Дело №2а-К-122/2022
УИД 21RS0020-02-2022-000130-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 года село Комсомольское
Яльчикский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Зарубиной И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием старшего помощника прокурора ... Чувашской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора ... Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики о признании бездействие незаконным и об обязании разместить информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
установил:
... Чувашской Республики, реализуя предоставленные ему статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пунктом 3 статьи 35, статьей 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ№-I «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики (далее – административный ответчик, администрация) о признании бездействия незаконным, обязании разместить информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что ...ной прокуратурой путем мониторинга интернет - сайта https://gosuslugi.ru проведена проверка соблюдения администрацией требований законодательства о доступности размещаемой информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что администрацией не размещена полная и достоверная информация, предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Яльчикского районного суда.
Административный истец - старший помощник прокурора ... ЧР ФИО2 административные исковые требования прокурора с последующими уточнениями поддержала, просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на отсутствие оснований удовлетворения административного иска прокурора ввиду размещения администрацией сельского поселения полной и достоверной информации, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика – администрации ... ЧР в судебное заседание так же не явился; заявлений, ходатайств не представил.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, и не представивших доказательств уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
С учетом изложенного административное исковое заявление прокурора рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица на стороне административного ответчика.
Выслушав доводы помощника прокурора, и, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 7 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурор должен конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора, в том числе, - соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» прокурор должен организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Таким образом, проведение прокурором проверки в виде мониторинга информационного портала государственной информационной системы (далее – ГИС) ЖКХ не противоречит требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Основанием административного искового заявления явилась справка о результатах проверки от ДД.ММ.ГГ, в ходе которой установлено, что на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru административным ответчиком не размещен установленный законом объем сведений.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Исходя из части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Согласно Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №/пр от ДД.ММ.ГГ «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
Виды информации, размещаемой в системе, перечислены в статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ.
В силу пункта 12 части 16 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ органы местного самоуправления размещают в системе информацию о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ); о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации (пункт 13 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация сельского поселения, являясь органом муниципального образования, обязана размещать предусмотренную законом указанную выше информацию в системе ГИС ЖКХ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ...ной прокуратурой в ходе проверки соблюдения администрацией требований законодательства о доступности размещаемой информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, предусмотренных частью 16 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ, а именно: реализуемые администрацией муниципальная программа «Модернизация и развитие сферы ЖКХ», утвержденная постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№ (л.д.15); муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики на 2021 – 2023 годы», утвержденная постановлением главы сельского поселения ДД.ММ.ГГ№ (л.д.18), в ГИС ЖКХ не размещены (л.д.6-8).
Факт допущенных нарушений администрацией сельского поселения не оспаривается.
Как следует из содержания административного искового заявления с уточнениями, административный истец оспаривает бездействие органа местного самоуправления, полагая, что таким бездействием нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем просит возложить обязанность устранить допущенное нарушение.
Суд считает обоснованными административные исковые требования прокурора в указанной части, поскольку установленные судом обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации сельского поселения по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию федеральным законодательством, что нарушает основные права и свободы как жителей, так и иных граждан, находящихся на территории поселения, то есть неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Как видно из имеющихся в деле доказательств, на момент рассмотрения настоящего дела административным ответчиком в ГИС ЖКХ размещена муниципальная программа «Модернизация и развитие сферы ЖКХ», утвержденная постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№.
Между тем, вопреки доводам представителя административного ответчика, доказательств размещения в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а именно: муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики на 2021 – 2023 годы», утвержденной постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№, суду не представлено.
Сведениями о признании муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики на 2021 – 2023 годы», утвержденную постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№, утратившей силу или не действующей на территории сельского поселения, суд не располагает, таких доказательств административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать административного ответчика разместить в ГИС ЖКХ муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики на 2021 – 2023 годы», утвержденную постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№.
Суд не усматривает правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по размещению в ГИС ЖКХ муниципальной программы сельского поселения «Модернизация и развитие сферы ЖКХ», утвержденной постановлением главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№, которая, как установлено в судебном заседании, в установленном порядке размещена в ГИС ЖКХ.
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Исходя из положений части 2 статьи 178, статьи 227 КАС РФ, а также из характера возложенных на административного ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для устранения нарушений, с учетом принципа разумности, отсутствия обоснованного возражения административного ответчика по сроку исполнения заявленных требований, суд, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, считает возможным установить срок исполнения решения – три месяца со дня вступления его в законную силу.
Следовательно, административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению частично.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Иск прокурора ... Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет».
Обязать администрацию Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://dom.gosuslugi.ru) информацию, предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: информацию о разработанных муниципальных программах в области энергообеспечения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации – муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шераутского сельского поселения ... Чувашской Республики на 2021-2023 годы», утвержденную постановлением главы администрации Шераутского сельского поселения ... от ДД.ММ.ГГ№.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Яльчикский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Зарубина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.
Судья И.В. Зарубина
Решение20.04.2022