ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А335/2022 от 15.03.2022 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а335/2022

44RS0028-01-2022-000065-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Харитоновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калембрик Н.А. к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Калембрик Н.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ администрации Костромского муниципального района (адрес), изложенный в письме главы Костромского муниципального района от 18 октября 2021 года зз, в предоставлении Калембрик Н.А. в собственность земельного участка а с кадастровым номером , площадью 308 кв.м., расположенного (адрес), об обязании администрацию Костромского муниципального района Костромской области повторно рассмотреть заявление Калембрик Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка а с кадастровым номером площадью 308 кв.м., расположенного в (адрес).

В обоснование заявленных требований указала, Калембрик Н.А. обратилась в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка а с кадастровым номером , площадью 308 кв.м., расположенного в (адрес). Истцом получено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги за з от 18.10.2021 г. на том основании, что данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности (адрес)

Согласно Государственному акту на право пользования землей А-1 от 04.01.1983 г. коллективному саду «(адрес) для коллективного садоводства был предоставлен земельный участок площадью 4,2 га (42000 кв.м.). На основании постановления Главы администрации Костромского р-на от 20.11.1992 года коллективному саду «(адрес) предоставлен в коллективную собственность для садоводства земельный участок площадью 0,86 га (8600 кв.м.) (земли общего пользования) и выдано свидетельство от 09.12.1992 г.

В ЕГРН имеются сведения на земельный участок с кадастровым номером , площадью 9057 кв.м., с разрешенным использованием для садоводства (земли общего пользования). Сведения о земельном участке внесены как о ранее учтенном в базу ГКН в 1992 году с площадью 8600 кв.м.

Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 05.04.2018 г. Калембрик Н.А. предоставлен в собственность земельный участок а, площадью 308 кв.м., расположенный в (адрес)

В связи с тем обстоятельством, что данные земельные участки образовывались из земель общего пользования и в соответствии с п. 3 ст. 10.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

На основании проекта планировки земельного участка (адрес)» были образованы из земель общего пользования 6 земельных участков. Протоколом общего собрания членов (адрес)» 02.06.2018 г. был утвержден проект межевания (адрес) и принято решение передать в собственность членам товарищества по списку земельные участки (земли общего пользования), которые внесены в проект под буквой «а». Постановлением администрации Костромского муниципального района от 12.09.2018 г. данный проект межевания территории был утвержден.

Согласно протоколу общего собрания земельный участок с номером 36 «а» площадью 308 кв.м, передается члену товарищества Калембрик Н.А.

На основании утвержденного проекта межевания территории подготовлен межевой план по образованию земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 44:07:091914:55. Данный межевой план подготавливался по образованию земельного участка 36а площадью 308 кв.м., в том числе на основании протокола общего собрания (адрес)».

Одновременно подготавливались для подачи заявлений на государственный кадастровый учет с государственной регистрацией права межевые планы на остальные 5 земельных участков по списку. После многочисленных приостановок единственным из шести образованных земельных участков встал на кадастровый учет земельный участок а площадью 308 кв.м., предоставляемый Калембрик Н.А., с присвоением кадастрового номера . Дата внесения сведений в ЕГРН 17.05.2019 г.

Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области № 17 от 14.01.2019 г. были отменены постановления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, в том числе от 05.04.2018 г. в отношении Калембрик Н.А., на основании принятия во внимание постановления Администрации Костромского р-на от 20.11.1992 года «О передаче земель в коллективных садах в собственность, пожизненное наследуемое владение граждан».

08.10.2019 года по муниципальному контракту, заключенному с Администрацией Костромского района, на выполнение комплексных кадастровых работ подготовлен карта-план территории (адрес)». Как указано в карта-плане, на основании постановления об утверждении изменений проекта межевании территории и проекта планировки территории (адрес).

Поскольку на момент подготовки карта-плана по результатам комплексных кадастровых работ земельный участок а площадью 308 кв.м., предоставляемый Калембрик Н.А., с кадастровым номером уже был внесен в базу ЕГРН по межевому плану раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером , картой-планом образовывались только 5 земельных участков. На кадастровый учет встал земельный участок с разрешенным использованием - земли общего пользования, земельный участок с кадастровым номером , площадью 9057 кв.м. Площадь земель общего пользования при уточнении путем межевания на основании карта-плана увеличилась от предоставленной 8600 кв.м, (по свидетельству от 09.1992 г.).

Данные земельные участки образовывали уже из земель, собственность на которые не разграничена.

С учетом сведений ЕГРН о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером разрешенным использованием: земли общего пользования (адрес)», который стоял на кадастровом учете без границ, в результате кадастровых работ на основании проекта межевания территории в отсутствии разработанного карты-плана, земельный участок а площадью 308 кв.м., был образован единственно возможным способом - раздел с сохранением исходного земельного участка.

Однако данный способ образования земельного участка, запись о котором имеется в ЕГРН, не может служить препятствием его предоставления на основании заявления о предоставлении по акту госоргана, уполномоченного на предоставление земельного участка, так как, данная запись о способе образования земельного участка в данном случае не порождает прав членов садового товарищества на данный земельный участок при установленных границах земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям общего пользования площадью 9057 кв.м. Земельный участок а был бы образован в результате комплексных кадастровых работ по утверждённому проекту планировки территории (адрес)» и проекту межевания территории, если бы ранее не был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана.

Таким образом, спорный земельный участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми в данном случае находится в полномочиях Администрации Костромского района.

В судебном заседании истец Калембрик Н.А., представитель истца Ногтева Ю.А., действующая без полномочий, специально оговоренных в доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Костромского муниципального района Костромской области Иванова О.А., действующая на основании доверенности, требования Калембрик Н.А. считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представила отзыв, в котором указала, что испрашиваемый земельный участок имеет кадастровый , площадь 308 кв.м., (адрес)

Согласно выписке из ЕГРН от ДДММГГГГ земельный участок с кадастровым номером 44:07:091913:131 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером площадью 9057 кв.м., расположенный по адресу: (адрес)», принадлежит на праве собственности (адрес), вид разрешенного использования земельного участка — для садоводства (земли общего пользования).

Согласно письму Минэкономразвития России от 26.10.2018 № Д23и-5764 «О виде разрешенного использования образуемого земельного участка» по общему правилу вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, в том числе в случае, если образуемые земельные участки располагаются в границах территории, для которой установлен градостроительный регламент.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

Согласно пункта 2.9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в сслучае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце 5 пункта 2.7 настоящей статьи.

В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, относящегося к землям общего пользования, он может быть предоставлен только в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков в НСТ «Аврора», при наличии заявлений членов НСТ «Аврора».

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц НСТ «Аврора», Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статей 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.

Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что Калембрик Н.А. согласно выписке из ЕГРН от 09 февраля 2022 года является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 660+/-18 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенного по адресу: (адрес)

Кроме того, административный истец является членом НСТ «Аврора».

21 сентября 2021 года Калембрик Н.А. обратилась в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка а, с кадастровым номером , площадью 308 кв.м., расположенного в (адрес)

Письмом главы администрации Костромского муниципального района от 18 октября 2021 года з Калембрик Н.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги на том основании, что данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности (адрес)

Согласно Государственному акту на право пользования землей А-1 от ДДММГГГГ коллективному саду «Аврора» для коллективного садоводства предоставлен земельный участок площадью 4,2 га (42000 кв.м.). На основании постановления Главы администрации Костромского р-на от 20.11.1992 года земельный участок площадью 0,86 га (8600 кв.м.) был предоставлен коллективному саду «Аврора» в коллективную собственность для садоводства (земли общего пользования) и выдано свидетельство от 09.12.1992 г.

В ЕГРН имеются сведения на земельный участок с кадастровым номером площадью 9057 кв.м., с разрешенным использованием для садоводства (земли общего пользования). Сведения о земельном участке внесены как о ранее учтенном в базу ГКН в 1992 году с площадью 8600 кв.м.

В схеме планировочной организации земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Аврора» от января 2018 года указан земельный участок с номером 36а, не включенный в земли общего пользования товарищества.

Суду представлен межевой план, подготовленный 04 марта 2019 года кадастровым инженером Маленкиной А.Л., в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером

В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером , на основании протокола очно-заочного общего собрания членов некоммерческого (адрес)» и постановления от 12.10.2018 г. об утверждении проекта межевания территории (адрес)

Разрешенное использование земельного участка согласно проекту межевания территории некоммерческого садоводческого товарищества «Аврора» - садоводство.

На основании постановления от 19.02.2019 года присвоен адрес образуемого земельного участка (адрес). Данный земельный участок на основании протокола от 02.06.2018 года передан в собственность Калембрик Н.А.

По точкам 4-1 образуемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером , местоположение данной границы согласовано с председателем (адрес)» в индивидуальном порядке.

По точкам 1-4 границы образуемого земельного участка проходят по границе земельного участка с К, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством.

Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 05.04.2018 г. Калембрик Н.А. предоставлен в собственность земельный участок а, площадью 308 кв.м., расположенный в (адрес)

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 14 января 2019 года постановление администрации Костромского муниципального района от 05 апреля 2018 года отменено.

08 октября 2019 года по муниципальному контракту, заключенному с администрацией Костромского района, на выполнение комплексных кадастровых работ подготовлен карта-план территории (адрес)».

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 26 августа 2020 года утверждены карты- планы территории, подготовленные в результате выполнения комплексных кадастровых работ на территории Костромского муниципального района в отношении кадастровых кварталов ((адрес)).

На момент подготовки карта-плана по результатам комплексных кадастровых работ земельный участок а площадью 308 кв.м., с кадастровым номером уже был внесен в базу ЕГРН по межевому плану раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН от 24 января 2022 года на земельный участок с кадастровым номером , площадью 308+/-12 кв.м., расположенный по адресу (адрес), имеет категорию земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования садоводство, образован путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 11 апреля 2017 года. Дата присвоения кадастрового номера 17 мая 2019 года, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В выписке на земельный участок с кадастровым номером площадью 9057+/-67 кв.м., расположенный по адресу (адрес)» категория земель указана земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для садоводства (земли общего пользования). Кадастровые номера образованных объектов недвижимости

На кадастровый учет встал земельный участок с разрешенным использованием - земли общего пользования, земельный участок с кадастровым номером , площадью 9057 кв.м. Площадь земель общего пользования при уточнении путем межевания на основании карта-плана увеличилась от предоставленной 8600 кв.м, (по свидетельству от 09.1992 г.).

Суду представлена выписка из протокола очно-заочного собрания членов (адрес)» от 04 июля 2020 года, из которой указано, что в рамках комплексных работ от администрации Костромского района на территории садового товарищества были образованы дополнительные земельные участки из государственной собственности. Данные земельные участки выделены членам НСТ по границам которых эти участки прилегают, в том числе участок а- Калембрик Н.А. Решение принято единогласно.

Земельного Кодекса РФ", до 1 марта 2022 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, исходя из положений п. 2.7 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", право на приобретение земельного участка в собственность возникает в случае, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В силу части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно положениям части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Из содержания приведенных правовых норм в совокупности следует, что приобретение права собственности на земельный участок гражданином, являющимся членом садоводческого товарищества или иной аналогичной некоммерческой организации, в период до 1 марта 2022 г. обусловлено образованием испрашиваемого участка из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, решением общего собрания членов указанной некоммерческой организации земельный участок, который не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте либо зарезервированным для государственных или муниципальных нужд, распределен данному гражданину.

С учетом сведений ЕГРН о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером с разрешенным использованием: земли общего пользования (адрес)», который стоял на кадастровом учете без границ, в результате кадастровых работ на основании проекта межевания территории в отсутствии разработанного карты-плана, земельный участок а площадью 308 кв.м., был образован единственно возможным способом - раздел с сохранением исходного земельного участка.

Однако данный способ образования земельного участка, запись о котором имеется в ЕГРН, не может служить препятствием его предоставления на основании заявления о предоставлении по акту госоргана, уполномоченного на предоставление земельного участка, так как, данная запись о способе образования земельного участка в данном случае не порождает прав членов садового товарищества на данный земельный участок при установленных границах земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям общего пользования площадью 9057 кв.м.

Приведенные в оспариваемом отказе доводы, по мнению суда, нельзя признать соответствующими требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, как следует из плана земельного участка с кадастровым номером содержащегося в кадастровой выписке из ЕГРН, испрашиваемая территория с очевидностью не входит в состав земель общего пользования НСТ «Аврора», а находится в неразграниченной государственной собственности и не обременена правами иных лиц.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Калембрик Н.А. и о признании незаконным отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области, изложенного в письме главы Костромского муниципального района от 18 октября 2021 года зз, в предоставлении Калембрик Н.А. в собственность земельного участка а с кадастровым номером площадью 308 кв.м., расположенного в НСТ «Аврора» Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области, изложенный в письме главы Костромского муниципального района от 18 октября 2021 года з, в предоставлении Калембрик Н.А. в собственность земельного участка а с кадастровым номером , площадью 308 кв.м., расположенного в НСТ «Аврора» Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района.

Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области повторно рассмотреть заявление Калембрик Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка а с кадастровым номером , площадью 308 кв.м., расположенного в НСТ «Аврора» Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 года.