ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-В113/2021 от 25.05.2021 Павловского районного суда (Воронежская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-в113/2021

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Верхний Мамон 25 мая 2021 года

Павловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Анпилогова С.В.

при секретаре Жиляковой О.М.

с участием административных истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3

административных ответчиков: администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в лице представителя ФИО7

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года главы администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части утверждения генеральных планов поселения в администрацию района,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с административным иском к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, просили признать незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года, заключенное между главой администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий по утверждению Генерального плана сельского поселения в администрацию муниципального района.

В обоснование административного иска указали, что в информационном бюллетене Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 8 от 05.03.2021 года опубликовано размещено оспариваемое соглашение, согласно которого администрация поселения передала администрации муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения в части утверждения генеральных планов Осетровского сельского поселения, в том числе: внесение изменений в генеральный план поселения; организация и проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий. Для осуществления переданных полномочий администрация поселения из своего бюджета предоставляет администрации муниципального района субвенции, объем которых определяется в соответствии с п. 3.1 Соглашения.

Административные истцы полагают оспариваемое Соглашение противоречащим требованиям муниципального, бюджетного и градостроительного законодательства, а также положениям Уставов Осетровского сельского поселения и Верхнемамонского муниципального района, поскольку представительным органом сельского поселения решение, касающееся передачи полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных соглашением и предоставлением межбюжетных трансфертов не принималось, бюджетом Осетровского сельского поселения на 2021 год, утвержденным Советом народных депутатов поселения, не предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов за передачу полномочий по утверждению генерального плана поселения.

Административные истцы являются жителями села Осетровка и депутатами Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения. Соглашение от 04.03.2021 года нарушает права депутатов и жителей села Осетровка, поскольку ограничивает самостоятельность поселения как муниципального образования.

В судебном заседании административные истцы требования административного иска поддержали.

ФИО1, в обоснование исковых требований также пояснила, что на момент заключения Соглашения и на момент судебного разбирательства отсутствует финансовое обеспечение Соглашения, поскольку решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 11 мая 2021 года № 4 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 28.12.2020 года № 11 «О бюджете Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не вступило в законную силу, поскольку не опубликовано, и не зарегистрировано в установленном порядке, в структуре расходов бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета поселения в бюджет муниципального района на передачу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Соглашением переданы полномочия по решению вопросов, относящихся к компетенции сельского поселения

ФИО2 полагал, что глава администрации Осетровского сельского поселения заключая оспариваемое Соглашение превысила свои полномочия, установленные ст. 35 Устава Осетровского сельского поселения, ссылался на п. 2.1 Порядка заключения соглашений… утвержденного решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 22 мая 2015 года № 10.

ФИО3 пояснила, что на заседании ревизионной комиссии изменения в бюджет поселения в части предоставления трансфертов не обсуждался, в результате оспариваемого Соглашения она была лишена депутатских полномочий по решению вопросов местного значения.

Представитель административных ответчиков ФИО7 требования административного иска не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению, полагал не нарушенными права административных истцов оспариваемым Соглашением, полагая его законным.

Суд, выслушав объяснения административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Соглашения о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части генеральных планов поселения от 4 марта 2021 года администрация Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района передает администрации муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения в части утверждения генеральных планов Осетровского сельского поселения (п. 1.1 Соглашения).

Из п.2.2 Соглашения следует, что для решения вопросов местного значения, предусмотренных п. 1.1 Соглашения администрация поселения возлагает на администрацию муниципального района полномочия по утверждению генерального плана Осетровского сельского поселения, в том числе: внесение изменений в генеральный план поселения; организация и проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий.

Согласно п. 1.2 Соглашения для осуществления полномочий администрация поселения из своего бюджета предоставляет администрации муниципального района субвенции, объем которых определяется в соответствии с п.3.1 Соглашения, в соответствии с которым объем межбюджетных трансфертов составляет 2700 рублей, из них в 2021 году 900 рублей, в 2022 году 900 рублей, в 2023 году 900 рублей. Соглашением определен срок его действия – по 31.12.2023 года, определен порядок и основания прекращения действия Соглашения, в том числе досрочного.Соглашение содержит положения об ответственности сторон Соглашения в случае его неисполнения, права и обязанности сторон Соглашения.

В соответствии с п. 5.1 Соглашения оно подлежит опубликованию 04.03.2021года и вступает в силу с момента его опубликования.

Согласно п. 3 ст. 7 Устава Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого решением № 3 от 20.02.2015 года Совета народных депутатов Верхнемамонскогомунипального района Воронежской области органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Устава Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого Решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области органы местного самоуправления Осетровского сельского поселения и органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Соглашения между органами местного самоуправления Осетровского сельского поселения и органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района заключаются на определенный срок. Они должны содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется нормативным правовым актом Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения.

Согласно п. 19 ст. 9 Устава Осетровского сельского поселения утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения Осетровского сельского поселения.

Часть 1 ст. 25 Устава Осетровского сельского поселения определяет структуру органов местного самоуправления поселения, к которым относятся: Совет народных депутатов сельского поселения – представительный орган поселения; глава Осетровского сельского поселения – высшее должностное лицо сельского поселения; администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган сельского поселения; ревизионная комиссия сельского поселения – контрольно-счетный орган сельского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 25 Устава глава Осетровского сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов сельского поселения и возглавляет администрацию Осетровского сельского поселения.

Статьей 35 Устава Осетровского сельского поселения определены полномочия главы Осетровского сельского поселения, который: представляет сельское поселение в отноешниях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава сельского поселения в исключительной компетенции Совета народных депутатов сельского поселения находятся: принятие Устава Осетровского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета Осетровского сельского поселения и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; утверждение стратегии социально-экономического развития сельского поселения; определение порядка управленияи распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия Осетровского сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы Осетровского сельского поселения в отставку; утверждение правил благоустройства территории Осетровского сельского поселения.

Согласно ч. 6 ст. 45 Устава Осетровского сельского поселения муниципальные правовые акты, соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования.

Статьей 46 Устава Осетровского сельского поселения установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» или в газете «Донская новь».

Согласно п. 2.1 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с органами местного самоуправления поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 28 апреля 2015 года № 10 Совет народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области утверждает порядок заключения Соглашений и внесение в него изменений и дополнений; осуществляет контроль за исполнением заключенных Соглашений. Пунктом 2.2 Порядка установлено, что администрация Осетровского сельского поселения инициирует передачу (принятие) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения; устанавливает порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения и производит их расчет; осуществляет разработку проектов Соглашений и заключает Соглашения; исполняет заключенные Соглашения.

Согласно п. 2.1 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 22 мая 2015 года № 10 Совет народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области утверждает порядок заключения Соглашений и внесение в него изменений и дополнений; осуществляет контроль за исполнением заключенных Соглашений. Пунктом 2.2 Порядка установлено, что администрация Осетровского сельского поселения инициирует передачу (принятие) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения; устанавливает порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения и производит их расчет; осуществляет разработку проектов Соглашений и заключает Соглашения; исполняет заключенные Соглашения.

Решением от 11 мая 2021 года № 4 Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района внесены изменения в решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 28.12.2020 года № 11 «О бюджете Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которым предусмотренымежбюджетные трансферты.

Платежным поручением № 78446 от 14.05.2021 года администрациейОсетровского сельского поселения перечислены на счет финансового отдела администрации Верхнемамонского муниципального района межбюджетные трансферты по передаче полномочий в соответствии Соглашением от 04.03.2021 года в размере 900 рублей.

Решение от 11 мая 2021 года № 4 Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района опубликовано в № 20 от 11 мая 2021 года Информационного бюллетеня Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

Пунктом 10 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» вопросы утверждения генеральных планов поселений отнесены к вопросам местного значения.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое Соглашение заключено в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного Порядка, согласия представительного органа для заключения соглашений Уставом Осетровского сельского поселения не предусмотрено, положения Соглашения не противоречат требованиям законодательства, переданные полномочия не относятся к исключительной компетенции сельского поселения, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы о том, что на момент заключения Соглашения отсутствовало финансовое обеспечение Соглашения судом отклоняются, поскольку п. 3.1 Соглашения предусматривается исполнение обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов после заключения Соглашения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 в удовлетворении административного иска к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года главы администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части утверждения генеральных планов поселения в администрацию района – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Анпилогов С.В.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: подпись Анпилогов С.В.

КОПИЯ

Дело № 2а-в113/2021

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Верхний Мамон 25 мая 2021 года

Павловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Анпилогова С.В.

при секретаре Жиляковой О.М.

с участием административных истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3

административных ответчиков: администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в лице представителя ФИО7

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года главы администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части утверждения генеральных планов поселения в администрацию района,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с административным иском к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, просили признать незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года, заключенное между главой администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий по утверждению Генерального плана сельского поселения в администрацию муниципального района.

В обоснование административного иска указали, что в информационном бюллетене Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 8 от 05.03.2021 года опубликовано размещено оспариваемое соглашение, согласно которого администрация поселения передала администрации муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения в части утверждения генеральных планов Осетровского сельского поселения, в том числе: внесение изменений в генеральный план поселения; организация и проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий. Для осуществления переданных полномочий администрация поселения из своего бюджета предоставляет администрации муниципального района субвенции, объем которых определяется в соответствии с п. 3.1 Соглашения.

Административные истцы полагают оспариваемое Соглашение противоречащим требованиям муниципального, бюджетного и градостроительного законодательства, а также положениям Уставов Осетровского сельского поселения и Верхнемамонского муниципального района, поскольку представительным органом сельского поселения решение, касающееся передачи полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных соглашением и предоставлением межбюжетных трансфертов не принималось, бюджетом Осетровского сельского поселения на 2021 год, утвержденным Советом народных депутатов поселения, не предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов за передачу полномочий по утверждению генерального плана поселения.

Административные истцы являются жителями села Осетровка и депутатами Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения. Соглашение от 04.03.2021 года нарушает права депутатов и жителей села Осетровка, поскольку ограничивает самостоятельность поселения как муниципального образования.

В судебном заседании административные истцы требования административного иска поддержали.

ФИО1, в обоснование исковых требований также пояснила, что на момент заключения Соглашения и на момент судебного разбирательства отсутствует финансовое обеспечение Соглашения, поскольку решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 11 мая 2021 года № 4 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 28.12.2020 года № 11 «О бюджете Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не вступило в законную силу, поскольку не опубликовано, и не зарегистрировано в установленном порядке, в структуре расходов бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета поселения в бюджет муниципального района на передачу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Соглашением переданы полномочия по решению вопросов, относящихся к компетенции сельского поселения

ФИО2 полагал, что глава администрации Осетровского сельского поселения заключая оспариваемое Соглашение превысила свои полномочия, установленные ст. 35 Устава Осетровского сельского поселения, ссылался на п. 2.1 Порядка заключения соглашений… утвержденного решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 22 мая 2015 года № 10.

ФИО3 пояснила, что на заседании ревизионной комиссии изменения в бюджет поселения в части предоставления трансфертов не обсуждался, в результате оспариваемого Соглашения она была лишена депутатских полномочий по решению вопросов местного значения.

Представитель административных ответчиков ФИО7 требования административного иска не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению, полагал не нарушенными права административных истцов оспариваемым Соглашением, полагая его законным.

Суд, выслушав объяснения административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Соглашения о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части генеральных планов поселения от 4 марта 2021 года администрация Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района передает администрации муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения в части утверждения генеральных планов Осетровского сельского поселения (п. 1.1 Соглашения).

Из п.2.2 Соглашения следует, что для решения вопросов местного значения, предусмотренных п. 1.1 Соглашения администрация поселения возлагает на администрацию муниципального района полномочия по утверждению генерального плана Осетровского сельского поселения, в том числе: внесение изменений в генеральный план поселения; организация и проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий.

Согласно п. 1.2 Соглашения для осуществления полномочий администрация поселения из своего бюджета предоставляет администрации муниципального района субвенции, объем которых определяется в соответствии с п.3.1 Соглашения, в соответствии с которым объем межбюджетных трансфертов составляет 2700 рублей, из них в 2021 году 900 рублей, в 2022 году 900 рублей, в 2023 году 900 рублей. Соглашением определен срок его действия – по 31.12.2023 года, определен порядок и основания прекращения действия Соглашения, в том числе досрочного.Соглашение содержит положения об ответственности сторон Соглашения в случае его неисполнения, права и обязанности сторон Соглашения.

В соответствии с п. 5.1 Соглашения оно подлежит опубликованию 04.03.2021года и вступает в силу с момента его опубликования.

Согласно п. 3 ст. 7 Устава Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого решением № 3 от 20.02.2015 года Совета народных депутатов Верхнемамонскогомунипального района Воронежской области органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Устава Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого Решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области органы местного самоуправления Осетровского сельского поселения и органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Соглашения между органами местного самоуправления Осетровского сельского поселения и органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района заключаются на определенный срок. Они должны содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется нормативным правовым актом Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения.

Согласно п. 19 ст. 9 Устава Осетровского сельского поселения утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения Осетровского сельского поселения.

Часть 1 ст. 25 Устава Осетровского сельского поселения определяет структуру органов местного самоуправления поселения, к которым относятся: Совет народных депутатов сельского поселения – представительный орган поселения; глава Осетровского сельского поселения – высшее должностное лицо сельского поселения; администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган сельского поселения; ревизионная комиссия сельского поселения – контрольно-счетный орган сельского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 25 Устава глава Осетровского сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов сельского поселения и возглавляет администрацию Осетровского сельского поселения.

Статьей 35 Устава Осетровского сельского поселения определены полномочия главы Осетровского сельского поселения, который: представляет сельское поселение в отноешниях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава сельского поселения в исключительной компетенции Совета народных депутатов сельского поселения находятся: принятие Устава Осетровского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета Осетровского сельского поселения и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; утверждение стратегии социально-экономического развития сельского поселения; определение порядка управленияи распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия Осетровского сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы Осетровского сельского поселения в отставку; утверждение правил благоустройства территории Осетровского сельского поселения.

Согласно ч. 6 ст. 45 Устава Осетровского сельского поселения муниципальные правовые акты, соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования.

Статьей 46 Устава Осетровского сельского поселения установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» или в газете «Донская новь».

Согласно п. 2.1 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с органами местного самоуправления поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 28 апреля 2015 года № 10 Совет народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области утверждает порядок заключения Соглашений и внесение в него изменений и дополнений; осуществляет контроль за исполнением заключенных Соглашений. Пунктом 2.2 Порядка установлено, что администрация Осетровского сельского поселения инициирует передачу (принятие) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения; устанавливает порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения и производит их расчет; осуществляет разработку проектов Соглашений и заключает Соглашения; исполняет заключенные Соглашения.

Согласно п. 2.1 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 22 мая 2015 года № 10 Совет народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области утверждает порядок заключения Соглашений и внесение в него изменений и дополнений; осуществляет контроль за исполнением заключенных Соглашений. Пунктом 2.2 Порядка установлено, что администрация Осетровского сельского поселения инициирует передачу (принятие) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения; устанавливает порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения и производит их расчет; осуществляет разработку проектов Соглашений и заключает Соглашения; исполняет заключенные Соглашения.

Решением от 11 мая 2021 года № 4 Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района внесены изменения в решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 28.12.2020 года № 11 «О бюджете Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которым предусмотренымежбюджетные трансферты.

Платежным поручением № 78446 от 14.05.2021 года администрациейОсетровского сельского поселения перечислены на счет финансового отдела администрации Верхнемамонского муниципального района межбюджетные трансферты по передаче полномочий в соответствии Соглашением от 04.03.2021 года в размере 900 рублей.

Решение от 11 мая 2021 года № 4 Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района опубликовано в № 20 от 11 мая 2021 года Информационного бюллетеня Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

Пунктом 10 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» вопросы утверждения генеральных планов поселений отнесены к вопросам местного значения.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое Соглашение заключено в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного Порядка, согласия представительного органа для заключения соглашений Уставом Осетровского сельского поселения не предусмотрено, положения Соглашения не противоречат требованиям законодательства, переданные полномочия не относятся к исключительной компетенции сельского поселения, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы о том, что на момент заключения Соглашения отсутствовало финансовое обеспечение Соглашения судом отклоняются, поскольку п. 3.1 Соглашения предусматривается исполнение обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов после заключения Соглашения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 в удовлетворении административного иска к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным с момента издания Соглашение от 4 марта 2021 года главы администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области по решению вопроса местного значения в части утверждения генеральных планов поселения в администрацию района – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Анпилогов С.В.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: подпись Анпилогов С.В.

1версия для печатиДело № 2а-в-113/2021 ~ М-в75/2021 (Решение)