К делу №2а=753/2021(№2а-9417/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
в отсутствие административного истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
с участием представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., предъявившей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя административного ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, предъявившей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя административного соответчика УТ МВД России по ЮФО ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, предъявившей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УТ МВД России по ЮФО о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконными бездействий.
В обоснование административного иска указано, что 23 января 2013г. председателем жилищно-бытовой комиссии начальником тыла УТ МВД России по ЮФО полковником внутренней службы ФИО6 были приняты все требующие документы и заявления, подаваемые ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты приобретения или строительства жилого помещения.
Позже, 12.01.2018г. административный истец взял гражданскую ипотеку в ПАО «Сбербанк России» на покупку квартиры.
ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», была направлена претензия в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с требованиями рефинансировать его гражданский ипотечный кредит на военную ипотеку.
Административный истец указывает, что до настоящего времени ответ на его претензию так и не поступал. Считает данное бездействие ГУ МВД России по Краснодарскому краю незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УТ МВД России по ЮФО.
В судебное заседание административный истец не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Считает заявленные требования обоснованными и доказанными.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. Кроме этого указала, что ГУ МВД России по Краснодарскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель УТ МВД России по ЮФО ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 9,11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление,
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность, доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в должности полицейского (водителя) комендантского отделения Сочинского ЛУ МВД России на транспорте в звании прапорщик полиции. Сочинское ЛУ МВД России на транспорте входит в состав УТ МВД России по ЮФО.
23 января 2013г. председателем жилищно-бытовой комиссии начальником тыла УТ МВД России по ЮФО полковником внутренней службы ФИО6 были приняты все требующие документы и заявлении, подаваемые ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты приобретения или строительства жилого помещения.
На основании предоставленных административным истцом документов установлено, что в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 16.01.2018г. он приобрел через гражданскую ипотеку жилое помещение (квартиру) общей площадью 46,4 кв.
Основываясь на положениях Федерального закона от 20 августа 2004г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», административный истец обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с требованиями рефинансировать его гражданский ипотечный кредит на военную ипотеку.
Из материалов дела следует, что 20.08.2020г. в адрес ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступила претензия представителя ФИО1 в лице ФИО2 о восстановлении заявления ФИО1, поданного в жилищно-бытовую комиссию УТ МВД России по ЮФО, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и рефинансировании гражданского ипотечного кредита. Данное обращение было зарегистрировано в ГУ МВД России по Краснодарскому краю за номером №.
Согласно п. 2 Положения об Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу, утвержденному приказом МВД России от 01.07.2011 № 785, Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном уровне, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России.
В связи с тем, что претензия ФИО1 содержала вопросы, решение которых не входило в компетенцию ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а относилось к компетенции УТ МВД России по ЮФО, претензия ФИО1 на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, п. 9.15 Типового регламента ГУ МВД России по Краснодарскому краю была направлена в адрес УТ МВД России по ЮФО для рассмотрения и дачи ответа ФИО1
В судебном заседании установлено, что административный истец в настоящее время является бывшим сотрудником Сочинского ЛУ МВД России на транспорте прапорщик полиции в отставке.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Законом о службе (часть 1 статьи 2 Закона о службе).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
С 1 января 2012г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 Закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел, при наличии оснований, указанных в данной статье, а также при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Статьей 20 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определено, что государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой. Таким образом, после осуществления государственной регистрации права на приобретаемую квартиру (комнату) по договору ипотеки (залогу недвижимости) у заявителя возникает право собственности, обремененное кредитными обязательствами имущества (квартиры).
ФИО1 был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты».
16.01.2018г. административный истец приобрел через гражданскую ипотеку жилое помещение.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 20 Федерального от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом. Права залогодержателя по ипотеке в силу закона могут быть удостоверены закладной.
Согласно нормам пункта 2.1. Федерального закона № 102-ФЗ государственная регистрация ипотеки в силу закона в отношении жилых помещений, приобретаемых с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», осуществляется с оформлением в качестве залогодержателя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, функции которого возложено на Министерство обороны РФ.
Приказом МВД России от 1 июля 2011 г. № 785 утверждено Положения об Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу. Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу.
На основании предоставленной ФИО1 выписки из ЕГРН от 17.01.2018г. он указан как единственный владелец вышеуказанного жилого помещения.
Подпунктом «б» пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2011 № 1223 сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты. Заключая договор на приобретения жилого помещения на условиях ипотечного кредитования ФИО1, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал иной способ реализации права на жилище и улучшение своих жилищных условий.
Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», на который ссылается административный истец, регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих.
Статус военнослужащего закреплен статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой статус военнослужащего - это совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Таким образом, статус военнослужащего не подменяет статус сотрудника органов внутренних дел.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» утверждены Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов. Данные Правила оформления ипотеки утверждены в отношении участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которым административный истец не является.
Таким образом, нормами действующего законодательства о прохождении службы сотрудников внутренних дел Российской Федерации, поставленных в установленном порядке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в случае улучшения ими жилищных условий по причине приобретения жилого помещения в собственность на условиях ипотечного кредитования, возложение обязанностей рефинансирования гражданского ипотечного кредита на военную ипотеку на органов системы МВД России не предусмотрено.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В нарушение статьи 59 КАС РФ административный истец не привел ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оспариваемое поведение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения такими действиями (бездействием) прав законных интересов заявителя.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд счел безосновательным довод административного истца о незаконности бездействий ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Бездействий со стороны административных ответчиков не допущено.
Иного суду в ходе судебного разбирательства не доказано.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления нет.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УТ МВД России по ЮФО о признании незаконными бездействий отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева
Решение изготовлено 04 февраля 2021 года