производство № 2а-Б147/2021
дело (УИД) 48RS0017-03-2021-000171-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«2» апреля 2021 года с. Долгоруково
Судья Тербунского районного суда Липецкой области Павлова Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области по факту не разработки и не принятия плана по противодействию коррупции незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области по факту не разработки и не принятия плана по противодействию коррупции на 2021 г. незаконным, возложении обязанности по его разработке.
В обоснование требования указано, что прокуратурой района организована и проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области. Особое внимание уделялось вопросам предупреждения коррупционных правонарушений, планирования деятельности на данном направлении.
Установлено, что имеют место отдельные нарушения, требующие принятия исчерпывающих мер по их устранению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность в том числе органов местного самоуправления в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).
Согласно ст.ст. 3-5 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции являются: комплексное использование политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное принятие мер по предупреждению коррупции.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Национальной стратегии противодействия коррупции» определено участие органов местного самоуправления в деятельности по противодействию коррупции, посредством утверждения и исполнения планов противодействия коррупции муниципальных образований, организации контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных указанными планами.
Пунктом 9 Национальной стратегии противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N460) предусмотрено, что национальная стратегия противодействия коррупции реализуется органами местного самоуправления в том числе: в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Однако, проверкой установлено, что администрацией сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области план противодействия коррупции на 2021 год не разрабатывался и не утверждался.
Выявленные нарушения законности указывают на отсутствие проводимой работы по предупреждению коррупционных проявлений, свидетельствуют о не выполнении органом местного самоуправления установленных государством задач в сфере противодействия коррупции и в целом негативно сказываются на поддержании стабильного уровня законности в данной сфере правоотношений.
Из содержания ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Просит признать бездействие администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не разработке и не принятии плана по противодействию коррупции на 2021 год незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области разработать и принять план по противодействию коррупции на 2021 год.
Представитель прокуратуры Долгоруковского района Липецкой области ФИО1 просила рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Больщебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Глава администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области ФИО2 также не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, требования признал в полном объеме.
Суд полагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Как следует из п. 5 ст. 3 Закона №237-ФЗ, одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ мерами противодействия коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно ч. 1 ст. 13.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Частью 2 ст. 13.3 указанного Закона, установлено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии с пп. 38 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Национальной стратегии противодействия коррупции» определено участие органов местного самоуправления в деятельности по противодействию коррупции, посредством утверждения и исполнения планов противодействия коррупции муниципальных образований, организации контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных указанными планами.
Пунктом 9 Национальной стратегии противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N460) предусмотрено, что национальная стратегия противодействия коррупции реализуется органами местного самоуправления в том числе: в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Проверкой установлено, что администрацией сельского поселения Большебоёвский сельсовет план противодействия коррупции на 2021 год не разрабатывался и не утверждался.
Так, согласно письменным объяснениям Главы сельского поселения Большебоёвский сельсовет ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией сельского поселения Большебоёвский сельсовет план мероприятий по противодействию коррупции не разрабатывался, не утверждался и, соответственно, не исполнялся, работа по противодействию коррупционных проявлений в истекшем периоде 2021 г. не проводилась. Причиной отсутствия указанного плана на 2021 год послужило ненадлежащее исполнение своих обязанностей старшим специалистом 1 разряда администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет, в обязанности которой входят данные полномочия.
Выявленные нарушения законности указывают на отсутствие проводимой работы по предупреждению коррупционных проявлений, свидетельствуют о не выполнении органом местного самоуправления установленных государством задач в сфере противодействия коррупции и в целом негативно сказываются на поддержании стабильного уровня законности в данной сфере правоотношений.
Таким образом, суд считает, что неисполнение администрацией сельского поселения Долгушинский сельсовет требований перечисленных в ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции", нарушают интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обусловленными кадровыми изменениями в организации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией и противоречит действующему законодательству.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрение административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Частью 2 ст. 157 КАС РФ установлено, что если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Суд полагает принять признание иска по делу, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
При таких обстоятельствах требования прокурора Долгоруковского района Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст. 178, ч.3 ст. 227 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, - не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать бездействие администрации сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не разработке и не принятии плана по противодействию коррупции <данные изъяты>
Обязать администрацию сельского поселения Большебоёвский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области разработать и принять план по противодействию коррупции на 2021 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить прокурору в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения возложенной обязанности.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: (<данные изъяты> Е.Н.Павлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>