ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-Э-252/2021 от 22.12.2021 Панинского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Эртиль

22 декабря 2021 года

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Ледовской Е.П.,

при секретаре Продан А.С.,

с участием представителя административного истца - ООО «Эртильский сахар» - Дмитриевой Светланы Сергеевны,

представителя административного ответчика - отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области - и административного ответчика - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области - Ефремова Алексея Борисовича,

представителя административного ответчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области – Воеводина Евгения Витальевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ООО «Эртильский сахар» к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремову А.Б. и Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области о признании частично незаконными и частичной отмене акта выездной проверки и предписания,

У С Т А Н О В И Л

ООО «Эртильский сахар» обратилось в Панинский районный суд Воронежской области с указанным административным исковым заявлением к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремову А.Б. и Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области.

В обоснование заявленных требований ООО «Эртильский сахар» указывает, что в период с 07.10.2021 года по 12.10.2021 года начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области, Ефремовым А.Б. (далее - административный ответчик) была проведена выездная проверка ООО «Эртильский сахар» (далее - административный истец) (учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 36....). По результатам проверки составлен акт проверки от 12.10.2021 года и выдано предписание №1/3 от 12.10.2021 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (далее - предписание), в соответствии с которым ООО «Эртильский сахар» в указанные в предписании сроки необходимо устранить выявленные в ходе проверки нарушения установленных требований в области гражданской обороны. Предписание было получено административным истцом 12.10.2021 года. Согласно подпункта 2 (таблицы) пункта 11 акта выездной проверки от 12.10.2021 года и п.2 (таблицы) предписания № 1/3 от 12.10.2021 года об устранении нарушений обязательных требований по гражданской обороне, на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны, в связи с чем ООО «Эртильский сахар», по мнению административного ответчика, нарушает пункт 10 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», пункты 10, 12 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Предписанием № 1/3 от 12.10.2021 года на административного истца возложена обязанность устранить до 28.10.2022 года выявленные в ходе проверки нарушения, с которыми административный истец частично не согласен, а именно - в части п. 2 (таблицы) указанного предписания - нарушение обязательных требований по гражданской обороне: на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны. Административный истец посчитал указанные требования в соответствующей части незаконными и подлежащими отмене, в связи с чем, руководствуясь статьей 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», 26.10.2021 года, то есть в срок, установленный законом, с использованием портала государственных и муниципальных услуг, пытался направить указанную жалобу в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области (административному ответчику). Но в реестре проверок ООО «Эртильский сахар» данная проверка не значилась (скрин страницы прилагается), в связи с чем подписание электронной подписью и направление жалобы через электронный сервис оказалось невозможным по техническим причинам сайта, независящим от возможностей административного истца. Поскольку Федеральным законом № 248-ФЗ от 31.07.2020 года установлен обязательный досудебный порядок, административный истец направил жалобу с прилагаемыми документами, скрином с сайта госуслуг и пояснениями относительно невозможности пересылки через сайт, в адрес административного ответчика по электронной почте mchs-vm@mail.ru, а также заказным письмом (копия почтовой квитанции прилагается). 09.11.2021 года административному истцу поступил ответ, в котором предлагается направить жалобу через портал госуслуг, подписав ее электронной подписью, и подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Таким образом, учитывая, что на портале госуслуг нет сведений по данной проверке, административный истец по независящим от себя причинам не может исполнить требование закона и фактически лишен права на досудебное обжалование, что является недопустимым. Кроме того, статья 42 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 года содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы. Такого основания для отказа, как - несоблюдение порядка подачи жалобы через портал госуслуг, статья 42 не содержит, тем более, что данной возможности, по независящим от административного истца причинам, не было, а срок подачи жалобы, равный 10 рабочим дням, по состоянию на 26.10.2021 года соблюден. 10.11.2021 года административный истец вновь попытался подать жалобу через портал госуслуг, но по номеру проверки 36.... снова информация не найдена и система, как и в прошлый раз, не допускает к дальнейшим действиям. На основании изложенного, административный истец считает, что полностью исполнил свою обязанность по досудебному обжалованию, а действия административного ответчика по отказу в рассмотрении жалобы, неправомерны и лишают административного истца возможности на обжалование. Административный истец считает, что оспариваемые акты, вынесенные административным ответчиком, в части подпункта 2 (таблицы) пункта 11 акта выездной проверки от 12.10.2021 года и п.2 (таблицы) предписания № 1/3 от 12.10.2021 года об устранении нарушений обязательных требований по гражданской обороне в части отсутствия защитных сооружений гражданской обороны, незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям. Исходя из толкования норм Федерального закона «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) – ст.ст. 6, 10 - в совокупности с нормами Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, - п.п. 2-10, 14 - создание убежищ должно осуществляться в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и является комплексным мероприятием, осуществляемым совместно органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также организациями. Таким образом, одним из необходимых условий создания объектов гражданской обороны в мирное время является наличие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 7 Порядка создания убежищ). Административным органом не представлено доказательств того, что соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработан план создания объектов гражданской обороны в мирное время на территории Воронежской области; приняты в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны; определена общая потребность в объектах гражданской обороны для организаций. При этом действующим законодательством РФ не предусмотрено создание объектов гражданской обороны в отсутствие указанных планов на основании предписания, выданного должностным лицом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме этого, согласно письму Администрации Эртильского муниципального района по Воронежской области от 19.10.2021 № 31-11/3204, территория Эртильского муниципального района к категориям по гражданской обороне не относится; планом гражданской обороны и защиты населения от 26.11.2020 года № 118 дсп строительство защитных сооружений не определено. Административный истец не имеет возможности в срок до 28.10.2022 года исполнить предписание № 1/3 от 12.10.2021 года об устранении нарушений обязательных требований по гражданской обороне, поскольку указанные в предписании должностного лица требования, в части создания в срок до 28.10.2022 года убежищ и иных объектов гражданской обороны, - не соответствуют действующему законодательству РФ и необходимым условиям создания таких объектов в мирное время. Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований в области гражданской обороны, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы. Таким образом, предписание не соответствует закону, поскольку возлагает на заявителя обязанность создать (построить) объекты гражданской обороны без соблюдения требований, предусмотренных Порядком создания убежищ, в срок до 28.10.2022 года, что не соответствует ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На основании изложенного просят признать незаконным и отменить в акте выездной проверки от 12.10.2021 года об устранении нарушений обязательных требований по гражданской обороне пункт 2 (таблицы) пункта 11, вид нарушения - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны; признать незаконным и отменить в предписании № 1/3 от 12.10.2021 года об устранении нарушений обязательных требований по гражданской обороне п. 2 (таблицы) - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны, обязанность по созданию объекта гражданской обороны.

Кроме того, административным истцом - ООО «Эртильский сахар» - было представлено письменное дополнение к административному исковому заявлению, в котором указывают, что в дополнение к ранее изложенным основаниям для частичной отмены предписания от 12.10.2021 года № 1/3 и акта выездной проверки от 12.10.2021 года поясняют следующее. В своем предписании административный ответчик указывает вид нарушения - «на объекте отсутствуют, не созданы защитные сооружения гражданской обороны» и устанавливает срок устранения нарушения до 28.10.2022, однако не указывает, какие именно действия необходимо совершить обществу для устранения выявленного нарушения. Вместе с тем, Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» напрямую не классифицирует по видам (типам) защитные сооружения, но устанавливает в ст. 6 правило, что Правительство РФ определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (ГО). Правительством РФ принят порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок). В п. 2 названного Порядка сооружения ГО делятся на защитные и общего, вспомогательного, назначения. Среди защитных сооружений ГО порядок различает три вида: убежище, противорадиационное укрытие, укрытие. Первые два типа относятся к специально созданным защитным сооружениям «повышенного уровня» защиты от особых видов поражающих факторов; укрытия - более простой вид защитных сооружений от «простых» видов поражающих факторов. Из указанного предписания не следует, какое именно действие необходимо совершить обществу, для устранения допущенного нарушения и какой вид защитного сооружения создать. Вместе с тем, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований. Данная позиция изложена Верховным Судом в Определении Верховного Суда РФ от 22.05.2017 № 309-КГ17-4669 по делу № А07-6666/2016. Кроме того, отсутствие в предписании описания определенного мероприятия, которое должно быть реализовано в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с конкретными положениями действующего законодательства, ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны надзорных органов. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным (л.д.139-141).

В судебном заседании представитель административного истца - ООО «Эртильский сахар» - Дмитриева С.С. иск поддержала по основаниям, указанным в административном иске и дополнении к нему, кроме того, пояснила, что они полагают, что объект гражданской обороны – это недвижимое имущество. Недвижимое имущество в течение года, учитывая градостроительные нормы и требования, построено быть не может, потому что требуется ряд согласований. Это и проекты, и согласование с органами архитектуры, и сами подрядные работы.

В судебном заседании представитель административного ответчика - отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области - и административный ответчик - начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области - Ефремов А.Б. административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, также показав, что есть перечень организаций, отнесенных к определенной категории по гражданской обороне, который засекречен. Он подписан губернатором Воронежской области и согласован с министерством. ООО «Эртильский сахар» включено в данный перечень, на основании чего и была проверка в ООО «Эртильский сахар». Согласно закону, должен быть план, разработанный федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованный с министерством Российской Федерации, но, для того, чтобы включили в план, общество должно само обратиться с предложением, чтобы его включили в план, но истец этого не сделал. Истец неправильно трактует, что если нет плана, и он не стоит в плане, то ему не нужны защитные сооружения в виде укрытия. В предписании указано, что общество должно создать защитное сооружение; из предписания не видно, что обществу надлежит конкретно создать (предписание у них пишутся так), но они могли сделать запрос информационным письмом, что нужно – убежище или укрытие, и им бы пояснили. У них должно быть укрытие, согласно пунктов 3 и 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309. Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 28 от 12.02.1998 года, обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организацией, осуществляется за счет средств организации.

Административным ответчиком - начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области - Ефремовым А.Б. также представлены суду письменные возражения на административное исковое заявление, в котором он указывает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой). В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение о гражданской обороне), основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый). Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок создания убежищ), к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 10 Порядка создания убежищ, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Согласно пункта 12 Порядка создания убежищ, создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ООО «Эртильский сахар» является организацией, отнесенной к 1 категории по гражданской обороне Воронежской области (перечень организаций Воронежской области, отнесенных к категориям по Гражданской обороне от 26.05.2017 года, утвержден губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым и согласован с заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.Ф. Барышевым от 11.07.2017г.), при этом работники его наибольшей работающей смены не обеспечены укрытием, учреждение не обращалось с запросами в уполномоченные органы о существующей у него потребности в объектах гражданской обороны. Таким образом, выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов; отсутствие разработанного и утвержденного уполномоченными органами плана гражданской обороны, а равно не включение указанной организации в данный план не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны. В целях исполнения предписания учреждение вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку и согласование плана создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2021 № 307-ЭС21-15519. В связи с чем просит оставить в силе пункт 2 (таблицы) из пункта 11 акта выездной проверки от 12.10.2021 №1 в части, касающейся отсутствия защитных сооружений гражданской обороны (укрытий), и оставить в силе пункт 2 (таблицы) из предписания от 12.10.2021 года №1/3 (л.д.100-101).

Представитель административного ответчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области – Воеводин Е.В. также в судебном заседании иск не признал, показав, что то, что данный объект отнесен к категории по гражданской обороне, не оспаривается. Постановлением правительства Российской Федерации от 16.08.2016 года № 804 утверждены правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 2 названных правил, отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие мобильные задания. Во исполнение данного постановления в Воронежской области имеется перечень организаций, отнесенных к гражданской обороне, в частности в Эртильском районе. Согласно п. 69, ООО «Эртильский сахар» имеет показатель мобильного задания – категория ГО №1. О том, что ООО «Эртильский сахар» с этим ознакомлено, имеется справка и.о. главы Эртильского муниципального района Воронежской области Ролдугина П.С.. Согласно данного письма, ООО «Эртильский сахар» имеет первую категорию по гражданской обороне, и данная информация доведена до них в установленном порядке в октябре 2017 года. Пункты 7, 9 постановления № 1309, на которые ссылается истец, и, которые якобы не дают ему создать укрытие, не относятся к организациям. ООО «Эртильский сахар» в этом плане не может быть. Орган власти субъекта укрывает неработающее население. Согласно п. 10 постановления, ООО «Эртильский сахар», как и любой другой объект, укрывают своих работников. Эти объекты сами создают защитные сооружения. Данная позиция согласуется с определением Верховного суда РФ от 20.09.2021 года № 307-ЭС21-15519, в котором аналогичная ситуация. В определении указано, что отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка, по созданию в больнице убежища, не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны; в целях исполнения предписания больница вправе обратиться к органам, уполномоченным на согласование и создание объектов гражданской обороны в мирное время, предоставив документы о наличии соответствующей потребности; выполнение организацией возложенных на нее обязанностей по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов. Для данного объекта достаточно укрытия, которое представляет из себя любой подвал из уже существующих. Укрытие не так сложно выполнить, как расписано в исковом заявлении, что их заставляют что-то строить. Относительно доводов административного истца поясняет, что есть определение Верховного суда РФ № 306-ЭС19-16062 от 23.09.2019 года, согласно которого суды пришли к выводу о том, что отсутствие конкретных указаний не является препятствием для исполнения предписания, поскольку из содержания предписательной части предписания можно сделать вывод о том, что конкретно должно сделать общество для устранения вменяемых нарушений, если таковые нарушения имели место. Они не могут и не имеют права писать в представлении, что нужно сделать, потому что таким образом они очень сильно ограничат истца в правах. Также они не могут указывать способ устранения нарушения, то есть устранить нарушение можно разными способами. Если нужно уточнить, можно обратиться к ним за консультацией, и они письменно дадут ответ. Установленный в предписании срок для устранения нарушений является достаточным, соответствует принципам разумности и справедливости.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит данный административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и незаконности принятого им или органом постановления и реального нарушения при этом прав заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (часть 2).

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - предмет контроля) являются:

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;

3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Как усматривается из материалов дела, начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области – главным государственным инспектором Эртильского района по пожарному надзору ГУ МЧС по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области Ефремовым А.Б. на основании принятого им решения о проведении выездной проверки плановой от 5 октября 2021 года № 1 (л.д. 59-60) в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год Главного управления МЧС России по Воронежской области, проведена выездная плановая проверка в рамках осуществления надзора за выполнением требований в области гражданской обороны в отношении ООО «Эртильский сахар». В ходе указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: абзаца 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абзаца 6 пункта 20 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» - организацией в целях гражданской обороны не накоплены запасы продовольственных средств; пункта 10 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пунктов 10, 12 Постановления правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны, что было отраженно в акте выездной проверки плановой от 12 октября 2021 года (л.д. 61-62).

Выявленные в ходе проверки нарушения требований абзаца 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абзаца 6 пункта 20 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» - организацией в целях гражданской обороны не накоплены запасы продовольственных средств; пункта 10 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пунктов 10, 12 Постановления правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны, послужили основанием для вручения начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремовым А.Б. ООО «Эртильский сахар» предписания об устранении нарушений обязательных требований гражданской обороны №1/3 от 12.10.2021 года, в котором предписано в срок до 28.10.2021 года устранить нарушения требований гражданской обороны, выявленных в ходе проверки: абзаца 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абзаца 6 пункта 20 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» - организацией в целях гражданской обороны не накоплены запасы продовольственных средств; пункта 10 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пунктов 10, 12 Постановления правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны (л.д.63-64).

Считая указанные в акте выездной проверки плановой от 12 октября 2021 года нарушения и требования предписания в части обязания устранить нарушения требований гражданской обороны, выявленных в ходе проверки: пункта 10 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пунктов 10, 12 Постановления правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны), ООО «Эртильский сахар» обратилось в суд с административном иском.

Согласно пункта 4 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Суд находит, что досудебный порядок обжалования акта выездной проверки и предписания, вынесенного начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремовым А.Б., ООО «Эртильский сахар» соблюден, так как в предусмотренный законом срок административный истец пытался подать жалобу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган – в Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, но подписание электронной подписью и направление жалобы через электронный сервис оказалось невозможным, так как в реестре проверок ООО «Эртильский сахар» данная проверка не значилась. После чего указанная жалоба была направлена административным истцом по электронной почте и заказным письмом. Жалоба не была рассмотрена не по вине административного истца (л.д. 31-42).

Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и административными ответчиками.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – Положение № 804).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 804 (ред. от 30.09.2019) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 10 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения (абзац третий); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац четвертый).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных субъектов гражданской обороны.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относится, в том числе укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

А, согласно п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);

Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (п.4).

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.7).

В соответствии с пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны, помимо прочего, планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 г. № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (далее - Правила № 804).

Согласно пункту 4 Правил № 804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Таким образом, выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов; отсутствие разработанного и утвержденного уполномоченными органами плана гражданской обороны, а равно не включение указанной организации в данный план не освобождает организации от соблюдения требований в области гражданской обороны.

В целях исполнения возложенной обязанности организация вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку и согласование плана создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2021 № 307-ЭС21-15519.

Как установлено в судебном заседании, общество с ООО «Эртильский сахар» является организацией, отнесенной к 1 категории по гражданской обороне Воронежской области, что подтверждается выпиской из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Воронежской области (Эртильский муниципальный район), от 26.05.2017 года, утвержденного зам. председателя правительства Воронежской области А.Ю. Верховцевым, и согласованного с заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.Ф. Барышевым 11.07.2017 года (л.д. 109-110).

При этом работники его наибольшей работающей смены не обеспечены укрытием; учреждение не обращалось с запросами в уполномоченные органы о существующей у него потребности в объектах гражданской обороны.

Административным истцом по существу не отрицается, что ООО «Эртильский сахар» относится к субъектам, включенным в пункт 3 Порядка № 1309, для которых создание защитных сооружений является обязательным, является категорированной организацией.

Вопреки доводу административного иска обязанность по созданию объекта гражданской обороны возложена на организацию пунктом 10 Порядка № 1309, ее выполнение не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов; отсутствие разработанного и утвержденного уполномоченными органами плана гражданской обороны не освобождает ООО «Эртильский сахар» от соблюдения требований в области гражданской обороны. ООО «Эртильский сахар» вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности.

Зависимость пункта 10 Порядка № 1309 с пунктами 7 - 9 Порядка № 1309 подразумевает не бездействие общества, а доведение до органов власти потребности и выполнение мероприятий по созданию защитных сооружений гражданской обороны для случая, когда это обязательно по закону, как в данной ситуации.

Учитывая изложенное, указанные в акте выездной проверки плановой от 12 октября 2021 года нарушения и требования начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремова А.Б., указанные в предписании об устранении нарушений обязательных требований гражданской обороны №1/3 от 12.10.2021 года, в части устранения нарушения требований гражданской обороны, выявленных в ходе проверки, в том числе и пункта 10 Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пунктов 10, 12 Постановления правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны) законны.

Доводы административного истца о том, что выданное административным органом предписание в части пункта 2 таблицы не отвечает критериям исполнимости, поскольку не содержит четких указаний на то, что именно (убежище, противорадиационное укрытие или укрытие) надлежит построить (возвести, переоборудовать, соорудить) обществу, чтобы исключить нарушение законодательства по гражданской обороне, суд не принимает во внимание, так как отсутствие конкретных указаний в предписании не является препятствием для его исполнения, поскольку из содержания описательной части предписания можно сделать вывод о том, что конкретно должно сделать общество для устранения вменяемых нарушений; в предписание четко указано, что ООО «Эртильский сахар» необходимо устранить нарушение требований гражданской обороны - на объекте отсутствуют (не созданы) защитные сооружения гражданской обороны, что логически предполагает создание защитных сооружений гражданской обороны. А, учитывая, что в предписании не указано, какое именно защитное сооружение гражданской обороны им надлежит создать, предполагается, что ими может быть создано любое из предусмотренных законом защитное сооружение гражданской обороны, что подтвердил в судебном заседании и представитель административного ответчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области – Воеводин Е.В..

Учитывая, что в судебном заседании было установлено, что для административного истца - ООО «Эртильский сахар» - в качестве защитного сооружения достаточно создать укрытие, а для укрытия населения могут быть приспособлены, в том числе и существующие, реконструируемые здания и сооружения, что не требует длительного времени, суд находит установленный срок исполнения предписания в части создания защитного сооружения – до 28.10.2022 года, разумным и исполнимым.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств выполнения обязанностей административным истцом - ООО «Эртильский сахар» - по созданию защитных сооружений гражданской обороны (укрытии), предписание выдано уполномоченным лицом, соответствует требованиям законодательства, является исполнимым, не возлагает на административного истца не предусмотренные законом обязанности, не влечет нарушение его прав, оснований для признания акта выездной проверки и предписания в оспариваемой части незаконными не имеется, суд находит исковые требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении административного иска ООО «Эртильский сахар» к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Эртильскому району Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ГУ МЧС России по Воронежской области Ефремову А.Б. и Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области о признании частично незаконными и частичной отмене акта выездной проверки и предписания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 27.12.2021 года.

Судья

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Эртиль

22 декабря 2021 года

Панинский районный суд Воронежской области в составе: