ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А636/17 от 25.12.2017 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2А-А636/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2017 года село Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Измалкова А.В.,

при секретаре Некрасовой Ю.В.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора Добровского района Липецкой области Фроловой О.Ф.,

представителя административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Добровского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации незаконным и о понуждении к определенным действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добровского района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с административным исковым заявлением к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и о понуждении к определенным действиям. В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой Добровского района Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, по итогам которой в деятельности администрации Добровского муниципального района Липецкой области выявлены нарушения, а именно, установлено, что в нарушение требований ст.ст. 8.2, 8.3 Закона № 294-ФЗ на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля не размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов. Не утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. Кроме того, администрацией района не разработан и не утвержден Порядок оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Указанное выше свидетельствует о том, что администрацией Добровского муниципального района полномочия по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ, не реализуются. Аналогичные нарушения закона выявлены прокуратурой района в деятельности администрации района в июне текущего года. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 28 июня 2017 в адрес главы администрации Добровского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Однако, до настоящего времени администрацией Добровского муниципального района меры по устранению выявленных нарушений закона не приняты.

В просительной части административного иска прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Добровского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление; размещению на официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; разработке и утверждению Порядка оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядка оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ. Обязать администрацию Добровского муниципального района Липецкой области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление; разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов; разработать и утвердить Порядок оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; принять предусмотренные ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ меры по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований; принять предусмотренные ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ меры по организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Добровского района Липецкой области Фролова О.Ф. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Добровского муниципального района Липецкой области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 против удовлетворения административных исковых требований не возражала. Сообщила, что административный ответчик предпринимает действия, направленные на устранение выявленных прокуратурой Добровского района Липецкой области недостатков.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), предусматривающие с 01.01.2017 ведение органами местного самоуправления перечня видов муниципального контроля, организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из содержания пункта 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ следует, что представительным органом муниципального образования утверждается порядок ведения перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. В соответствии с утвержденным порядком органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль, ведут перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление.

Решением Совета депутатов Добровского муниципального района от 02.08.2017 № 169-рс утвержден Порядок ведения перечня видов муниципального контроля на территории Добровского муниципального района и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление.

Согласно п. 2.2 указанного Порядка перечень видов муниципального контроля на территории Добровского муниципального района и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, утверждается постановлением администрации Добровского муниципального района.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ глава 1 Закона № 294-ФЗ дополнена статьями 8.2, 8.3, вступившими в силу 01.01.2017, согласно которой на органы, осуществляющие муниципальный контроль, возложена обязанность по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

В силу ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Как следует из содержания п.п. 1-3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что прокуратурой Добровского района Липецкой области была проведена проверка исполнения администрацией Добровского муниципального района Липецкой области требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, по итогам которой было выявлено, что администрацией Добровского муниципального района Липецкой области: на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля не размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов. Не утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. Кроме того, администрацией района не разработан и не утвержден Порядок оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно ответу главы администрации Добровского муниципального района Липецкой области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) на представление прокурора Добровского района Липецкой области вышеуказанные нарушения администрацией района признаны и пояснено, что для устранения выявленных нарушений, причин и условий, способствовавших им, неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства в данной сфере правоотношений инициирована разработка и принятие в установленном порядке вышеперечисленных нормативных правовых актов.

Согласно ответу на запрос прокурора Добровского района Липецкой области от 16.11.2017 главы администрации Добровского муниципального района Липецкой области, решением 22 сессии VI созыва совета депутатов Добровского муниципального района -рс от 02.08.2017 утвержден Порядок ведения перечня видов муниципального контроля на территории Добровского муниципального района и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, перечень видов муниципального контроля не утвержден. Разработан регламент и положение о муниципальном земельном контроле (ответственное лицо - начальник отдела имущественных и земельных отношений ФИО6B.) Правовая база и информация по земельному контролю размещена на инициальном сайте администрации Добровского муниципального района www.admdobroe.ru).Уполномоченный орган местного самоуправления ответственный за ведение и формирование перечня не утвержден; информация о видах муниципального контроля и порядке его осуществления на сайте администрации не опубликована; меры по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику правонарушений обязательных требований, не ведутся.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик доказательств, опровергающих сведения, установленные судом, не представил.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, судья считает, что административные исковые требования прокурора Добровского района Липецкой области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в части обязания административного ответчика совершить определенные действия - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд рассмотрел дело по представленным доказательствам.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Добровского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Добровского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление; размещению на официальном сайте в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; разработке и утверждению Порядка оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядка оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Обязать администрацию Добровского муниципального района Липецкой области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- утвердить перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление;

- разместить на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов;

- разработать и утвердить Порядок оформления и содержания заданий на мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также Порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

- принять предусмотренные ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» меры по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;

- принять предусмотренные ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» меры по организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 15 дней со дня его получения.

Председательствующий А.В. Измалков

Решение в окончательной форме изготовлено: 25.12.2017.

Дело № 2А-А636/2017