ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-155/2015 от 09.10.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3-155/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 октября 2015 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Бобылевой Л.А.,

с участием специалиста – Доля Н.А.,

представителя администрации города Оренбурга - Малышевой О.С., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - ФИО5, представителя ООО «Строительная корпорация «Ликос» - ФИО6,

рассмотрев административное исковое заявление администрации г. Оренбурга о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от (дата) не соответствующим законодательству и нарушающим права администрации г. Оренбурга на получение дохода в местный бюджет,

установил:

администрация г. Оренбурга обратилась в Оренбургский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от (дата) не соответствующим законодательству и нарушающим права администрации г. Оренбурга на получение дохода в местный бюджет.

В обоснование заявления указала, что ООО «Строительная корпорация «Ликос» является собственником земельного участка с кадастровым номером , в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата).

Кадастровая стоимость данного земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждена постановлением правительства Оренбургской области -п от (дата) и составила *** рубля.

На основании отчета, подготовленного ООО «Судебно-стоимостная экспертиза», рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на (дата) составляет *** рублей. Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков «Деловой союз оценщиков» подготовлено экспертное заключение о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Решением комиссии от (дата) кадастровая стоимость земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, равной *** рублей.

Администрация считает, что кадастровая стоимость, установленная Комиссией в размере рыночной стоимости, необоснованна, недостоверна и существенно занижена, что приведет к ежегодному недополучению бюджетом города 13 180 892 рубля, следовательно, решение комиссии препятствует администрации выполнению муниципальной функции в части обеспечения финансирования.

В судебном заседании представитель г. ФИО4, действующая на основании доверенности, требования уточнила и просила суд признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Оренбургской области от (дата) несоответствующим законодательству и нарушающим права администрации города Оренбурга на получение дохода в местный бюджет.

Представитель административных ответчиков - Белова Я.Я., действующая на основании доверенности, с заявлением администрации г. Оренбурга не согласилась. В своих возражениях указывает, что при вынесении Комиссией оспариваемого решения была соблюдена вся предусмотренная процедура и нарушений законодательства допущено не было. Комиссий было принято положительное решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером . Считает, что административное исковое заявление администрации г. Оренбурга не содержит требования предусмотренного пунктом 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства о признании решения незаконным, а также в нарушение пункта 7 части 2 статьи 220 настоящего Кодекса, в заявлении не указаны нормативно правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение.

Представитель ООО «Строительная корпорация «Ликос» - ФИО6, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. В судебном заседании возражал против замечаний на отчет, представленных администрацией г. Оренбурга, поскольку считает, что отчет соответствует установленным законодательством требованиям. Данные отчета получены на основании регионального доклада о состоянии и использовании земель в Оренбургской области в 2011 году и на основании информационной базы оценщиков.

Специалист ФИО2, заслушанный по ходатайству представителя административных ответчиков, в судебном заседании пояснила, что Комиссия принимает и проверяет представленные документы по формальным признакам только на стадии принятия документов и не может осуществлять действия, относящиеся к компетенции оценщика, выполнившего отчет. Считает, что представленные замечания на отчет составлены лицом, не имеющим специальных познаний.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства, административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком сознания и работы комиссии утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263 «Об утверждении порядка создания работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19 декабря 2014 года ООО «Строительная корпорация «Ликос» обратилось в Комиссию с заявлением вх. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала , для установления кадастровой стоимости указанного участка в размере рыночной стоимости.

(дата) Комиссия, действующая на основании приказа № П/510 от (дата) о создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес), в соответствии с Порядком создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от (дата) и с действующим законодательством Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации рассмотрела указанное заявление.

Из кадастровой справки объекта недвижимости следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером утверждена кадастровая стоимость в размере *** рубля по состоянию на (дата).

Рыночная стоимость указанного земельного участка в размере *** рубля, определена по состоянию на (дата) оценщиками ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» ФИО7 и ФИО8 являющимися членами НП Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков» в отчете от (дата).

В силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствие отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Поскольку разница между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью составляет более 30%, в соответствии с п. 20 Порядка в Комиссию, было представлено положительное экспертное заключение экспертного совета НП «Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков» от (дата) о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов оценки и правилам оценочной деятельности.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № (дата), установлена стоимость земельного участка с кадастровым номером принадлежащего ООО «Строительная корпорация «Ликос», в размере рыночной стоимости, равной *** рублей.

Положительное решение комиссии принято на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке от (дата), подготовленного ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» и экспертного заключения от от (дата), составленного некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".

Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что нарушений порядка создания и работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения, допущено не было и потому, оснований для отмены принятого комиссией решения нет.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований администрации (адрес) о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) от (дата) не соответствующим законодательству и нарушающим права администрации (адрес) на получение дохода в местный бюджет - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Решение в окончательной форме принято (дата).