КОПИЯ
Дело № №/2019
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Верхний Мамон 14 ноября 2019 года
Павловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Борис Е.Ю.,
с участием административного ответчика администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в лице представителя ФИО1,
при секретаре Сафоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления об участии в аукционе земельного участка, признании результатов аукциона недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Павловский районный суд Воронежской области с административными исковыми требованиями к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 100 000 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, цель использования – осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а так же признании результатов подведения итогов по извещению №160119/4047813/02от 16.01.2019 года о намерении передачи в аренду указанного выше земельного участка.
В обоснование доводов административных исковых требований ФИО2 указал, что администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области опубликовала на сайте www.torgi.gov.ru извещение №160119/4047813/02от 16.01.2019 года о намерении предоставления в аренду сроком на 5 лет земельного участкаплощадью 100 000 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, цель использования – осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В извещении была указана электронная почта администрации Верхнемамонского района. Административный истец подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка на электронную официальную почту администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области – vmam@list.ru. Файл с заявлением о намерении участвовать в аукционе был подписан электронной подписью истца. От администрации Верхнемамонского муниципального района истцом было получено сообщение об отказе в рассмотрении его заявления в связи с нарушением истцом формы его подачи, а именно, в форме электронного заявления, а не на бумажном носителе, как указано в извещении. Полагал данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с Порядком и способами подачи заявлений, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 года №7, заявление может быть подано в орган, уполномоченный на принятие предусмотренного заявлением решения, в форме по выбору заявителя: путем направления электронного документа на официальную электронную почту уполномоченного органа или заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе путем отправки через личный кабинет единого или местного портала.
Административный истец ФИО2, его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно письменному заявлению ФИО2 просил рассмотреть дело без его участия.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела от истца поступили уточненные исковые требования, согласно которым истец просил признать незаконными действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления об участии в аукционе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, цель использования – осуществление КФХ его деятельности, а так же признать недействительными результаты аукциона, размещенные на сайте www.torgi.gov.ru по извещению №160119/4047813/02от 16.01.2019 года о намерении передачи в аренду указанного земельного участка.
Представитель административного ответчика – администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области административные исковые требования не признал, суду пояснил, что в связи с поступившим в администрацию Верхнемамонского муниципального района от главы КФХ ФИО3 заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для осуществления КФХ своей деятельности, администрация района в соответствии с ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ разместила на официальном сайте администрации извещение о приеме заявлений от граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе. В извещении было определена форма подачи заявлений – лично на бумажном носителе с предоставлением подлинников документов. Определение указанного способа подачи заявления связано с выявлением администрацией истинных намерений заявителей о заключении договора аренды земельного участка, и с целью отклонения необоснованных заявлений, заявлений, поданных ошибочно без намерения работать на земле.
ФИО2 23.01.2019 года подал заявление о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на электронную почту администрации. На бумажном носителе лично с предоставлением подлинников документов заявление истца в администрацию района не поступало. В силу положений ст. 39.18 Земельного кодекса РФ определение способа подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка отнесено к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления. Поскольку истцом был нарушен порядок подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка, заявление истца не могло быть учтено администрацией Верхнемамонского муниципального района при принятии решения в соответствии с положениями ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Просил отказать административному истцу в удовлетворении уточненных исковых требований.
Определением Павловского суда от 26.09.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3, которым так же было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды.
ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции государственных органов органам и организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а так же государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Судом установлено и из материалов настоящего административного дела следует, что 05.12.2018 года в администрацию Верхнемамонского муниципального района Воронежской области поступило заявление ИП главы КФХ ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в аренду для целей сельскохозяйственного производства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв. метров.
16.01.2019 года на сайте администрации Верхнемамонского муниципального района было размещено извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе №160119/4047813/02. Согласно указанному извещению определен порядок подачи заявлений: заявления подаются гражданином или КФХ лично на бумажном носителе с предоставлением подлинников документов в администрацию Верхнемамонского муниципального района по адресу: Воронежская область, Верхнемамонский район, с. Верхний Мамон, по. Ленина, 1, каб. 49, в срок до 18.02.2019 года.
23.01.2019 года ФИО2 было подано заявление о намерении участвовать в аукционе. Заявление было подано в форме электронного документа на электронную почту администрации Верхнемамонского муниципального района по адресу vmam@list.ru.
На бумажном носителе лично с предъявлением подлинников документов данное заявление в уполномоченный орган в установленный извещением от 16.01.2019 года срок не предоставлялось, что подтверждается ранее данными объяснениями представителя истца в судебном заседании.
Решением комиссии администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 19.02.2019 года ФИО2 отказано в рассмотрении его заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в связи с тем, что способ подачи заявки не соответствует способу, указанному в извещении № 160119/4047813/02 от 16.01.2019 года. Принято решение о заключении договора аренды земельного участка с ФИО3 без проведения аукциона.
Письмом администрации Верхнемамонского муниципального района от 06.02.2019 №369/11 истцу по адресу электронной почты, указанному в заявлении истца, был направлен ответ, в котором разъяснен способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе - лично на бумажном носителе с предъявлением подлинников документов, и в соответствии с п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ сообщено об отказе в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поскольку истцом не соблюден установленный порядок подачи заявления.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован главой VI Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.03.2015 г.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены ст. 39.6 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 г. N 7.
В силу пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В частности, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для вышеназванных целей.
Так, в пункте 1 статьи 39.18 ЗК РФ указано, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и
размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
При этом, в извещении о предоставлении земельного участка должны быть указаны сведения, изложенные в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления (подпункт 1); информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации целей, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (подпункт 2); адрес и способ подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 3); дата окончания приема указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации заявлений (подпункт 4); адрес или иное описание местоположения земельного участка (подпункт 5); кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать (подпункт 6).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из положений пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка для целей, указанных в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Пунктом 2 Порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на заключение права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а так же требований к их формату (утвержденного приказом Министерства экономического развития от 14.01.2015 года № 7), установлено, что заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения, по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту.
Из пункта 1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.01.2015 года № 7 следует, что указанный приказ регулирует порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений, предусмотренных положениями пункта 5 статьи 39.11, пункта 2 статьи 39.14 и пункта 6 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Действие данного приказа на порядок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) не распространяется.
Следовательно, в указанном выше случае подача заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса, в электронном виде невозможна.
В связи с изложенным суд находит, что способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе, определенный ответчиком в извещении № 160119/4047813/02 от 16.01.2019 года, не противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поскольку истцом был нарушен порядок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка, его заявление не могло быть учтено администрацией Верхнемамонского муниципального района при принятии решения в соответствии с положениями статьи 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, администрация Верхнемамонского муниципального района, направляя административному истцу сообщение о невозможности приема его заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка, поскольку оно подано способом, не указанным в извещении, а посредством электронной почты, действовала в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, прав истца не нарушила и не ограничила. Оснований для признания действий администрации незаконными и признании результатов подведения итогов по извещению не имеется.
Поскольку из материалов дела следует и судом в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что аукцион по передаче в аренду спорного земельного участка не проводился, предмет спора (признание результатов аукциона недействительными) в данной части исковых требований отсутствует.
На основании изложенного административные исковые требования ФИО2 к администрации Верхнемамонского муниципального района не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления об участии в аукционе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 100 000 кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, цель использования – осуществление КФХ его деятельности, а так же признании недействительными результатов аукциона, размещенных на сайте по извещению № от 16.01.2019 года, о намерении передачи в аренду земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Е.Ю. Борис
В окончательной форме решение изготовлено 14 ноября 2019 года
Председательствующий: подпись Е.Ю. Борис