Дело № 2а-Ч-678/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Красные Четаи
Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Михайлова Ю.И., при секретаре Шипееве А.Д.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Красночетайского района Чувашской Республики Савинкиной Д.В., представителя административного ответчика - представителя администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красночетайского района Чувашской Республики к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по не размещению на официальном сайте сети интернет сведений о доходах и расходах депутатов Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Красночетайского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики 6 созыва на себя и членов своих семей за 2015 год, возложении обязанности на ответчика в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Красночетайского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных всеми 18 депутатами Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики, на себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства в администрации Красночетайского района выявлены нарушения, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте Красночетайского района соответствующих сведений в отношении 18 депутатов Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики, представленных за 2015 год, чем нарушены права неопределенного круга лиц на доступ к информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности их супругов и несовершеннолетних детей.
В судебном заседании помощник прокурора Красночетайского района Чувашской Республики Савинкина Д.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, просила суд удовлетворить их. Она дополнила, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства в администрации Красночетайского района, выявлены нарушения, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте Красночетайского района соответствующих сведений доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера всех депутатов Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики, представленных за 2015 год. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Красночетайского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, однако указанные нарушения не устранены. Доводы, изложенные ответчиком в отзыве на административное исковое заявления, являются необоснованными и основаны на неверном понимании антикоррупционного законодательства. Необходимость удовлетворения заявленных требований вытекает из сложившейся судебной практики по делам такой категории дел. Кроме того, Федеральным законом от 03.04.2017 года N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции", внесены уточнения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 40 дополнена частью 7.4., которая гласит, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами), внесены уточнения в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ( ст.12.1 дополнена частью 4.3, которая гласит, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами).
В отзыве на административное исковое заявление представителем администрации Красночетайского района указано, что административный ответчик не согласен с предъявленными исковыми требованиями по следующим основаниям
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю). Однако Собрание депутатов Красночетайского района является представительным органом местного самоуправления, органом, избранным населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В связи с этим не понятно, кому должны представлять сведения депутаты. Администрация района не является ни работодателем, ни представителем нанимателя депутата Собрания депутатов.
Решением Собрания депутатов Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, рекомендовано назначить ответственного. Распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена ответственным за сбор и конфиденциальность представленных сведений работник администрации ФИО5
В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 2013 года № 613, утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Настоящим порядком устанавливаются обязанности Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемого Правительством Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников) указанных органов и организаций, их супругов и несовершеннолетних детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах этих органов и организаций (далее - официальные сайты) и предоставлению этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами, если федеральными законами не установлен иной порядок размещения указанных сведений и (или) их предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Однако депутаты Собрания депутатов не являются ни служащими, ни работниками вышеназванных органов и организаций, которые указаны в Порядке, утвержденным 613 Указом, тем более работниками администрации не являются и заработную плату в администрации района не получают.
В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 559 и п.8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящими Указами при разработке и утверждении соответствующих положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Собранием депутатов Красночетайского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района, осуществляющего полномочия на не постоянной основе, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, но при этом, сам Порядок размещения сведений не утвержден.
Федеральным законом № 152- ФЗ «Об обработке персональных данных» установлено, что обработка персональных для опубликования осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Депутаты согласие на обработку их персональных для опубликования не предоставили.
Таким образом, администрация района в нарушение действующего законодательства и в отсутствие разрешения самих депутатов не может разместить на сайте Красночетайского района в информационно - телекоммуникационной сети Интернет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Собрания депутатов <адрес> Чувашской Республики, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Представитель административного ответчика - администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО3 административные исковые требования не признала, в суде показала, что полностью согласна с доводами, указанными в отзыве на административное исковое заявление. Она дополнила, что администрацией района в апреле 2016 года вместе с проектом «Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей», был подготовлен проект «Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района на сайте Красночетайского района в информационно - телекоммуникационной сети Интернет». 19 апреля 2016 года было принято Решение Собрания депутатов об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а проект «Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов Красночетайского района на сайте Красночетайского района в информационно - телекоммуникационной сети Интернет» комиссией собрания депутатов был отклонен по тем мотивам, что депутаты заработную плату за свою деятельность не получают.
Заинтересованные лица - депутаты Собрания депутатов Красночетайского района 6 созыва, избранные ДД.ММ.ГГГГ: ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 Н.В., ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО1 В.И., ФИО18, ФИО7, ФИО19, ФИО20, ФИО21, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явились.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3)
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 Н.В., ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО1 В.И., ФИО18, ФИО7, ФИО19, ФИО20 и ФИО21, избранные ДД.ММ.ГГГГявляются депутатами Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики 6 созыва,то есть лицами, замещающими муниципальную должность, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представленные указанными выше депутатами Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики 6 созывасведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год, должностными лицами администрации Красночетайского района Чувашской Республики, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на официальном сайте администрации Красночетайского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не размещены.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований антикоррупционного законодательства в администрации Красночетайского района выявлены нарушения, прокуратурой Красночетайского района ЧувашскойРеспублики в адрес администрации Красночетайского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Из ответа администрации Красночетайского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1- 3.2 части 1 статьи 8 указанного Федерального закона, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. В этом перечне лица, замещающие муниципальные должности, отсутствуют, поэтому в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей депутатов Собрания депутатов района не размещены.
Часть 1 статьи 2 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч.7.1 ст. 40 Федерального закона N 131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно части 7.4. статьи 40 указанного Федерального закона N 131, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 4.3 статьи.12.1 Федерального закона N 273 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами).
Указом Президента РФ от 08 июля 2013 года N 613 "Вопросы противодействия коррупции" утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования
В п. 8 упомянутого Указа Президента РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Из содержания и смысла приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления, руководствуясь при этом вышеназванным Указом Президента РФ от 08 июля 2013 года N 613.
Поскольку этим Указом предусмотрено разработка и утверждение порядка размещения соответствующих сведений органами местного самоуправления, следовательно, они должны размещать их на своем официальном сайте.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления следует из нормативного правового акта Российской Федерации.
Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как основополагающее начало в регулировании вопросов противодействия коррупции, предполагает возможность и необходимость обнародования любых сведений, касающихся вопросов их деятельности.
При этом согласно положениям, содержащимся в законодательстве в области противодействия коррупции, обнародование соответствующих сведений производится с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и данных о государственной <данные изъяты>
Указанный выше Порядок также предусматривает, что размещение в сети "Интернет" персональных данных членов семьи лиц, замещающих муниципальную должность, исключается.
Вместе с тем, отсутствие муниципального правового акта о порядке размещения на официальном сайте органов местного самоуправления информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, не является основанием для освобождения от предусмотренной федеральным законодательством в области противодействия коррупции обязанности по размещению таких сведений.
В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Однако в нарушение требований указанных выше законов Собранием депутатов Красночетайского района до настоящего времени не принято решение о порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Красночетайском районе, и членов их семей на официальном сайте администрации Красночетайского района в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования.
Исходя из изложенного, когда на администрацию Красночетайского района, как орган местного самоуправления, в силу закона возложена обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, при этом установлено, что не размещение указанных сведений носит неправомерный характер, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательства устранения вышеуказанного нарушения административным ответчиком суду не представлены.
Суд считает, что администрации Красночетайского района Чувашской Республики для устранения нарушения разумно определить 5-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Красночетайского района Чувашскойреспублики удовлетворить.
Признать бездействие администрации Красночетайского района Чувашской Республики по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики 6 созыва на себя и членов своих семей за 2015 год, незаконным.
Обязать администрацию Красночетайского района Чувашской Республики в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами Собрания депутатов Красночетайского района Чувашской Республики 6 созыва, на себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.И. Михайлов