Дело № 3-126/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 августа 2015 года Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Коваленко Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Довыденко Н.П. гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 27 июля 2015 года №,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 9 июня 2015 года № 119 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 от 27 июля 2015 года № ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, на основании пункта 2.1 части 7 статьи 5 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», согласно которой не имеют право быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.
ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с заявлением в котором просит об отмене принятого решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения заявления, полагая, что отказ в регистрации кандидата является правомерным.
Судом в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 29 мая 2015 года № 66/508-5 произведена замена заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района Новосибирской области на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 3.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Новосибирский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Согласно подпункта «а.1» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Аналогичная норма содержится в пункте 2.1 части 7 статьи 5 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 года № 87-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области».
Судом установлено, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, приговором Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2007 года был осужден по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на 2 года, условно, с испытательным сроком на 1 год. Постановлением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 5 июня 2008 года судимость снята на основании статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы (часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Санкция части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет.
Следовательно, часть 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации относиться к категории тяжких преступлений.
Исходя из того, что с момента снятия судимости с ФИО1 (5 июня 2008 года) прошло менее десяти лет, то ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, то есть не может быть избранным.
Ссылка заявителя на положения части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, необоснованна.
Согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П, ограничения конституционного права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности, могут устанавливаться федеральным законом на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации критериев с учетом основных принципов и норм международного права, являющихся составной частью правовой системы России, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации имеет приоритет по отношению к законам, и при соблюдении на каждом конкретном этапе развития российской государственности баланса конституционно защищаемых ценностей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2015 года № 1216-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С. на нарушение его конституционных прав подпунктом «а.1» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», разъяснено, что поскольку право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц, в отношении него, исходя из конституционно значимых целей повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, могут вводиться более строгие, чем в отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности. По своей природе в системе действующего правового регулирования ограничение пассивного избирательного права лиц, осужденных в прошлом к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку носит не уголовно-правовой, а конституционно-правовой характер и сопряжено с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной власти. Такое ограничение, не указываемое в приговоре в качестве наказания, в силу закона применяется как следующее самому факту осуждения к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, не будучи уголовным наказанием, тем не менее является общеправовым последствием судимости, которая за пределами уголовно-правового регулирования приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера.
Следовательно, положения части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям не применимы.
Несостоятельными являются доводы заявителя о невозможности применения Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 года № 87-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поскольку закон не был официально опубликован.
Закон Новосибирской области от 15 февраля 2007 года № 87-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» был опубликован в газете «Советская Сибирь», № 37 от 27 февраля 2007 года.
Закон Новосибирской области от 12 мая 2014 года № 437-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, порядок отзыва Губернатора Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области», которым часть 7 статья 5 была дополнена пунктом 2.1, был опубликован в «Ведомостях Законодательного Собрания Новосибирской области» № 21 от 16 мая 2014 года.
Таким образом, поскольку вышеуказанные законы опубликованы в установленном порядке, то они могут применятся для регулирования возникших спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Законодательного собрания Новосибирской области имелись основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исходя из того, что судом таких нарушений не установлено, заявленные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление ФИО1 об отмене решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 27 июля 2015 года № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.