ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А24/2021 от 05.03.2021 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело (УИД) № 48RS0017-02-2021-000012-29

Производство № 2а - А 24/2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи - Сенюковой Л.И.,

при секретаре - Золотаревой Е.А.,

с участием представителей административного истца прокуратуры Воловского района Липецкой области - старшего помощника Дмитриева В.Г., помощника прокурора Солдатовой Е.О.,

представителя административного ответчика Администрации Воловского муниципального района Липецкой области – Трубникова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о признании бездействия, выразившегося в непринятии самостоятельной муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о признании бездействия, выразившегося в непринятии самостоятельной муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о профилактике и противодействии терроризму в деятельности администрации Воловского муниципального района Липецкой области.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Воловского муниципального района мероприятия в сфере профилактики терроризма осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности населения Воловского района на 2014-2024 годы», в состав которой входит подпрограмма «Предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории района на 2015-2024 годы».

Однако, в нарушение требований ст. 5.2 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории Воловского муниципального района отдельная программа в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений отсутствует.

По фактам выявленных нарушений 20.11.2020 года за №51-263д-20 в адрес главы администрации Воловского муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, с требованием о разработке и принятии самостоятельной программы в указанной сфере.

Вместе с тем, согласно ответу, на представление от 08.12.2020 года за №1157, требования содержащиеся в представлении прокуратуры района не удовлетворены.

Исполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования регламентировано нормами федерального законодательства: ч. 7 ст. 2, ч. 3 ст. 5, ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020 года) "О противодействии экстремистской деятельности", п.п. 6.1, 6.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 32 "Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05. 2020 года N 344.

Однако. требования названных правовых актов в указанных сферах административным ответчиком не исполняются, что свидетельствует о незаконном бездействии.

Неисполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Воловского муниципального района, не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской и террористической деятельности.

Поэтому прокурор Воловского района просит суд признать бездействие администрации Воловского муниципального района Липецкой области выразившееся в непринятии самостоятельной муниципальной программы, направленной на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, незаконным;

возложить обязанность на администрацию Воловского муниципального района Липецкой области по рассмотрению вопроса о принятии самостоятельной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории района.

Представители административного истца помощник прокурора Солдатова Е.О., старший помощник прокурора Воловского района Липецкой области Дмитриев В.Г. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержали, по обстоятельствам в нем изложенным, при этом помощник прокурора Солдатова Е.О. дополнила, что административному ответчику необходимо разработать отдельную муниципальную целевую программу в данной области, представленные административным ответчиком подпрограммы, в рамках иной программы, предусматривают только частичные мероприятия в области профилактики терроризма, экстремизма в отдельных сферах, не устанавливает финансовое обеспечение профилактики терроризма в целом, не содержит сведений о минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, экстремизма. Отсутствие отдельной комплексной муниципальной программы в данной сфере не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории района мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма, финансировать их соответствующим образом.

В связи с тем, что не разработана отдельная муниципальная программа, предусматривающая мероприятия в сфере терроризма, экстремизма, минимизации и ликвидации последствий нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Воловского муниципального района.

Подпрограмма не содержит сведений о минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, экстремизма.

Принятием данной подпрограммы не нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, но необходимо разработать отдельную комплексную муниципальную программу, поскольку стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает создание на муниципальном уровне, муниципальной целевой программы, которая предусматривает формирование системы профилактики терроризма, экстремизма. Отсутствие отдельной муниципальной программы не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма на территории района и финансировать эти мероприятия.

Старший помощник прокурора Дмитриев В.Г. административные исковые требования уточнил, просил признать бездействие Администрации Воловского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии самостоятельной муниципальной программы, направленной на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления незаконным, просил суд возложить обязанность на Администрации Воловского муниципального района Липецкой области по рассмотрению вопроса о принятии самостоятельной целевой программы по профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления на территории Воловского муниципального района Липецкой области, которые основаны на нормах действующего законодательства, при этом дополнил, что действующая программа района «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014-2024 годы», не является отдельной муниципальной программой по противодействию терроризму, как требует норма ст. 5.2 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Представитель административного ответчика Администрации Воловского муниципального района Липецкой области, по доверенности Трубников А.Н., требования прокурора не признал, просил суд в удовлетворении административного искового заявления прокурора к Администрации Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципальной программы, направленной на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений незаконным, отказать, ссылаясь на то, что единственным правовым основанием обращения с данным административным иском является ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют муниципальные программы.

В представлении прокурора Воловского района в Администрацию Воловского муниципального района Липецкой области речь шла только о терроризме, об экстремизме речи не было, полагает, что если не было претензионного порядка обращения, то и требования не подлежат рассмотрению.

Разработкой на территории Воловского муниципального района Липецкой области данной подпрограммы Администрацией Воловского муниципального района Липецкой области закон не нарушен. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, в случае возникновения коллизий действуют обычные правила «последующий акт отменяет предыдущие», а, кроме того, приоритетными признаются нормы того акта, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Из статьи 179 Бюджетного кодекса РФ следует, что порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Финансирование утверждается решением о бюджете.

Сумма бюджета утверждается и только в рамках данного бюджетного финансирования администрация может действовать. Если прокуратура Воловского района считает, что есть претензии к бюджетному финансированию, то это вопрос необходимо ставить перед депутатами. Администрация Воловского муниципального района Липецкой области представила в суд нормативный правовой акт, который регулирует вопросы разработки и принятия административных программ – Порядок разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ, утвержденный постановлением Администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 09.08.2013 года № 282, согласно которому программа состоит из подпрограмм. Без подпрограмм муниципальная программа работать не может. Нужно приводить программы в соответствие либо бюджет утверждаться не будет. В Порядке разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ указано, что муниципальная программа Воловского муниципального района Липецкой области включает в себя подпрограммы муниципальных программ, представляющие собой комплекс основных мероприятий, направленных на решение конкретных задач. В субъекте Российской Федерации - Липецкой области, подпрограмма по противодействию терроризму под № 4 включена в государственную программу по противодействию преступности.

В рекомендациях Минфина говорится о том, что Российская Федерация, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования вправе самостоятельно принять решение о том, в рамках какой государственной программы будет обеспечиваться достижение поставленными государственными программами целей. При этом возможно, как формирование отдельной государственной муниципальной программы, так и включение данного направления в государственную муниципальную программу, в качестве структурного элемента.

Администрация Воловского муниципального района Липецкой области ссылается на свое постановление, согласно которого должна быть разработана муниципальная программа, включающая в себя подпрограммы. Борьба с терроризмом, минимизация последствий его проявлений реализуется в Администрации Воловского муниципального района в рамках программы «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе».

В данной программе заложены подпрограммы. В качестве 3-ей подпрограммы указана «Профилактика терроризма», указаны индикатор цели, задачи муниципальной программы: обеспечение защиты населения от террористических, экстремистских проявлений, ожидаемые результаты реализации муниципальной программы в результате проявления экстремизма, терроризма - до 0 человек.

На уровне области соответствующая подпрограмма включена в программу «Обеспечение безопасности населения Липецкой области».

На уровне Федерации отдельной программы по противодействию терроризму нет. Мероприятия реализуются в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Он считает, что включение подпрограммы в программу не противоречит закону.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из положений части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п.6.1);

разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п.6.2).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

В силу ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанной программы устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.01.2021 года №ЮЭ9965-21-21564808 Администрация Воловского муниципального районе Липецкой области зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, основным видом деятельности которой является – деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

Как видно из представления об устранении нарушений законодательства о профилактике и противодействии терроризму от 20.11.2020 года №51-263д-2020 и.о. прокурора Воловского района Чамурлиевой Т.А. в адрес Администрации Воловского муниципального района Липецкой области, прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о профилактике и противодействии терроризму в деятельности администрации Воловского муниципального района Липецкой области, в ходе которой установлено, что администрацией Воловского муниципального района мероприятия в сфере профилактики терроризма осуществляются в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности населения Воловского района на 2014-2024 годы», в состав которой входит подпрограмма «Предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории района на 2015-2024 годы».

Однако, в нарушение требований ст. 5.2 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории Воловского муниципального района отдельная программа в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений отсутствует.

Выявленные нарушения влекут реальные предпосылки и условия для повышения межнациональной напряженности между иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации, законно проживающими на территории Российской Федерации, а также ослаблению профилактического воздействия в сфере противодействия терроризма и создают возможность возникновения террористических угроз.

По фактам выявленных нарушений прокурор требовал безотлагательно принять меры к устранению отмеченных нарушений - разработать и принять отдельную программу в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, включив в указанную программу выполнение конкретных мероприятий по профилактике и противодействию терроризму с учетом необходимого финансирования таких мероприятий.

Согласно сообщению Администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 08.12.2020 года №1157 административным ответчиком рассмотрено представление прокурора Воловского района об устранении нарушений законодательства о профилактике и противодействии терроризму, административным ответчиком разработана и реализуется муниципальная программа Воловского муниципального района Липецкой области «Обеспечение общественной безопасности населения Воловского района на 2014-2024 годы», утвержденная постановлением администрации Воловского муниципального района от 25.10.2013 года №371, которая включает в себя подпрограммы муниципальных программ, представляющие собой комплекс основных мероприятий, направленных на решение конкретных задач.

Подпрограмма муниципальной программы представляет собой комплекс взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам основных мероприятий, направленных на решение соответствующей задачи муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.

Перечень муниципальных программ формируется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Воловского муниципального района и задачами, определенными в Стратегии социально-экономического развития Воловского муниципального района на период до 2024 года, утвержденной решением Воловского районного Совета депутатов от 26 июня 2008 года № 34 (в редакции решения Совета депутатов Воловского муниципального района от 12 сентября 2018 года № 181).

На основании пунктов 3, 4 Порядка муниципальная программа разрабатывается на срок, необходимый для достижения целей муниципальной программы, но не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития района.

Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств Воловского муниципального района осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета района. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением Совета депутатов Воловского муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период.

Мероприятие - проведение методической и информационной работы с населением по вопросам предупреждения террористических и экстремистских проявлений на территории района - осуществляется в рамках подпрограммы 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы» муниципальной программы «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы», утверждённой постановлением администрации Воловского муниципального района от 25 октября 2013 г. №371.

Согласно справки о результатах проверки от 20.01.2021 года ст. помощника Дитриева В.Г. прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о профилактике и противодействии терроризму в деятельности администрации Воловского муниципального района Липецкой области, в ходе которой установлено, что администрацией Воловского муниципального района мероприятия в сфере профилактики терроризма осуществляются в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности населения Воловского района на 2014-2024 годы», в состав которой входит подпрограмма «Предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории района на 2015-2024 годы».

Однако, в нарушение требований ст. 5.2 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории Воловского муниципального района отдельная программа в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений отсутствует.

По фактам выявленных нарушений 20.11.2020 года №51-263д-20 в адрес главы администрации Воловского муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, с требованием о разработке и принятии самостоятельной программы в указанной сфере, однако требования, содержащиеся в представлении прокуратуры района, административным ответчиком не удовлетворены.

Постановлением Администрации Воловского муниципального района №282 от 09.08.2013 года «Об утверждении Порядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Воловского муниципального района Липецкой области» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях повышения эффективности бюджетных расходов путем совершенствования системы программно-целевого управления, обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Администрации Воловского муниципального района утвержден Прядок разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Воловского муниципального района Липецкой области.

Согласно п.1 - п.4 Прядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Воловского муниципального района Липецкой области муниципальная программа Воловского муниципального района Липецкой области включает в себя подпрограммы муниципальных программ, представляющие собой комплекс основных мероприятий, направленных на решение конкретных задач.

Подпрограмма муниципальной программы представляет собой комплекс взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам основных мероприятий, направленных на решение соответствующей задачи муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач (п.1).

Основанием для разработки муниципальных программ является утвержденный администрацией района Перечень муниципальных программ.

Перечень муниципальных программ формируется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Воловского муниципального района и задачами, определенными в Стратегии социально-экономического развития Воловского муниципального района.

Проект Перечня подготавливается отделом социально-экономического развития администрации района совместно с отделом финансов администрации района с учетом предложений структур администрации района.

Внесение изменений в Перечень производится по решению администрации района в порядке, установленном регламентом деятельности администрации района.

Перечень муниципальных программ содержит название муниципальной программы, основные направления ее реализации, ответственных исполнителей и соисполнителей…(п.2).

Муниципальная программа разрабатывается на срок, необходимый для достижения целей муниципальной программы, но не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития района (п.3).

Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств Воловского муниципального района осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета района. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением Совета депутатов Воловского муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период (п.4).

Постановлением Администрации Воловского муниципального района №449 от 12.12.2013 года «О внесении изменений в постановление администрации Воловского муниципального района от 09.08.2013 года №282 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Воловского муниципального района Липецкой области» (с изменениями от 25.10.2013 г. №372) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях повышения эффективности бюджетных расходов путем совершенствования системы программно-целевого управления, обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления администрацией Воловского муниципального района внесены следующие изменения в указанный выше Прядок разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Воловского муниципального района: раздел II «Требования к структуре муниципальной программы» дополнен пунктом 7 следующего содержания «7. Программы и подпрограммы, разрабатываемые на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, формируются в соответствии с указанными в них требованиями.

При разработке программ и подпрограмм в соответствии с настоящим пунктом заполнение объемов финансирования по ним в приложениях 3,4 к настоящему Порядку может осуществляться без разбивки по основным мероприятиям».

Постановлением Администрации Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации №394 от 20.12.2018 года утвержден Перечень муниципальных программ Воловского муниципального района, в котором под №3 значится муниципальная программа – «Обеспечение безопасности человека».

Постановлением Администрации Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации №107 от 10.04.2019 года внесены следующие изменения в постановление администрации Воловского муниципального района от 25.10.2013 года №371 «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014-2020 годы» (с изменениями от 02.06.2014 г. №216, от 2.12.2014 г. №415; от 16.06.2015 г. №178; от 16.09.2015 г. №257; от 28.12.2016 г. №372; от 23.06.2017 г. №196; от 12.09.2018 г. №290): «1.1. В названии постановления цифры «2014-2020» заменить цифрами «2014- 2024».

В новой редакции муниципальная программа «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы», утверждена постановлением администрации Воловского муниципального района от 25.10.2013 г. №371 (с изменениями от 02.06.2014 г. №216, от 2.12.2014 г. №415; от 16.06.2015 г. №178; от 16.09.2015 г. №257; от 28.12.2016 г. №372; от 23.06.2017 г. №196; от 12.09.2018 г. №290) согласно приложению.

Судом, бесспорно, установлено, что административным ответчиком разработана и утверждена Муниципальная программа Воловского муниципального района «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы».

Как видно из Муниципальной программы Воловского муниципального района «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы», утверждённой постановлением администрации Воловского муниципального района от 25 октября 2013 г. №371, Паспорта Муниципальной программы Воловского муниципального района «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы» установлены сроки и этапы реализации муниципальной программы – 2014-2024 годы (без выделения этапов), в состав данной программы входит подпрограмма 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы» муниципальной программы «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы», цель данной муниципальной программы – создание условий для безопасной жизнедеятельности населения района; индикатор цели - снижение количества пострадавших в том числе в результате проявлений экстремизма и терроризма, чел.; задачей данной муниципальной программы является в том числе - обеспечение защиты населения от террористических и экстремистских проявлений.

Оценка реализации поставленных задач осуществляется по показателям: отсутствие зарегистрированных (признанных судом) фактов проявления экстремизма и терроризма, повлекших гибель людей ед., указаны ожидаемые результаты реализации муниципальной программы – обеспечение в 2024 году к базовому 2013 году снижения количества пострадавших в том числе в результате проявлений экстремизма и терроризма до 0 чел.

Для решения поставленной цели и задач Программы реализуются, в том числе подпрограмма 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы», которая направлена на обеспечение общественной безопасности и общественного порядка путем проведения методической и информационной работы с населением по вопросам предупреждения терроризма и экстремизма на территории района.

В результате реализации подпрограмм 3 планируется увеличение количества мероприятий пропагандистской направленности в сфере антитеррористической и противоэкстремистской деятельности.

К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы к 2024 году относятся, в том числе снижение количества пострадавших в результате проявлений экстремизма и терроризма.

В результате выполнения задач муниципальной программы планируется недопущение фактов проявления экстремизма и терроризма, повлекших гибель людей.

Реализация данной муниципальной программы обеспечено необходимым финансированием за счет бюджетных ассигнований бюджета Воловского муниципального района в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств областного бюджета в общей сумме 33370,4 тыс. рублей, в том числе на реализацию подпрограммы 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы» - 85,5 тыс. руб.

Согласно Паспорту подпрограммы 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы» в данной подпрограмме определены ответственные исполнитель и соисполнители, установлены программно-целевые инструменты подпрограммы: проведение мероприятий, направленных на повышение общественной безопасности населения; принятие своевременных упреждающих мер по недопущению обострения конфликтных ситуаций, а также установлена задача подпрограммы, показатели задачи, сроки и этапы её реализации 2015-2024 годы, установлен объем финансирования за счет средств бюджета района всего -85,5 тыс. руб., в том числе по годам реализации программы. При этом указано, что объемы финансирования подпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета Воловского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.

В результате реализации данной Подпрограммы ожидается к 2024 году: отсутствие зарегистрированных (признанных судом) фактов проявления экстримизма и терроризма, повлекших гибель людей, 0 ед.;

Увеличение количества мероприятий пропагандистской направленности в сфере антитеррористической и противоэкстремистской деятельности до 6 ед.

Данная подпрограмма содержит: характеристику текущего состояния, формулировку основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и иных рисков в сфере профилактики терроризма и экстремизма на территории района, в том числе основные риски реализации подпрограммы, меры минимизации проявлений терроризма, экстремизма.

Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы: разработка системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения террористических актов; защита прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности; выработка мер по предупреждению терроризма и экстремизма, установлены задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы, показатели муниципальных заданий.

Разработаны мероприятия подпрограммы по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, которые отражены в разделе IY Подпрограммы.

Из подпрограммы 3 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории района на 2015-2024 годы» Муниципальной программы Воловского муниципального района «Обеспечение безопасности человека в Воловском муниципальном районе Липецкой области на 2014 – 2024 годы» следует, что органом местного самоуправления разработана и утверждена на муниципальном уровне целевая подпрограмма в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий их проявлений, профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, которая обеспечена необходимым финансированием из средств бюджета Воловского муниципального района в сфере противодействия терроризму и экстремизму, что свидетельствует о возможности обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма на территории Воловского муниципального района и является достаточной.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о признании бездействия, выразившегося в непринятии самостоятельной муниципальной программы по профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, незаконным, возложении обязанности на Администрацию Воловского муниципального района Липецкой области по рассмотрению вопроса о принятии самостоятельной программы по профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории района, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о признании бездействия, выразившегося в непринятии самостоятельной муниципальной программы по профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, незаконным, возложении обязанности на Администрацию Воловского муниципального района Липецкой области по рассмотрению вопроса о принятии самостоятельной программы по профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории района, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Сенюкова.

Мотивированное решение составлено 22 марта 2021 года.