Дело № 2а-А677/2020
УИД 48RS0005-02-2020-000602-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020г. с. Доброе
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.
при секретаре Прониной С.В.,
с участием помощника прокурора Добровского района Липецкой области Фроловой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет от 19 февраля 2018г. № 13 утвержден «План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет». Однако, данный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме администрацией сельского поселения не исполнен, оказание муниципальных услуг в электронной форме администрацией сельского поселения не осуществляется. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в части не принятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и неисполнении «Плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет», утвержденного постановлением администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 19 февраля 2018 г. № 13, а также обязать администрацию сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и обеспечить его исполнение.
В судебном заседании помощник прокурора Добровского района Липецкой области Фролова О.Ф. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признал.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В Российской Федерации реализуется Национальная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" и в Паспорте национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждённом президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
В частности, реализация федерального проекта предполагает:
обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;
обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;
обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;
преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.
Реализация национальной программы "Цифровое государственное управление" направлена, в том числе, на окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, формирование устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных и муниципальных органов, обеспечение бесперебойного функционирования критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и прозрачности получения государственных, муниципальных услуг, а также - на снижение коррупционных рисков.
Реализация Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» неизбежно затрагивает вопросы деятельности органов местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги гражданам, организациям и требует прежде всего приведения нормативных правовых актов в соответствие с существующим нормативным регулированием в сфере цифровой экономики.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя является одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 3 ст. 5 Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение данных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по их выбору.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 6 Закона предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и соответствующей обязанности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, получение результата предоставления услуги, осуществление оценки качества предоставления услуги и др.
Частью 4 ст. 29 Закона установлено, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами- графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления.
Во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет от 19 февраля 2018 г. № 13 утвержден «План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет».
Указанным планом-графиком предусмотрены следующие этапы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме:
размещение информации о муниципальных услугах в региональном портале государственных и муниципальных услуг Липецкой области и в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (1-ый этап, срок реализации - до ДД.ММ.ГГГГг.);
- размещение в региональном портале государственных и муниципальных услуг Липецкой области и в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, обеспечение доступа к таким документам для копирования и заполнения в электронном виде (2-ой этап, срок реализации - до ДД.ММ.ГГГГ);
- обеспечение для заявителей возможности предоставления документов в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (3-ий этап, срок реализации - до ДД.ММ.ГГГГ);
обеспечение для заявителей возможности осуществления с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинга хода предоставления услуги (исполнения услуги) (4- ый этап, срок исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ);
обеспечение для заявителей возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (5-ый этап, срок исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам проведенной прокуратурой Добровского района проверки установлено, что вышеуказанный план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме администрацией сельского поселения не исполнен, оказание муниципальных услуг в электронной форме администрацией сельского поселения не осуществляется.
Согласно информации, представленной администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не выполнен в связи с тем, что администрация сельского поселения не может самостоятельно разработать и разместить в региональном портале государственных и муниципальных услуг Липецкой области, в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), экранные формы.
Между тем, сведения о том, что администрация сельского поселения обращалась в Управление информатизации администрации Липецкой области по вопросам создания экранных форм на региональном портале государственных и муниципальных услуг Липецкой области, в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) для оказания муниципальных услуг в электронной форме, в прокуратуру района не представлены.
Кроме того, пунктом 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N236, предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов местного самоуправления.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки прокуратуры Добровского района Липецкой области и не оспаривались ответчиком.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неограниченного круга лиц - получателей муниципальных услуг, оказываемых администрацией посредством информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, несоблюдение требований федерального законодательства по переходу на оказание муниципальных услуг в электронной форме влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку администрацией сельского поселения предоставляются такие услуги субъектам предпринимательской деятельности, как: предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в части не принятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и неисполнении «Плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет», а также обязать администрацию сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и обеспечить его исполнение, установив срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Добровского района Липецкой области к администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и неисполнении «Плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемых администрацией сельского поселения Преображеновский сельсовет», утвержденного постановлением администрации сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 19 февраля 2018 г. № 13.
Обязать администрацию сельского поселения Преображеновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, обеспечить его исполнение и сообщить об этом в течение одного месяца в суд и прокурору Добровского района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Панченко
Решение в окончательной форме
изготовлено 03.07.2020г.