ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-171/2015 от 01.12.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3-171/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2015 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.С. Ибрагимова,

при секретаре А.В.Яковлевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту – комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) об оспаривании действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по отклонению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <дата>, имеющего кадастровый номер .....

В обоснование требований указывается, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата> года и распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан от <дата> года № .... административный истец обладает правом выкупа спорного земельного участка, выкупная цена составляет два с половиной процента кадастровой стоимости данного объекта. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 927 от 25 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани» кадастровая стоимость объекта определена в размере <данные изъяты> рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» о пересмотре кадастровой стоимости от 3 сентября 2015 года по существу не рассмотрено, о чем сообщено заявителю уведомлением от 4 сентября 2015 года № .....

Административный истец просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по отклонению заявления общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» о пересмотре кадастровой стоимости и обязать данный государственный орган повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости по существу.

В судебном заседании представитель административного истца М.С. Короткова уточнила требования, просит признать незаконными действия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по отклонению заявления о пересмотре кадастровой стоимости от 4 сентября 2015 года № .... и обязать данный государственный орган повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости по существу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан А.Р.Саляхова не согласилась с заявленными требованиями.

Представитель комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1).

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (часть 2).

Часть 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве доказательств допускает объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

В части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.Как следует из материалов дела и установлено судом, 3 сентября 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: Республика <адрес>, имеющего кадастровый номер .....

Одновременно с заявлением представлены следующие документы: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, копия решения Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата> года, копия распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан от <дата> года № ...., отчет об оценке, экспертное заключение, копия доверенности и электронный носитель, содержащий электронные версии отчета и экспертного заключения.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 4 сентября 2015 года направила заявителю уведомление № .... об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Не согласившись с решением комиссии, общество с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» обратилось с настоящим административным исковым заявлением в суд. Требования статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о сроке обращения в суд административным истцом соблюдены.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что основанием для отклонения заявления общества послужило то, что приложенные заявителем документы не соответствуют перечню документов, утвержденных действующим законодательством, а именно не предоставлен нотариально заверенный договор купли-продажи.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 (далее по тексту Порядок).

В соответствии с пунктами 13, 15 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением в том числе нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости (пункт 13).

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия). В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления (пункт 15).

По смыслу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и приведенных положений Порядка требование о приложении к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости распространяется только на лицо, обладающее правом на объект недвижимости.

Согласно материалам дела административным истцом в комиссию было представлено решение Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата> года, которым на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» путем принятия в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта решения о предоставлении земельного участка, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ...., в собственность заявителю за выкуп в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, а также подготовки в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из содержания решения арбитражного суда следует, что административный истец является собственником объектов недвижимости – зданий, расположенных на указанном земельном участке с кадастровым номером .....

Кроме того, обществом с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, представленному в комиссию, приложено распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан от <дата> года № ...., согласно которому заявителю в собственность за плату предоставлен спорный земельный участок, и установлено, что в случае неподписания обществом договора купли-продажи в месячный срок с момента получения проекта договора купли-продажи, настоящее распоряжение считать утратившим силу.

При таких данных, в силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 административный истец, как лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка, находящегося в государственной собственности, имеет право оспорить его кадастровую стоимость, поскольку выкупная цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано обществом с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» в комиссию после даты внесения на основании постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 927 от 25 ноября 2013 года в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и не позднее чем в течение пяти лет с указанной даты.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 результатом оспаривания решения комиссии об отклонении заявления может являться признание судом решения комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца (глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 4 сентября 2015 года № 01.... об отклонении заявления общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» от 3 сентября 2015 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют по своему содержанию требованиям нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, и нарушают права, свободы и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс».

Поскольку заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано 3 сентября 2015 года, суд обязывает комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление общества.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворить.

Действия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 4 сентября 2015 года № .... об отклонении заявления общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» от 3 сентября 2015 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ...., признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс».

Устранить допущенное нарушение прав и свобод общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс», обязав комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан повторно рассмотреть ранее поданное им заявление от 3 сентября 2015 года о пересмотре кадастровой стоимости.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья: Р.С. Ибрагимов

Справка: решение принято судом в окончательной форме 7 декабря 2015 года.

Судья Р.С. Ибрагимов