Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2022 года с. Измалково
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Рыжковой О.В.,
при секретаре Поляковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-А54/2022 по административному иску прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить предоставление муниципальной услуги в электронной форме,
у с т а н о в и л:
Прокурор Измалковского района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальной услуги по «Выдаче единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов» в электронной форме любым способом, установленным законодательством. В обоснование требования сослался на то, что в ходе проверки, проведённой в ноябре 2021 года, выявлены нарушения требований Федерального закона № 8-ФЗ от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - ни через официальный сайт администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет в сети «Интернет», ни через единый портал https://www.gosuslugi.ru, ни через региональный портал https://pgu.admlr.lipetsk.ru/ упомянутая услуга в электронной форме не предоставляется. «План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме» утвержден, но не исполнен. Отсутствие возможности получения заявителями муниципальной услуги в электронной форме нарушает принцип открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг, в том числе, в электронной форме.
Представители истца – старший помощник прокурора Измалковского района Никульников А.Г. и помощник прокурора Измалковского района Липецкой области Плескова М.А. иск поддержали, уточнив, что прокуратура просит возложить на администрацию сельского поселения Пятницкий сельсовет обязанность организовать предоставление муниципальной услуги по выдаче информации и иных документов в электронной форме любым способом, предусмотренным законодательством.
Представитель административного ответчика глава администрации сельского поселения ФИО1 иск признал частично, пояснил, что Административный регламент был отменен в 2016 г. в связи с тем, что полномочия по выдаче справок о составе семьи, выписок из домовых книг переданы ОМВД, новый регламент они до сих пор не утвердили. Также не утверждена форма справок, у администрации нет четкого понятия, что они должны сделать. Требуемый прокуратурой срок в 6 месяцев не достаточен, просил увеличить его до года.
Выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу ч.1 ст.218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст.226 КАС РФ).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (ч.9 ст.227 КАС РФ).
В соответствии с п.6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.5 того же Закона при получении муниципальных услуг заявители имеют право на их получение в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Этому праву заявителей корреспондирует обязанность органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п.2 ч.1 ст.6).
Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236.Так, предоставление в электронной форме муниципальных услуг может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), в том числе, в многофункциональных центрах, а также официальных сайтов органов местного самоуправления.
Для предоставления услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" соответствующие сведения должны содержаться в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
В силу ч.1 ст.12 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст.29 того же Закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
Не позднее 1 июля 2012 года органы местного самоуправления должны были обеспечить реализацию требований пункта 3 части 1 настоящего Федерального закона (о предоставлении в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, безвозмездно, а также получении от иных органов, многофункциональных центров таких документов и информации).
Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления должен был осуществляться поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.
Проверкой, проведенной прокуратурой Измалковского района, установлено, что администрацией сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района не утвержден план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Постановлением администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района от 22.04.2013 г. утвержден порядок формирования и ведения Реестра муниципальных услуг сельского поселения Васильевский сельсовет, в составе которого имеется сам Реестр. Однако, наименование и содержание предоставляемых услуг не соответствуют полномочиям сельских поселений, предусмотренных действующим законоадтельством.
Орган местного самоуправления сельского поселения имеет официальный сайт в сети Интернет. Однако, на нем не размещен актуальный перечень предоставляемых муниципальных услуг, в том числе, в электронном виде.
На едином и региональном порталах отсутствует информация, в том числе, административный регламент о предоставлении муниципальных услуг администрацией сельского поселения Васильевский сельсовет. В реестр государственных и муниципальных услуг Липецкой области они не внесены. Таким образом, в электронной форме муниципальные услуги не оказываются.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями» предусмотрено, что выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляется государственными и муниципальными учреждениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи, действительно, неактуален тот Административный регламент 2012 г., которым предусматривалась выдача именно этих документов. Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу истец уточнил исковые требования.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления сельского поселения суд полагает, что администрация сельского поселения вправе выдавать выписки из лицевого счета хозяйства, иную информацию, содержащуюся в похозяйственных книгах, копии документов, подтверждающих право владения землей и пр., присваивать адрес объекту адресации, изменять и аннулировать такой адрес, предоставлять другие муниципальные услуги, в том числе, социально значимые.
Прокуратурой Измалковского района не ограничивается право органа местного самоуправления сельского поселения самостоятельно определить перечень предоставляемых муниципальных электронных услуг, а также способ их получения заявителями (через единый либо региональный порталы, многофункциональный центр, специализированный информационный киоск на сайте администрации либо пр.) исходя из технической возможности.
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» предусмотрены мероприятия, направленные на становление цифровой экономики, одним из элементов которой является доступ граждан и организаций к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде.
В этой связи бездействие администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района, не предпринимающей мер не только к переходу на электронное взаимодействие с гражданами и организациями, но и по разработке административного регламента о предоставлении муниципальных услуг, по передаче перечня этих услуг в реестр государственных и муниципальных услуг Липецкой области, незаконно.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления с уполномоченным органом для размещения сведений об услугах (функциях) в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» Постановлением администрации Липецкой области от 23.08.2012г. № 342 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утвержден Постановлением администрации Липецкой области от 23.08.2012г. № 342 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861».
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела сведений об исполнении административным ответчиком установленной законом обязанности нет, требование прокурора подлежит удовлетворению.
Суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления его в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным для того, чтобы разработать нормативную базу и организовать предоставление муниципальной услуги в электронной форме. При наличии объективных причин, затрудняющих эту работу, суд по ходатайству административного ответчика вправе отсрочить исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальной услуги по выдаче информации и иных документов в электронной форме.
Обязать администрацию сельского поселения Пятницкий сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать предоставление муниципальной услуги по выдаче информации и иных документов заявителям в электронной форме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2022 г.
Судья: