ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Гражданское дело № 3-27/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2015 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания ФИО1,
при секретаре Кучиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания к РОО РСО-А"Т-А", с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ о ликвидации общественной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением о ликвидации РОО РСО-А"Т-А" и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания в период с ... по ... плановой проверки РОО РСО-А"Т-А", выявлены неоднократные и грубые нарушения юридическим лицом действующего законодательства и уставных положений. В частности, прием в члены организации осуществлялся в нарушение ст.6 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пунктов 4.2. и 4.3 Устава РОО РСО-А"Т-А" без соответствующих заявлений, представляемых на имя председателя Совета организации.
Несоблюдение норм, регламентирующих порядок приема в члены организации, позволяет сделать вывод о нелегитимности общего собрания организации, а также утвержденных им (протоколы от ....) постоянно действующего руководящего органа - Совета, и контрольно-ревизионной комиссии. На общих собраниях в состав Совета и контрольно-ревизионной комиссии включены лица, в отношении которых отсутствуют документы о приеме их в члены организации.
В нарушение п.п.9, 10 п.5.2 Устава общее собрание организации не утверждает основные направления деятельности организации, принципы формирования и использования ее имущества, годовые отчеты и заключения ревизионной комиссии.
В нарушение п.5.6, 5.7 Устава Совет организации не осуществляет свои уставные полномочия.
Согласно п.5.12 Устава контрольно-ревизионным органом организации является - Ревизионная комиссия, которая свои уставные полномочия не осуществляла, соответственно в организации не осуществлялся контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
В нарушение ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколах общего собрания (протоколы от ....) отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в собраниях этих органов и проводивших подсчет голосов, информация о времени и месте проведения собрания, а также результаты голосования по рассматриваемым вопросам повестки дня.
В нарушение ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статей 6, 7, 13, 14 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.5.8 Устава, организацией бухгалтерская отчетность не ведется.
В нарушение п.5.8. Устава штатные расписания в организации утверждены приказами председателя организации М.Р.П. (приказы от ....), а не Советом организации.
Согласно штатному расписанию в организации введены должности бухгалтера-кассира, юрисконсульта и председателя. Однако, в нарушение статей 16, 68 Трудового кодекса Российской Федерации в организации отсутствуют трудовые договоры и приказы о приеме на работу бухгалтера-кассира, юрисконсульта и председателя.
Определение размера членских и вступительных взносов в соответствии с п.п.7 п.5.8 Устава относится к компетенции Совета, однако, в нарушение указанного уставного положения размер этих взносов не определен.
В нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Указания Банка России от 11 марта 2014 года №3210 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» движение финансовых средств (членских взносов по приходным и расходным ордерам) не оформляется. Это обстоятельство исключает возможность судить об использовании этих средств на уставные цели.
В нарушение п.8 ч.2 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» у организации отсутствует книга учета проверок.
Таким образом, РОО РСО-А"Т-А" осуществляет деятельность, допуская неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства и уставных положений.
В стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ.
В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания Б.М.Ю., действующая на основании доверенности ... от ..., и А.Е.С., действующая на основании доверенности ... от ..., заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Пояснили, что проверка в отношении РОО РСО-А"Т-А" проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, акт проверки, либо действия должностных лиц, ее проводивших, ответчик не оспаривал. При этом запрашиваемые документы РОО РСО-А"Т-А" не были представлены как во время проведения проверки, так и после составления акта по ее результатам.
В судебном заседании представители РОО РСО-А"Т-А"М.Е.Р., действующая на основании доверенности от ..., А.Т.О., действующий на основании доверенности от ..., М.Р.П., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении. Пояснили, что регистрирующий орган не вправе осуществлять проверку соответствия деятельности организации действующему законодательству. Предоставленные органом юстиции доказательства получены с нарушением закона, поскольку проверяющие лица не аттестованы в установленном законом порядке. Организация не представила органу юстиции заявления о приеме в члены общественной организации, а также другие документы, на отсутствие которых указано в акте проверки, поскольку Приказом ... от ... о проведении плановой документарной проверки РОО РСО-А"Т-А" указанные документы истребованы не были. Основные направления деятельности закреплены в Уставе, организация придерживается их. Принципы формирования и использования имущества были определены на учредительном собрании и также закреплены в Уставе. Ревизионная комиссия составляла соответствующие отчеты, что соответствует Уставу. Отсутствие в протоколах общего собрания некоторых сведений, не влечет их недействительности. Бухгалтерский учет в организации также осуществляется. При этом, ликвидация организации является мерой ответственности, которая должна быть соразмерна допущенному нарушению закона и его последствиям. Существенных нарушений организацией не допущено, она не привлекалась к административной ответственности. Ранее в отношении организации органом юстиции проверки не осуществлялись, предупреждений и предписаний об устранении нарушений не выносилось.
Представители Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В предыдущих судебных заседаниях представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания С.К.У., действующая на основании доверенности от ......, представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ Т.Х.А., действующий на основании доверенности от ......, разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Частью 1 ст.44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ предусмотрено, что основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п.74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения.
Из материалов дела усматривается, что РОО РСО-А"Т-А" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания ... за ведомственным номером ... с последующим внесением ... Управлением МНС России по Республике Северная Осетия-Алания сведений об общественной организации в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, председателем фонда является М.Р.П., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица ...
В соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от ......, в период с ... по ... проведена плановая документарная проверка РОО РСО-А"Т-А" на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и действующему законодательству за период с ... по ....
В результате проведенной проверки выявлены нарушения РОО РСО-А"Т-А" требований законодательства, регулирующего деятельность общественных организаций, которые отражены в акте проверки от .... С данным актом проверки ... ознакомлен М.Р.П.
Акт проверки РОО РСО-А"Т-А" от ... и действия должностных лиц, проводивших проверку, в судебном или административном порядке обжалованы не были.
При этом доводы истца о том, что предусмотренный законом и Уставом РОО РСО-А"Т-А" порядок приобретения членства в организации не соблюдается; в организации отсутствуют трудовые договоры и приказы о приеме на работу бухгалтера-кассира, юрисконсульта и председателя; размер членских и вступительных взносов в организации не определен, подтверждения в судебном заседании не нашли.
В обоснование своих возражений в части соблюдения требований законодательства об учете количества членов общественного объединения, ответчиком в судебном заседании были представлены книга учета членов РОО РСО-А"Т-А", а также заявления 54 членов организации, что согласуется с требованиями ч.5 ст.6 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, пунктами 4.2, 4.3 Устава РОО РСО-А"Т-А" (...
Суду были представлены также приказы председателя РОО РСО-А"Т-А"... о приеме главного бухгалтера-кассира; от ... о приеме юриста; от ... о преступлении к исполнению обязанностей председателя; трудовой договор от ... о приеме юриста и дополнительное соглашение к нему от ...; трудовой договор от ..., и дополнительное соглашение к нему от ...; решение совета РОО РСО-А"Т-А" от ... и утвержденное им Положение о порядке уплаты вступительных и членских взносов в РОО РСО-А"Т-А"...
Согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ по состоянию на ..., организация задолженности по налогам не имеет ...
Также в судебном заседании представлены налоговая декларация за 2012 год, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2013-2014 годы, обозревались кассовые документы РОО РСО-А"Т-А" за 2012-2014 годы .... Каких-либо замечаний по представленным доказательствам истец не заявлял.
Учитывая изложенное, доводы истца о том, что РОО РСО-А"Т-А" допущены такие нарушения как неосуществление бухгалтерского учета, не оформление кассовых операций, тоже не нашли подтверждения в процессе рассмотрения дела.
Согласно протоколу от ..., общим собранием РОО РСО-А"Т-А" были приняты решения об утверждении отчетов о деятельности организации за 2012-2014 годы; об утверждении планов деятельности организации на период до 2020 года.
Суду, кроме того, представлены решение совета РОО РСО-А"Т-А" от ... об утверждении штатного расписания организации от ......); решение совета РОО РСО-А"Т-А" от ... об утверждении налоговой отчетности, годовых отчетов (в т.ч. бухгалтерских балансов) организации за 2012-2014 годы в объеме сведений, представляемых в уполномоченный налоговый орган, определении планов деятельности РОО РСО-А"Т-А" до 2020 года (...).
Указанные акты свидетельствуют о принятии организацией мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.
Между тем, как установлено судом, РОО РСО-А"Т-А" были допущены как грубые, так и неоднократные нарушения требований законодательства и положений Устава организации.
Как следует из пунктов 5.12-5.16 Устава РОО РСО-А"Т-А" ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом организации, который осуществляет контроль за законностью и эффективностью использования средств организации, за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Проверка финансово-хозяйственной деятельности производится ревизионной комиссией по итогам финансового года. Ревизионная комиссия докладывает результаты проведенных ею проверок общему собранию.
В нарушение ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ на проверку не были представлены акты ревизионной комиссии РОО РСО-А"Т-А".
В подтверждение доводов об осуществлении указанным органом уставных полномочий, ответчиком представлены суду отчеты ревизионной комиссии РОО РСО-А"Т-А" по результатам деятельности за 2012-2014 годы (...).
Однако, указанные отчеты ревизионной комиссии от ..., от ..., от ... содержат идентичные сведения, носят формальный характер, и по существу не могут свидетельствовать об осуществлении указанным органом своих уставных полномочий. При этом протоколы заседаний ревизионной комиссии РОО РСО-А"Т-А" суду представлены не были.
Судом установлено, что ревизионная комиссия за период, охватываемый проверкой, не докладывала результаты проверок общему собранию. Общее собрание РОО РСО-А"Т-А" в нарушение требований п.5.2 Устава организации не утверждало отчеты и заключения ревизионной комиссии (...).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неосуществлении РОО РСО-А"Т-А" контроля за законностью использования средств и своей финансово-хозяйственной деятельностью в 2012 - 2014 годах.
В соответствии с п.5.2 Устава РОО РСО-А"Т-А" к исключительной компетенции общего собрания как высшего руководящего органа относится определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, утверждение годовых отчетов о деятельности организации.
Актом проверки от ... и представленными суду письменными доказательствами подтверждается, что общим собранием РОО РСО-А"Т-А" не рассматривались и не принимались решения по указанным вопросам (...).
Согласно пунктам 5.6, 5.8 Устава РОО РСО-А"Т-А", совет является коллегиальным исполнительным органом, управляющим организацией в период между отчетными собраниями. Совет избирается на общем собрании в составе не менее 9 человек сроком на один год. Совет определяет основные направления деятельности организации, утверждает ее планы и отчеты об их выполнении; заслушивает ежегодный отчет председателя; утверждает годовой бухгалтерский баланс и штатное расписание.
Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц по инициативе членов совета, председателя (п.5.9 Устава).
Судом установлено, что советом РОО РСО-А"Т-А" в период, охватываемый проверкой, решения по указанным вопросам, отнесенным к его компетенции, не принимались.
Доказательства, опровергающие данный вывод суду представлены не были. Также не представлены доказательства проведения заседаний совета РОО РСО-А"Т-А" с регулярностью, предусмотренной п.5.9 Устава.
В нарушение п.5.8 Устава РОО РСО-А"Т-А" штатные расписания в организации в 2012 – 2014 годах утверждались приказами председателя РОО РСО-А"Т-А" (...).
Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности доводов истца о неосуществлении общим собранием и советом РОО РСО-А"Т-А" в проверяемый период своих уставных полномочий.
Как следует из протоколов общего собрания РОО РСО-А"Т-А" от ... и ..., в состав совета РОО РСО-А"Т-А" включены девять человек, в том числе К.П., в отношении которого отсутствуют документы о приеме в члены организации.
Кроме того, в силу положений ч.1 ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с частями 3 и 4 ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Пунктами 5.3 и 5.4 Устава РОО РСО-А"Т-А" предусмотрено, что на общем собрании решения принимаются простым большинством голосов. Форма голосования определяется общим собранием. Общее собрание открывается избранием председательствующего, который определяет порядок его проведения в соответствии с повесткой дня и организует ведение протокола. Общее собрание правомочно, если на его заседании присутствует не менее 50% его состава.
Как усматривается из представленных на проверку протоколов общего собрания РОО РСО-А"Т-А" от ..., ..., ..., ..., в них отсутствуют сведения о времени проведения собрания; о лицах, принявших участие в собрании; о проведении голосования и его результатах по каждому вопросу повестки дня; о лицах, проводивших подсчет голосов. Также отсутствуют сведения об избрании председательствующего (...).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отраженные в протоколах решения об утверждении состава совета и ревизионной комиссии РОО РСО-А"Т-А" приняты с нарушением действующего законодательства и требований Устава организации. Протоколы подписаны председателем собрания, который в соответствии с п.5.4 Устава собранием не избирался. Отсутствие сведений о лицах, принявших участие в собраниях, не позволяет суду сделать вывод о правомочности собрания и действительности принятых решений в соответствии с положениями ст.181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.5.4 Устава организации.
В подтверждение доводов об осуществлении учета лиц, принявших участие в заседаниях общего собрания РОО РСО-А"Т-А" от ..., ..., ..., ..., ответчик представил суду списки присутствующих на собрании членов организации (...).
Между тем, указанные списки не могут быть приняты судом в качестве достоверных и достаточных доказательств состава лиц, принявших участие в заседаниях общего собрания, поскольку не являются неотъемлемой частью протоколов собрания, не были подписаны на день составления председателем собрания и секретарем. Протоколы общего собрания не содержат сведений о наличии приложений к ним. Кроме того, указанные списки не были представлены проверяющему органу вместе с протоколами общих собраний.
В целях устранения указанных выше нарушений ответчик представил суду протокол общего собрания РОО РСО-А"Т-А"» от ..., на котором были приняты решения о подтверждении достоверности сведений по результатам голосований на общих собраниях, оформленных протоколами общего собрания РОО РСО-А"Т-А" от ..., ..., ..., ...; об утверждении отчетов ревизионной комиссии РОО РСО-А"Т-А" за 2012-2014 годы (...).
Однако данные решения, по мнению суда, в силу характера указанных выше нарушений не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих их устранение.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ общественное объединение обязано представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Как следует из п.12 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки, а также приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.
Документы, об отсутствии которых указано в акте проверки от ..., не были представлены РОО РСО-А"Т-А" проверяющему органу как во время ее проведения, так и после ознакомления с актом проверки. Ответчик представил их только в суд.
Доводы ответчика о том, что за выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания нарушения организация могла быть привлечена к административной ответственности, так как ликвидация является крайней мерой реагирования, не могут быть признаны состоятельными, поскольку наличие административной ответственности не исключает возможность ликвидации организации при наличии оснований, установленных ст.44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Также не состоятелен довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, так как ч.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации на которую ссылается ответчик, досудебный порядок урегулирования спора для данной категории дел, не установлен.
Поскольку имевшие место в деятельности организации нарушения действующего законодательства и уставных положений, обладают неоднократным и существенным характером, полностью на момент рассмотрения дела не устранены, суд приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию РОО РСО-А"Т-А" учетный ..., основной государственный регистрационный ..., и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РСО-Алания ФИО1