КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-20/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Стальмахович О.Н.
при секретаре Выстровой Л.Ю.
с участием прокурора Надеевой Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании п.п. 1 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 4 декабря 2009 года № 466-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2010 год».
У С Т А Н О В И Л:
Глава Петропавловск-Камчатского городского округа обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 1 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 4 декабря 2009 года № 466-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2010 год».
В обоснование заявления указал на то, что установление оспариваемым постановлением норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатскому городскому округу на 2010 год в размере 334595,4 тыс. руб. противоречит федеральному законодательству. В нарушение требований ст. ст. 28 и 31.1 Бюджетного кодекса о равенстве бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, данное постановление устанавливает различные требования к нормативам формирования расходов на оплату труда указанной категории лиц в муниципальных образованиях Камчатского края, а единые принципы определения необходимых затрат на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского каря отсутствуют.
Так, оспариваемым постановлением Петропавловск-Камчатскому городскому округу сохранен указанный норматив уровня 2009 года, тогда как всем другим муниципальным образованиям Камчатского края норматив на 2010 год увеличен по сравнению с 2009 годом в среднем на 9,4%. При этом, Правительство Камчатского края, определяя на таком уровне норматив на содержание органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, не учло все обстоятельства, объективно влияющие на затраты по содержанию этих органов, поставив тем самым городской округ в неравные социально-экономические условия по сравнению с другими муниципальными образованиями Камчатского края.
Ссылаясь на то, что оспариваемое им постановление Правительства Камчатского края в указанной части нарушает права органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа на самостоятельность местного самоуправления, гарантированные ст. ст. 12 и 130 Конституции РФ, а также ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заявитель просил признать его в этой части недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.
В судебном заседании Глава Петропавловск-Камчатского городского округа участия не принимал, его представители ФИО1 и ФИО2 заявление поддержали.
Представитель Правительства и губернатора Камчатского края ФИО3 против удовлетворения заявления возражал, полагал доводы заявителя необоснованными.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления, суд находит данное заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 4 декабря 2009 года Правительством Камчатского края принято постановление № 466-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2010 год», согласно п.п. 1 приложения к которому Петропавловск-Камчатскому городскому округу такой норматив установлен в размере 334595,4 тыс. руб.
Доводы заявителя о противоречии данного постановления в оспариваемой части федеральному законодательству не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Данные требования содержатся в п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, которым предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Частью 4 ст. 17 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» и ч. 3 ст. 5 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае» установлено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные постановлением Правительства Камчатского края нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Оспариваемое главой Петропавловск-Камчатского городского округа постановление было принято Правительством Камчатского края в целях исполнения п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ и вышеприведенных норм Законов Камчатского края «О муниципальной службе в Камчатском крае» и «О муниципальных должностях в Камчатском крае» с целью определения условий, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов, и в пределах полномочий, установленных ч. 4 ст. 3 и ст. 8 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции и осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъекта Российской Федерации.
Утверждение заявителя о том, что в оспариваемой части рассматриваемое постановление Правительства Камчатского края противоречит ст. ст. 28 и 31.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку издано в нарушение принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований Камчатского края, основано на неверном толковании норм Бюджетного кодекса.
В соответствии со ст. 31.1 БК РФ принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Основой этого принципа является установление единых прав и обязанностей, а также полномочий всех субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Он означает определение единых бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение единых расходных обязательств, определение единых подходов при формировании налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение единых требований при формировании объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Оспариваемым постановлением Правительство Камчатского края установило нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления для всех без исключения муниципальных образований Камчатского края, соответствующих критериям, установленным ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований Камчатского края, в том числе и Петропавловск-Камчатского городского округа, заинтересованным лицом не нарушен.
Как следует из объяснений представителя Правительства Камчатского края, подтвержденных представленными им доказательствами, при утверждении рассматриваемых нормативов Правительство края исходило также из принципа результативности и эффективности (экономности) использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
В этой связи при подготовке оспариваемого постановления Правительство края руководствовалось разработанной им Методикой расчетов нормативов, утвержденной распоряжением от 24 декабря 2008 года № 576-РП, целью которого является обеспечение единого подхода при определении норматива на формирование фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих исходя из предельных нормативов для установления размера денежного вознаграждения (денежного содержания).
Расчет норматива на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих осуществлялся на основании предельных нормативов для установления размера денежного вознаграждения (денежного содержания), установленных указанной Методикой, рекомендуемой и фактической штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований.
Формирование норматива на содержание органов местного самоуправления осуществлялось с учетом заявленной потребности органов местного самоуправления, объемом финансовых средств, предусмотренных на указанные цели в местных бюджетах на 2010 год, а также анализа эффективности использования указанных средств в 2009 году.
В частности, было учтено, что закрепленный в отношении Петропавловск-Камчатского городского округа постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2008 года № 453-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2009 года» норматив определялся исходя из рекомендованной численности муниципальных служащих городского округа в количестве 365 ед., сформированной исходя из задач и функций органов местного самоуправления, фактической численности муниципальных должностей (4 ед.), потребности на содержание органов местного самоуправления, а также дополнительных расходов на мероприятия, связанные с осуществлением компенсационных выплат в связи с оптимизацией штата, которые были учтены при формировании норматива в 2010 году, но в составе общих расходов на оплату труда рассматриваемой категории лиц и содержание органов местного самоуправления.
Кроме того, было учтено, что норматив, утвержденный Петропавловск-Камчатскому городскому округу на 2009 год в размере 334595,4 тыс. руб., был превышен этим муниципальным образованием на 4034,7 тыс. руб., что, по утверждению представителя Правительства Камчатского края, свидетельствует о нерациональном и неэффективном использовании бюджетных средств, и было учтено при определении нормативов на 2010 год.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что положения постановления Правительства Камчатского края от 4 декабря 2009 года № 466-П в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, в том числе и по доводам заявителя, что оно принято в пределах компетенции этого органа государственной власти Камчатского края, права заявителя на самостоятельность местного самоуправления не нарушают, рассматриваемое заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления главы Петропавловск-Камчатского городского округа о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия п.п. 1 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 4 декабря 2009 года № 466-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2010 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суда в течение десяти дней с момента составления его в окончательной форме.
Судья О.Н.Стальмахович