Дело № 2а-Я-59/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 г. село Янтиково
Урмарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Николаевой М.В., при секретаре судебного заседания Семеновой Т.Ю.,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя Н., представителя административного ответчика И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании постановления главы администрации Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики от дата « О сносе самовольной постройки» незаконным и отмене данного постановления.
Административные исковые требования мотивированы тем, что сыну административного истца А. принадлежит на праве собственности земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, площадью данные изъяты., разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровым номером данные изъяты,который расположен по адресу: данные изъяты. Летом 2020 года со стороны дома №, расположенного по улице данные изъяты, заменили забор с сетки-рабицы на забор из металлических листов. дата из Тюмеревского сельского поселения получила постановление главы № от дата « О сносе самовольной постройки», которым на административного истца возложена обязанность в течении 1 года снести забор из металлического профнастила со стороны дома №, расположенного по улице данные изъяты или привести его в соответствии с установленными требованиями. Считает, что нарушены права административного истца, поскольку забор возведен на их земельном участке и не является самовольной постройкой.
Административный истец ФИО1, ее представитель Н. административное исковое требование поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, просили удовлетворить ее требования.
Представитель административного ответчика И. пояснил суду, что прокуратурой была проведена проверка и ему вынесено представление. В ходе проверки установлено, что напротив дома № по улице данные изъяты выявлен факт строительства забора из металлического профнастила в охранной зоне ВЛ-0,4 кВ. Он, как глава Тюмеревского сельского поселения вынес постановление в адрес ФИО1 о сносе указанного забора, поскольку ею нарушены требования положений Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Третьи лица- Филиал ПАО « Россети-Волга» -« Чувашэнерго», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материала дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному дата нотариусом данные изъяты, А. на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, площадью данные изъяты., разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровым номером: данные изъяты,который расположен по адресу: данные изъяты.
Из акта от дата, составленного начальником филиала ПАО « Россети Волга»-« Чувашэнерго» Т. следует, что при производстве осмотра ВЛ-0,4 кВ от ТП-24 в данные изъяты в охранной зоне ВЛ-0,4 кВ ф.3 ( пролеты опор №) от ТП-24 в данные изъяты допущены следующие нарушения в охранных зонах: ВЛ-0,4 кВ ф.3 ( пролеты опор №13-15) от ТП-24в данные изъяты имеется капитальное ограждение ( забор) на расстояние 1 метра вдоль ВЛ-0,4 кВ, нарушение Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». (л.д. 31).
дата копия указанного акта вручена ФИО1 ( л.д. 32).
Из представления прокурора данные изъяты от дата следует, что в ходе проверки персоналом данные изъяты РЭС Южного производственного отделения филиала ПАО « Россети-Волга»-«Чувашэнерго» проведен осмотр ВЛ-0,4 кВ напротив дома № по улице данные изъяты и выявлен факт строительства забора из металлического «профнастила» в охранной зоне ВЛ -0,4 кВ по вышеуказанному адресу.
По факту нарушения охраной зоны ВЛ направлены письма в адрес ФИО1, главе администрации Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о соблюдении и недопустимости нарушений требований Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 « О порядке установления охранных зон объектов электресетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». ( л.д. 25-29).
дата главе администрации Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики И. прокурором данные изъяты выдано представление об устранении нарушений.
дата главой Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики вынесено постановление « О сносе самовольной постройки», которым на административного истца ФИО1 возложена обязанность в течении одного года снести забор из металлического профнастила со стороны дома №, расположенного по улице данные изъяты.
Согласно ст. 21 Устава Глава Тюмеревского сельского поселения является высшим должностным лицом Тюмеревского сельского поселения и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим уставом.
В силу п.5 ст. 22 Устава глава в том числе, осуществляет следующие полномочия: обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Тюмеревского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В пределах своих полномочий глава Тюмеревского сельского поселения издает акты в форме постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и распоряжений по вопросам организации работы администрации Тюмеревского сельского поселения, которые вступают в силу с момента подписания, если иное не установлено законодательством, настоящим Уставом или самим актом. ( п. 5 ст. 22 Устава) (л.д.62).
В соответствии со ст. ст. 40,42 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно –бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.1 ст. 236 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка ( п.2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии с п.3 ст.56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно абзацу 2 пункту 2 части 2 ст.89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
В силу ст.3 ФЗ от 26.03.2003 года №35-ФЗ « Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Судом установлено, на праве собственности А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером данные изъяты, который расположен по адресу: данные изъяты, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от дата.
Между тем, дата главой Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики постановление « О сносе самовольной постройки» вынесено в отношении ФИО1, которая не является собственником земельного участка, на котором возведен забор из профнастила.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Подпунктом «а» пункта 11 вышеназванных Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные и дачные земельные участки, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Согласно приложению к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для проектного номинального класса напряжением 1 - 20 кВ на расстоянии 10 (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).
Согласно пункта 2.5.217 Правил устройства электроустановок ( ПУЭ-7) допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.
По смыслу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Так, согласно п.12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных п.10 Правил, в том числе по строительству зданий и сооружений, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Доказательств, подтверждающих отказ сетевой организации в согласовании истцу размещения забора на земельном участке, суду представлено не было.
Вместо с тем, из представленных в суд доказательств усматривается, что возведение вышеуказанного забора в охранной зоне ЛЭП, о сносе которого просит административный истец, не согласовано с данные изъяты РЭС Южного ПО филиала ПАО «Россети Волга»- «Чувашэнерго». Наличие забора в охранной зоне ЛЭП на расстоянии менее 2-х метров препятствует свободному доступу ремонтных бригад к линии электропередач, что может нарушить безопасную работу линии электропередач, а возведение в охранной зоне гаража влечет риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о нарушении при возведении забора охранной зоны воздушной линии электропередач, затрудняет доступ оперативно-технического персонала к указанным линиям электропередач для проведения планового обслуживания ВЛ, создает угрозу аварийных отключений электричества и пожароопасных ситуаций, а также создает угрозу причинения вреда здоровью граждан воздействием электрического тока.
Доводы представителя административного истца о том, что прежний забор из сетки-рабицы был построен давно, летом 2020 года забор только был заменен, в связи с чем действующее законодательство при их возведении истцом нарушено не было и то, что нет данных о постановке на учет линии передач, не могут приняты судом, поскольку, согласно положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года№ 160, земельный участок на расстоянии 10 метров вдоль воздушной линии электропередач напряжением до 20 кВ в обе стороны относится к охранной зоне. Кроме того, в данном случае действие охранной зоны и связанных с этим ограничений по использованию земельного участка в охранной зоне вытекает не из реализации конкретных мероприятий по определению соответствующей охранной зоны, а из фактического существования линии электропередач.
Между тем, дата главой Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики постановление « О сносе самовольной постройки» вынесено в отношении ФИО1, которая не является собственником земельного участка, тем самым у главы администрации Тюмеревского сельского поселения не имелось правовых оснований для вынесения в отношении нее постановления.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового требования, так как из содержания постановления главы Тюмеревского сельского поселения № от дата « О сносе самовольной постройки» следует, что именно ФИО1 должна снести забор из металлического «профнастила», в то время как она не является собственником земельного участка, на которой возведен забор, тем самым нарушаются его права и законные интересы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1к Администрации Тюмеревского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы Тюмеревского сельского поселения № от дата « О сносе самовольной постройки» удовлетворить.
Признать постановление главы Тюмеревского сельского поселения № от дата « О сносе самовольной постройки» незаконным, обязать главу Тюмеревского сельского поселения устранить нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца, путем отмены постановления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Николаева М.В.
Мотивированное решение составлено 17 марта 2021 года.
Решение16.03.2021