ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А839/2022 от 10.02.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-017850-39 Дело № 2а 839/2022 (2а-9217/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного ответчика УФСИН России по Республике Коми Клубета А.М.,

рассмотрев 10 февраля 2022 года в г.Сыктывкаре в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филиппова Дмитрия Федоровича к заместителю начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкову Андрею Владимировичу, УФСИН России по Республике Коми о признании ответа от 04.10.2021 № ... несостоятельным, действия (бездействия) незаконными, выразившиеся в не предоставлении мотивированного полного ответа на обращение от 08.09.2021,

установил:

Филиппов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкову Андрею Владимировичу о признании ответа от 04.10.2021 № ... несостоятельным, действия (бездействия) незаконными, выразившиеся в не предоставлении мотивированного полного ответа на обращение от 08.09.2021.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец 08.09.2021 обратился в УФСИН России по Республике Коми с просьбой прокомментировать ответ от 10.08.2021 № ..., и предоставить ответы на поставленный в просительной части обращения вопросы в установленный законом срок. На данное обращение административный истец получил ответ заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова А.В. от 04.10.2021№ ..., который, по мнению административного истца, не является мотивированным, поскольку не содержит ответы на все поставленные вопросы, и в большей части ответы являются не состоятельными. В связи с чем, административный истец, указывая на нарушение его прав, предусмотренных Конституцией РФ, и нарушение должностным лицом, выдавшим такой ответ, требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, просит признать незаконными ответ от 04.10.2021 № ... и действия (бездействия) заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова А.В, выразившиеся в не предоставлении мотивированного полного ответа на обращение от 08.09.2021.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица начальника УФСИН России по Республике Коми Коновалова Дмитрия Николаевича.

Административный истец Филиппов Д.Ф., извещался судом надлежащим образом по адресу, по которому убыл после освобождения из мест лишения свободы, однако конверт вернулся в адрес суда, что является надлежащим извещением.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Республике Коми Клубет А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. При этом указал, что поскольку административный истец в настоящее время освободился из мест лишения свободы, в связи с чем в его адрес направлены все лицевые счета.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Филиппов Д.Ф., является осужденным и содержался в период с 21.01.2016 в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, откуда 26.11.2021 освободился по истечении срока наказания, убыл по адресу: ...

В период содержания в указанном исправительном учреждении, административный истец направил в адрес УФСИН России по Республике Коми обращение, датированное им 08.09.2021, которое поступило 10.09.2021 адресату, в котором Филиппов Д.А. указывая на то, что 18.08.2021 получил ответ № ОГ-12/ТО/15-2245 от 10.08.2021, просит поспособствовать в получении информации из ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК о движении денежных средств на лицевом счете за весь период времени отбывания наказания, обратиться к работникам ГСЗ и УТСО ИК-25 и попросить их помочь в реализации и адаптации к вольной жизни; помочь в получении временного жилья; помочь в получении материальной помощи при освобождении как малоимущему; помочь в поиске работы по имеющимся специальностям, а также доучиться на тракториста и сдач экзаменов; организовать встречу с представителями центра социальной реабилитации лиц БОМЖ г.Сыктывкара; направить копию данного обращения вместе с ответом; а также просит рассмотреть обращение в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, дать полный и мотивированный ответ в установленные сроки.

По результатам рассмотрения указанного обращения, 04.10.2021 административному истцу направлен ответ № ... за подписью заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкова А.В., в котором указано, на то, что по результатам проведенной проверки по обращению установлено, что вопрос об оказании помощи при освобождении из ИК-25 рассмотрен заинтересованными службами УФСИН; изложены результаты проверки доводов административного истца относительно личных вещей; со ссылками на требования ч.1 ст.180 УИК РФ, инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях УИС, утвержденной приказом Минюста России от 13.01.2006 №2, указано, что о том, что в связи с окончанием срока отбывания наказания в ноябре ... года, Филипповым Д.Ф., 16.04.2021 работниками ГСЗиУТСО ИК-25 проведена беседа, с разъяснением требований действующего законодательства РФ, в части обеспечения продуктами питания, одеждой, в выдачи единовременного денежного пособия, а также оплаты проезда освобождаемых осужденных; по письменному обращению об оформлении проездных документов, без указания точного адреса, работниками ГСЗиУТСО ИК-25 сообщено, что соответствующие запросы в территориальные органы внутренних дел, ЦЗН и администрацию ... о возможности проживания будут направлены, в случае сообщения точного адреса местонахождения сестры; указано, что в соответствии с Инструкцией работники ГСЗиУТСО ИК-25 21.04.2021 направили соответствующие запросы, а по вопросу поиска местонахождения сестры направлен запрос 29.04.2021 в миграционную службу о содействии розыска; после получения ответа от 15.06.2021 с ОМВД России по Бокситогорскому району Ленинградской области, с которым ознакомлен под роспись, предложено самостоятельно обратиться с запросом, поскольку запрещено выдавать персональные данные без согласия их владельца; 26.05.2021 получен положительный ответ о возможности проживания по адресу: ...... а также о том, что при наличии необходимости будет осуществлена постановка на учет, а также вопрос о трудоустройстве будет рассмотрен после освобождения в ЦЗН по Сыктывдинскому району; также работники ГСЗи УТСО в рамках работы школы подготовки осужденных к освобождении. Проводят разлиные мероприятия, в 13 из которых указано, что Филиппов Д.Ф. принимал участие, а также 04.06.2021 принимал участи в дополнительном занятии с представителями ГБУ РК «ЦСАЛ БОМЖ г.Сыктывкара»; также дополнительно информируют о том, что вправе обратиться на прием по социальным вопросам к работникам ГСЗиУТСО ИК-25, с целью оказания практической помощи в составлении необходимых документов с указанием организаций; по вопросу получения временного жилья после освобождения, разъяснено, что данный вопрос относится к полномочиям органов местного самоуправления, и носит заявительный характер, в связи с чем разъяснено право на самостоятельное обращение после освобождения в орган местного самоуправления.

29.11.2021 в адрес административного истца по месту отбывания последним наказания ФКУ ИК-25, направлен ответ № ... по вопросу о предоставлении копий лицевых счетов, указано, что со всеми лицевыми счетами Филиппов Д.Ф. ознакомлен, и в соответствии с п.18 Приложения №1 к приказу Минюста РФ от 16.12.2016 №295, осужденному запрещается иметь при себе такие документы, как копии лицевых счетов, с которыми административный истец ознакомлен под роспись.

После того, как УФСИН по Республике Коми стало известно о том, что Филиппов Д.Ф. освободился из мест лишения свободы, в его адрес 07.02.2022 направлены все копии лицевых счетов.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон 02.05.2006 № 59-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Руководствуясь вышеизложенными требованиями законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что обращение Филиппова Д.Ф. от 08.09.2021 рассмотрено уполномоченным должностным лицом УФСИН России по Республике Коми в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в установленный срок и по существу поставленных в обращении вопросов, заявителю направлен мотивированный ответ, а также копии лицевых счетов направлены после освобождения административного истца по адресу его убытия. Несогласие административного истца с содержанием оспариваемого ответа УФСИН России по Республике Коми от 04.10.2021 № ... не может служить основанием для признания действий административного ответчика незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В определении от 20 апреля 2017 года N 737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Для принятия заявления к производству суда достаточно того, что заявитель выступил в защиту своего нарушенного права.

Вместе с тем, для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства. Такое нарушение должно приводить к нарушению прав заявителя. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.

В нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец не указал, какие конкретно неблагоприятные последствия для него повлек оспариваемый ответ должностного лица УФСИН России по Республики Коми и не представил этому доказательств.

В силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворений требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Филиппова Дмитрия Федоровича к заместителю начальника УФСИН России по Республике Коми Чернышкову Андрею Владимировичу, УФСИН России по Республике Коми о признании ответа от 04.10.2021 № ... несостоятельным, действия (бездействия) незаконными, выразившиеся в не предоставлении мотивированного полного ответа на обращение от 08.09.2021, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С.Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года.