ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2КА-386/2022 от 10.10.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)

Дело №2Ка-386/2022 (63RS0017-02-2022-000487-88) категория 3.024

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

« 1 0 » о к т я б р я 2 0 2 2 г о д а с. К р а с н о а р м е й с к о е

Красноармейский районный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи Богатырева О.Н.,

при секретаре Абалымовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серебрякова Е.А. к Военному комиссариату по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», призывной комиссии по мобилизации граждан в муниципальном районе Пестравский Самарской области о признании незаконными действий по организации и проведению призывных мероприятий в рамках частичной мобилизации, обязании освободить от частичной мобилизации,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в Красноармейский районный суд Самарской области с настоящим административным исковым заявлением к Военному комиссариату по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области. В обоснование заявленных требований, указано на то, что административный истец не согласен с призывом его 24 сентября 2022г. на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022г. №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Серебряков Е.А. указывает, что имеет отсрочку от призыва, поскольку состоит в зарегистрированном браке с Серебряковой Л.С. и на его иждивении находятся четверо детей до 16 лет: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. (на содержание которой производится взыскание алиментов с сентября 2021г.), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр. Административный истец обращает внимание, что его отсутствие негативно скажется на финансовом обеспечении семьи, поскольку супруга находится в отпуске по уходу за ребенком, отец ФИО1 и ФИО2 материальной помощи не оказывает и их не содержит. Фактически дети супруги находятся на иждивении Серебрякова Е.А. С учётом изложенного в исковом заявлении содержались просьбы признать незаконными действия Военного комиссариата по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области по организации и проведению в отношении Серебрякова Е.А. частичной мобилизации и призывных мероприятий; обязать Военный комиссариат по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области освободить Серебрякова Е.А. от частичной мобилизации на военную службу.

В судебном заседании административный истец – Серебряков Е.А. и его представитель – Болурова Луиза Ахметовна административное исковое заявление поддержали в полном объёме и просили удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Пояснили, что у Серебрякова А.Е. на иждивении фактически находится 4 детей, двое из которых хоть и имеют биологического отца, материальной помощи от него не получают и полностью содержаться административным истцом. Серебряков Е.А. указывает, что не отказывается прохождения от военной службы, но полагает, что имеет отсрочку и не подлежит призыву по частичной мобилизации до достижения старшим ребенком возраста 16 лет. Также административный истец и его представитель полагают, что нарушена процедура принятия оспариваемого решения, поскольку Серебряков Е.А. не извещался о заседании призывной комиссии и не присутствовал на её заседании.

Административный ответчик – Военный комиссариат по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя в связи с занятостью, указывая на несогласие с административными исковыми требованиями.

Административный ответчик – ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве административный ответчик отсрочек по призыву на мобилизации не имеет, в связи с чем, обоснованно призван на основании решения призывной комиссии по мобилизации от 24 сентября 2022г. Нахождение на иждивении у Серебрякова Е.А. четверых несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями законодательства не предоставлено.

Представитель административного ответчика – призывной комиссии по мобилизации граждан муниципального района Пестравский Самарской области – глава муниципального района Пестравский Самарской области – Ермолов С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился. Представитель административного ответчика пояснил, что Серебряков Е.А. отсрочки от призыва по мобилизации не имеет, поскольку он является отцом только двоих детей в возрасте до 16 лет, остальные двое детей проживают в его семье, но имеют биологического отца. Каких-либо нарушений, при принятии комиссией решения о призыве Серебрякова Е.А. по частичной мобилизации допущено не было

Представитель заинтересованного лица – Прокуратуры Самарской области по доверенности прокурор Пестравского района Самарской области – Букреев Е.В. в судебном заседании с заявленными административными требованиями не согласился в полном объёме и просил в их удовлетворении отказать. Представитель заинтересованного лица пояснил, что Серебряков Е.А. не указан в качестве отца двоих детей, на нахождении которых на иждивении он ссылается. У данных детей есть биологический отец, с которого взысканы алименты, меры к лишению его родительских прав не предпринимались. Доказательства каких-либо нарушений со стороны военного комиссариата и призывной комиссии по мобилизации при призыве Серебрякова Е.А. при рассмотрении дела не получены, решение принято в соответствии с требованиями законодательства в пределах предоставленных полномочий. Доводы Серебрякова Е.А. о том, что в случае призыва семья лишится единственного источника дохода несостоятельны, поскольку административный истец будет получать денежные средства в связи с его мобилизацией.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещённых лиц, явка которых не признана обязательной.

Заслушав административного истца и его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, показания свидетеля, изучив представленные по делу доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 указанной нормы если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом в силу части 2 статьи 227 названного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022г. №647 «Об объявлении в частичной мобилизации в Российской Федерации» в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996г. №61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 21 сентября 2022г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Призыв граждан по мобилизации – это комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Порядок проведения призыва граждан по мобилизации определен Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №852.

В соответствии с указанным положением призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

В силу статьи 10 Федерального закона от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане обязаны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

В соответствии со статьёй 17 данного Федерального закона призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: 1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; 3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); 4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; 5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; 6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Из материалов дела следует, что Серебряков Е.А., ДД.ММ.ГГГГр., проходил военную службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ, является рядовым запаса, категория годности <данные изъяты>.

Серебряковым Е.А. получена повестка о необходимости явки 24 сентября 2022г. к 08 часам 00 минут в военный комиссариат по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области.

Серебряков Е.А. включен военным комиссариатом по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации в команде .

Данный список предоставлен в комиссию по мобилизации муниципального района Пестравский Самарской области.

24 сентября 2022г. решением призывной комиссии по мобилизации муниципального района Пестравский Самарской области 24 сентября 2022г. граждане, прибывающие в запасе в количестве 17 человек (в том числе административный истец) призваны по мобилизации в составе команд и .

В административном исковом заявлении Серебряков Е.А. высказал несогласие с данным решением, поскольку считает себя имеющим отсрочку от призыва по мобилизации и нарушена процедура его призыва.

Данные доводы проверены судом, однако не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что Серебряков Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО5.

Серебряков Е.А. является отцом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр., проживающей с матерью в <адрес>, а также ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр.

Из материалов дела следует, что Серябряков Е.А. проживает с супругой, сыном ФИО4, а также детьми супруги – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр.

В судебном заседании из объяснения административного истца и его представителя, а также допрошенной в качестве свидетеля ФИО5 установлено, что Серебряков Е.А. принимает участие в приобретении продуктов питания, одежды, бытовой техники, оплате необходимых платежей в школе ФИО1 и ФИО2

Вместе с тем, ФИО1 и ФИО3 имеют биологического отца – ФИО6, сведения о смерти которого, признании умершим, без вести отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособном, лишении, либо ограничении в родительских правах при рассмотрении дела не получены.

В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №149 Красноармейского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 в пользу ФИО5 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в размере 1/3 части от всех видов заработка ежемесячно, начиная с 31 августа 2022г и до совершеннолетия детей.

Доводы административного истца и его представителя о том, что фактически алименты по настоящему судебному приказу пока не получаются, не имеет правового значения для рассматриваемого спора.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд не может согласиться с доводами административного истца о нахождении ФИО1 и ФИО2 на его иждивении, совместное проживание само по себе не свидетельствует о том, что дети находятся на полном иждивении административного истца.

При данных обстоятельствах на Серебрякова Е.А. не распространяются положения об отсрочке по мобилизации на основании пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

С учётом изложенного, Серебряков Е.А. обоснованно включен военным комиссариатом по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации в команде .

Судом проверялись доводы административного истца о нарушении процедуры его призыва призывной комиссией по частичной мобилизации, однако они не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Положения «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №852, в период мобилизации на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Каких-либо нарушений при принятии призывной комиссией по мобилизации муниципального района Пестравский Самарской области 24 сентября 2022г. решения о призыве в составе команды Серебрякова Е.А. не допущено.

Личное участие призываемого лица в заседании комиссии законодательно не предусмотрено, утверждаются списки предоставленные военным комиссариатом.

Доказательств наличия каких-либо обстоятельств для отсрочки от призыва Серебрякова Е.А. на военную службу по частичной мобилизации в военный комиссариат, призывную комиссию по мобилизации и при рассмотрении дела не представлено.

Довода административного истца об оставлении его семьи без средств к существованию в случае призыва, не основаны на законе, поскольку в силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022г. №647 «Об объявлении в частичной мобилизации в Российской Федерации» установлено, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Таким образом, при рассмотрении дела не получено доказательств нарушения прав административного истца его призывом по частичной мобилизации, а также нарушении процедуры принятия решения призыве, в связи с чем, административные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Серебрякова Е.А. к Военному комиссариату по г. Чапаевск, Красноармейскому и Пестравскому районам Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», призывной комиссии по мобилизации граждан в муниципальном районе Пестравский Самарской области о признании незаконными действий по организации и проведению призывных мероприятий в рамках частичной мобилизации, обязании освободить от частичной мобилизации, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Красноармейский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 октября 2022г.

Председательствующий / п о д п и с ь / О.Н. Богатырев