21 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 15 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
При этом в силу ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм финансирование образовательных учреждений с целью обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений - детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>) является расходным обязательством бюджета муниципального образования <адрес>.
С учетом изложенного обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края законодательства о социальной защите инвалидов с целью обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений - детских садов Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>) полагает необходимым возложить на Муниципальное образование Родинский район Алтайского края в лице Администрации Родинского района, Комитета по образованию Родинского района, являющихся учредителями и собственниками имущества МБОУ «Степновская СОШ».
С учетом изложенного на учредителя и собственника имущества МБОУ «Степновская СОШ» - Муниципальное образование Родинский район Алтайского края в лице Администрации Родинского района, Комитета по образованию Родинского района возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств в местном бюджете на указанные выше цели не может быть принят во внимание, поскольку Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает возможность освобождения собственника здания от выполнения обязанности в связи с отсутствием необходимых средств.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Поскольку обязанность по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов в настоящее время сохранена и не утратила своей актуальности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Степновская СОШ» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий подано в суд с соблюдением установленного ст.219 КАС РФ срока.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Степновская СОШ» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий подлежит удовлетворению в полном объеме.
Также суд полагает возможным с учетом отсутствия возражений со стороны административного истца предоставить административным ответчикам по их ходатайству срок для устранения выявленных нарушений до 01.10.2022.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
При указанных обстоятельствах МБОУ «Степновская СОШ» в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей. Оснований для взыскания государственной пошлины с административных ответчиков Администрации Родинского района Алтайского края, Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, являющихся органами местного самоуправления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Степновская СОШ» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений – детских садов «Журавушка» (с<адрес>), «Ромашка» (<адрес>), «Чебурашка» (<адрес>).
Возложить на МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений: детского сада «Журавушка» по адресу: <адрес>, детского сада «Ромашка» по адресу: <адрес>, детского сада «Чебурашка» по адресу: <адрес>, а именно оборудовать входы в здания пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для маломобильных групп населения, информирующими тактильными табличками, привести в соответствие с требованиями законодательства параметры наружных лестниц.
Признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению финансирования МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края.
Возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края в целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания детских дошкольных образовательных учреждений – детских садов «Журавушка» (<адрес>), «Ромашка» (<адрес>).
Установить срок исполнения решения суда – до 01.10.2022.
Взыскать с МБОУ «Степновская СОШ» Родинского района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Бауэр
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2022.