Магаданский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-2/2011
М А Г А Д А Н С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего -
судьи Магаданского областного суда С.В. Мирошниковой,
при секретаре А.Л. Фроловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане 18 апреля 2011 года дело по заявлению прокурора Магаданской области об оспаривании пункта 10 статьи 8, пункта 5 статьи 9 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 года № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе» (в редакции Закона Магаданской области от 30 декабря 2010 года № 1352-ОЗ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 10 статьи 8, пункта 5 статьи 9 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 года № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе» (в редакции Закона Магаданской области от 30 декабря 2010 года № 1352-ОЗ).
Заявленные требования обусловлены тем, что содержащиеся в указанных пунктах положения противоречат федеральному законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
По мнению прокурора, устанавливая в пункте 10 статьи 8 Закона Магаданской области «О Магаданской областной Думе» (далее - областной закон) обязательное страхование за счет средств областного бюджета жизни и здоровья депутатов Магаданской областной Думы, а также выплату в случае смерти депутата, наступившей в связи с исполнением полномочий, членам его семьи ежемесячного пособия, законодатель субъекта превысил предоставленные ему статьей 13 Федерального закона«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия в части установления гарантий депутатской деятельности.
Так, в силу пункта 2 статьи 3, статьи 150, пункта 3 статьи 927, статьи 969, а также статей 1084, 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы государственного страхования депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, подлежат регулированию нормами федерального законодательства в сфере гражданских правоотношений и являются предметом ведения Российской Федерации, поэтому пункт 10 статьи 8 областного закона противоречит упомянутым статьям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оспаривая пункт 5 статьи 9 областного закона, прокурор указал на его противоречие статьям 3, 6, 64, 164, 165 Трудового кодекса РФ, поскольку содержащаяся в нем социально-трудовая гарантия лицам, замещавшим выборные государственные должности, после освобождения от этих должностей, введена за пределами полномочий субъекта Российской Федерации в сфере трудовых и иных сходных с ними отношений.
Прокурор считает необоснованным создание оспариваемой нормой областного закона преимуществ лицам, замещавшим государственные должности и высвобожденным после окончания срока полномочий, поскольку это выходит за пределы полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений и запрещено статьей 3 Трудового кодекса РФ.
Превышение Магаданской областной Думой полномочий при принятии пункта 5 статьи 9 областного закона подтверждается и тем, что право субъекта установить гарантии депутатской деятельности согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено для депутатов на период их полномочий, а не для лиц из числа ранее замещавших государственные должности субъектов по окончании соответствующих полномочий.
В судебном заседании старший помощник прокурора Магаданской области Шайкина Э.А. заявление поддержала в полном объеме.
Представитель Магаданской областной Думы Кувшинова Ю.Ю. заявление прокурора не признала, пояснив, что пункт 10 статьи 8 областного закона не предусматривает в отношении депутатов Магаданской областной Думы обязательного государственного страхования, а лишь устанавливает обязанность Магаданской областной Думы страховать своих депутатов на основании договора личного добровольного страхования.
Правового регулирования по вопросам государственного обязательного страхования в указанной части Магаданская область не осуществляет, тем самым в исключительную компетенцию Российской Федерации в сфере гражданского законодательства не вторгается.
Части 3 и 4 пункта 10 статьи 8 областного закона, по мнению Магаданской областной Думы, в противоречие со статьями 1084 и 1089 Гражданского кодекса РФ не вступают, поскольку не регулируют вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина при исполнении им своих служебных обязанностей. Приведенные положения закона устанавливают за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан - членов семьи депутата в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением депутатских полномочий, что в полной мере соответствует части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Установление в пункте 5 статьи 9 областного закона мер социальной поддержки для лиц, ранее замещавших государственную должность Магаданской области в Магаданской областной Думе, Магаданская областная Дума полагает правомерным, поскольку в силу прямого указания закона (статья 26.3.1 Федерального закона«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») Магаданская область, как субъект Российской Федерации, осуществила собственное правовое регулирование по данному вопросу.
Представитель губернатора Магаданской области Татаренкова Е.В., выражая согласие с позицией Магаданской областной Думы, полагала оспариваемые прокурором нормы Закона Магаданской области «О Магаданской областной Думе» соответствующими федеральному законодательству, принятыми субъектом в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем просила суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Выслушав выступление прокурора Шайкиной Э.А., объяснения представителей Магаданской областной Думы и губернатора Магаданской области Кувшиновой Ю.Ю. и Татаренковой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Магаданский областной суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 48,59 Устава Магаданской области, пунктами 1, 2 статьи 19 Закона Магаданской области «О Магаданской областной Думе» Магаданская областная Дума принимает законы Магаданской области. Согласно статье 60 Устава Магаданской области Законы Магаданской области вступают в силу после их официального опубликования.
Закон Магаданской области от 10 июля 2002 года № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе», принятый Магаданской областной Думой 20 июня 2002 года, официально опубликован в газете «Магаданская правда» от 17 июля 2002 года № 079 (19002) и в соответствии со статьей 66 данного закона вступил в силу со дня его официального опубликования (том 2, л.д.64).
Пункт 10 статьи 8 областного закона действует в редакции Закона Магаданской области от 29 июля 2009 года № 1180-ОЗ, принятого Магаданской областной Думой 17 июля 2009 года и официально опубликованного 05 августа 2009 года в газете «Магаданская правда» № 87 (20051) (том 2, л.д.94).
Пункт 5 статьи 9 областного закона действует в редакции Закона Магаданской области от 30 декабря 2010 года № 1352-ОЗ, принятого Магаданской областной Думой 24 декабря 2010 года и официально опубликованного 12 января 2011 года в приложении к газете «Магаданская правда» № 2 (20270) (том 2, л.д.100).
Судом установлено, что порядок принятия при издании оспариваемого нормативного правового акта и нормативных правовых актов, внесших изменения в оспариваемые прокурором нормы в части соблюдения формы, в которой принят нормативный правовой акт, правил введения в действие, в том числе правил его опубликования, соблюден.
Согласно пункту 10 статьи 8 областного закона депутат Магаданской областной Думы обеспечивается защитой его жизни и здоровья, а также членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом и областным законодательством.
Жизнь и здоровье депутата Магаданской областной Думы подлежит обязательному страхованию на сумму, равную годовому денежному содержанию депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, установленной на момент страхования, на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий депутата Магаданской областной Думы.
В случае смерти депутата, наступившей в связи с исполнением депутатом полномочий депутата, членам его семьи назначается дополнительно к трудовой пенсии ежемесячное пособие в размере 11700 рублей. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Ежемесячное пособие к трудовой пенсии членам семьи увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Пунктом 5 статьи 10 областного закона предусмотрено, что лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области в Магаданской областной Думе не менее трех лет, в случае прекращения полномочий по государственной должности Магаданской области в связи с прекращением полномочий Магаданской областной Думы, отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпунктах "а", "д""е" пункта 3 статьи 10 настоящего Закона, в течение одного календарного года со дня наступления указанных обстоятельств ежемесячно выплачивается компенсация в размере денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области, а в случае его устройства на новое место работы в течение указанного года - доплата (компенсация) до размера денежного вознаграждения, если зарплата по новому месту работы ниже денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области. Период выплаты компенсаций, указанных в настоящем пункте, составляет в совокупности один год.
Лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области менее трех лет, в случае отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпункте "а", "д""е" пункта 3 статьи 10 настоящего Закона, выплачивается единовременное пособие в размере его месячного денежного вознаграждения.
Указанные выплаты производятся за счет средств областного бюджета.
Заявление прокурора области о противоречии федеральному законодательству приведенных законоположений суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность регулируются федеральными конституционными законами, названным федеральным законом, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Оспариваемыми в настоящем деле положениями пункта 10 статьи 8 областного закона предусмотрено обязательное страхование за счет средств областного бюджета жизни и здоровья депутатов областной Думы на случай причинения вреда здоровью и имуществу депутата в связи с исполнением им депутатских полномочий.
Однако пунктом 3 статьи 927 Гражданского кодекса РФ определено, что случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование), могут быть предусмотрены Законом.
Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, как предусмотрено пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено законом. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Под Законом в данном случае в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ следует понимать федеральный закон, поскольку гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ.
Поэтому, как правильно указал в заявлении прокурор, установление обязательного государственного страхования депутатов законодательных органов власти субъектов РФ может быть осуществлено только федеральными законами.
В этой связи положения Закона субъекта РФ (часть 2 пункта 10 статьи 8)об обязательном государственном страховании жизни и здоровья депутатов законодательного органа государственной власти - Магаданской областной Думы противоречат перечисленным нормам федерального законодательства - Гражданского кодекса РФ, приняты законодательным органом субъекта за пределами предоставленных ему полномочий.
С доводами Магаданской областной Думы о том, что пункт 10 статьи 8 областного закона не предусматривает в отношении депутатов Магаданской областной Думы обязательного государственного страхования, а лишь устанавливает обязанность Магаданской областной Думы страховать своих депутатов на основании договора личного добровольного страхования, приложенного к письменным возражениям (том 2, л.д.101-104), согласиться нельзя.
Статьей 927 Гражданского кодекса РФ устанавливается два вида страхования: добровольное и обязательное.
Понятие обязательного страхования раскрывается в статье 935 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу может быть возложена законом на указанных в нем лиц.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 936 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя.
При этом в силу главы 48 Гражданского кодекса РФ обязательное государственное страхование возникает в силу закона, осуществляется за счет бюджетных средств, а страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы.
Добровольное же страхование осуществляется исключительно по собственному усмотрению сторон, которые на основе соглашения самостоятельно определяют условия договора страхования.
В приложенном в качестве доказательства страхования депутатов Магаданской областной Думы на основе личного добровольного страхования договоре от 22 октября 2010 года (том 2, л.д.101-104) страхователем выступает государственный орган - Магаданская областная Дума, страхование осуществляется в силу закона, за счет бюджетных средств, чем также опровергаются доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемая норма областного закона не предусматривает в отношении депутатов Магаданской областной Думы обязательного государственного страхования.
Ссылка Магаданской областной Думы на соответствие оспариваемой прокурором нормы областного закона федеральному законодательству ввиду наличия у субъекта полномочий на установление гарантий депутатской деятельности, предоставленных частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», неубедительна, поскольку названным федеральным законом возможность установления законом субъекта Российской Федерации государственного страхования депутатов законодательных органов власти субъектов РФ не предусмотрена.
Установление гарантий деятельности лицам, замещающим государственные должности, должно осуществляться законодательным органом субъекта Российской Федерации с учетом соблюдения исключительной компетенции Российской Федерации в сфере гражданского законодательства.
Суд находит обоснованным утверждение прокурора о том, что принципы возмещения вреда здоровью предусмотрены гражданским законодательством, в связи с чем части 3 и 4 пункта 10 статьи 8 областного закона также противоречат федеральному законодательству.
В силу статьи 1084 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Статьей 1089 Гражданского кодекса РФ установлен размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, в частности, указано, что лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.
Увеличение размера возмещения может быть осуществлено законом или договором (пункт 3 статьи 1089 Гражданского кодекса РФ).
Под Законом в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ понимается федеральный закон.
Таким образом, регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, также отнесено к гражданским правоотношениям и является предметом ведения Российской Федерации, поэтому гарантии осуществления депутатской деятельности, обозначенные в частях 3 и 4 пункта 10 статьи 8 областного закона, не могли быть установлены Законом Магаданской области.
Доводы о том, что ежемесячное пособие членам семьи депутата, предусмотренное частью 3 пункта 10 статьи 8 областного закона, является мерой социальной поддержки определенной категории граждан, правом на оказание которой наделены органы государственной власти субъекта РФ частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не могут быть признаны состоятельными.
Содержание части 3 пункта 10 статьи 8 областного закона указывает на то, что урегулированные ею правоотношения касаются условий, размера возмещения вреда, причиненного жизни гражданина, поскольку основанием к выплате пособия является причинение вреда жизни депутата при исполнении им депутатских полномочий.
Между тем данные вопросы в силу статей 1084, 1089 Гражданского кодекса РФ, как правильно указывает в заявлении прокурор, могут быть урегулированы исключительно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральным законодательством.
Что касается части 1 пункта 10 статьи 8 областного закона, то установление порядка защиты жизни и здоровья депутата Магаданской областной Думой областным законодательством, как то предусмотрено оспариваемой нормой, не согласуется с нормативными положениями пункта 2 статьи 3 и статьи 150 Гражданского кодекса РФ.
Пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что защита нематериальных благ (в том числе жизни и здоровья) гражданина осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.
Следовательно, в части 1 пункта 10 статьи 8 областного закона в нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации субъект осуществил правовое регулирование по вопросу, относящемуся к полномочиям Российской Федерации, поэтому упомянутая норма также подлежит признанию недействующей.
Пунктом 5 статьи 9 областного закона для лиц, замещавших государственную должность Магаданской области в Магаданской областной Думе не менее трех лет, в случае прекращения полномочий по государственной должности Магаданской области в связи с прекращением полномочий Магаданской областной Думы, а также отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпунктах "а", "д""е" пункта 3 статьи 10 настоящего Закона, в течение одного календарного года со дня наступления указанных обстоятельств установлена выплата ежемесячно компенсации в размере денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области, а в случае его устройства на новое место работы в течение указанного года - выплата доплаты до размера денежного вознаграждения, если зарплата по новому месту работы ниже денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области. Период выплаты компенсаций, указанных в настоящем пункте, установлен в совокупности один год.
Лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области менее трех лет, в случае отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпункте "а", "д""е" пункта 3 статьи 10 настоящего Закона, установлена выплата единовременного пособия в размере его месячного денежного вознаграждения.
Источником названных выплат определен областной бюджет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Статус депутата в силу части 4 статьи 10 этого же закона регулируется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно названным нормам федерального законодательства субъекту РФ предоставлено право устанавливать гарантии депутатам только на период их полномочий, а не по их окончании.
Таким образом, полномочия законодательного органа субъекта РФ по установлению гарантий депутатской деятельности не распространяются на регулирование статуса выборных лиц данного органа по окончании срока их полномочий.
В нарушение приведенных нормативных положений федерального законодательства в пункте 5 статьи 9 областного закона такие гарантии (в виде выплаты денежных компенсации, пособия) предоставлены за пределами срока полномочий депутатов Магаданской областной Думы.
Предоставляя преимущества лицам в связи с замещением ими государственных должностей в Магаданской областной Думе, пункт 5 статьи 9 областного закона вступает в противоречие и со статьей 3 Трудового кодекса РФ, устанавливающей запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения.
Кроме того, установленная оспариваемой нормой социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий субъекта Российской Федерации в сфере трудовых и иных сходных с ними отношений.
В силу части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ).
Этой же нормой предусмотрено, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако установленные пунктом 5 статьи 9 областного закона выплаты лицам, ранее замещавшим государственную должность Магаданской области в Магаданской областной Думе, после освобождения от занимаемой должности, не могут свидетельствовать о реализации субъектом Российской Федерации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий с соблюдением положений статей 164, 165 Трудового кодекса РФ.
Данное суждение согласуется с содержанием статьи 172 Трудового кодекса РФ о том, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания их на выборные должности в государственных органах, устанавливаются федеральными законам и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими соответствующих полномочий.
Действие же оспариваемой прокурором нормы (пункт 5 статьи 9 областного закона, включая его часть третью об источнике финансирования выплат) обеспечивает предоставление таких гарантий (в виде выплаты денежных компенсации, пособия) за пределами срока полномочий депутатов Магаданской областной Думы, в связи с чем суд устанавливает их противоречие федеральному законодательству - статьям 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ, статьям 10, 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
С доводами представителя Магаданской областной Думы о том, что Магаданская областная Дума не является работодателем для ее депутатов, а возникшие между ними правоотношения не являются трудовыми, в связи с чем не регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, отсутствует противоречие оспариваемых прокурором норм Трудовому кодексу Российской Федерации, согласиться нельзя, поскольку в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают, в том числе, и в результате избрания на должность.
После прекращения полномочий выборных лиц трудовые отношения прекращаются, поэтому оснований для установления им каких-либо гарантий (пособий, компенсаций) не имеется.
Утверждение Магаданской областной Думы об установлении пунктом 5 статьи 9 областного закона мер социальной поддержки для лиц, замещавших государственную должность в Магаданской областной Думе, в случае прекращения их полномочий по государственной должности, на основании статьи 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» опровергается самим содержанием оспариваемой нормы.
Анализ данной нормы свидетельствует о том, что выплата определенных в ней компенсации, пособия обусловлена как замещением лицом государственной должности Магаданской области в Магаданской областной Думе в течение определенного срока, так и прекращением полномочий по государственной должности по соответствующим основаниям, в связи с чем по правовой природе к мерам социальной поддержки отнесена быть не может.
Иными словами, возможность установления названных выплат связана с осуществлением и прекращением трудовых правоотношений, тогда как правовое регулирование заключения, изменения и расторжения трудового договора, а равно определение сопровождающих эти юридические обстоятельства условий, относится к исключительной компетенции Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об осуществлении субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) правового регулирования, содержащегося в пункте 5 статьи 9 областного закона, с превышением полномочий, в связи с чем имеются основания для признания упомянутой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из изложенного, суд находит, что нормы пункта 10 статьи 8 и пункта 5 статьи 9 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 года № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе» (в редакции Закона Магаданской области от 30 декабря 2010 года № 1352-ОЗ) противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданский областной суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Магаданской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 10 статьи 8, пункт 5 статьи 9 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 года № 258-ОЗ «О Магаданской областной Думе» (в редакции Закона Магаданской области от 30 декабря 2010 года № 1352-ОЗ).
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Мирошникова