ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-32/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2011 г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Огнёвой М.А.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Михеева С.Н.,
представителей Правительства Забайкальского края ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края об оспаривании пункта 12 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность по направлению мясного скотоводства, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.02.2010 № 71,
УСТАНОВИЛ:
Официально опубликованным Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.02.2010 № 71 утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность по направлению мясного скотоводства (далее по тексту Порядок – л.д. 39-49).
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпункта 4 пункта 5 и пункта 12 названного Порядка.
Определением от 21 июня 2011 года производство по делу прекращено в части оценки незаконности подпункта 4 пункта 5 Порядка в связи с изменением указанной нормы официально опубликованным Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.10.2010 № 414, исключившим оспариваемые прокурором положения (л.д. 50-52).
Спор о незаконности пункта 12 Порядка рассмотрен по существу.
Названная норма устанавливает возможность выделения в исключительных случаях средств на выплату субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в авансовом порядке.
Прокурор полагает это противоречащим требованиям части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, прокурор считает подобное нормативное регулирование носящим коррупциогенный характер, поскольку уполномоченным органам исполнительной власти предоставляется субъективно-оценочная возможность установления исключений из общего порядка предоставления субсидий.
Прокурор в судебном заседании требование поддержал.
Представители Правительства Забайкальского края с ним не согласились, указав на соответствие оспариваемой нормы Бюджетному кодексу Российской Федерации, прямо не запрещающему авансовую форму выплаты бюджетных субсидий.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора об оспаривании пункта 12 Порядка подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд о признании недействующим нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Забайкальского края от 10.12.2009г. № 295-ЗЗК мясное скотоводство в Забайкальском крае признано одним из стратегических направлений развития Забайкальского края, требующим бюджетной поддержки (л.д. 58).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2009г. № 58 в редакции от 15.07.2009г. № 287 утверждена краевая долгосрочная целевая Программа развития мясного скотоводства в Забайкальском крае в 2009-2012 годах (далее по тексту Программа развития мясного скотоводства – л.д. 63).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2010г. № 530 предусмотрена государственная поддержка реализации экономически значимых региональных программ, включая Программу развития мясного скотоводства (л.д. 62).
Предоставление хозяйствующим субъектам субсидий из бюджета Забайкальского края по Программе развития мясного скотоводства запланировано в составе бюджетных ассигнований на 2011г. в соответствии с Законом Забайкальского края от 15.12.2010г. № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (л.д.72).
Согласно статье 15 Закона о региональном бюджете, приложениям 8, 9 и 15 к нему и разделу 4 Программы развития мясного скотоводства условия и порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на реализацию мероприятий названной программы устанавливаются Правительством Забайкальского края.
В силу пунктов «б» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в корреспонденции со статьями 2, 3, 10, 28 и 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вопросы бюджетного регулирования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, должны соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Бюджетного кодекса).
Оспариваемый прокурором Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность по направлению мясного скотоводства, регулирует бюджетные правоотношения, поскольку определяет условия и устанавливает основания и форму предоставления бюджетных субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг .
Пункт 12 оспариваемого регионального Порядка предусматривает, что в исключительных случаях, связанных с возникновением обстоятельств, повлекших за собой увеличение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение очередной сезонной кампании, средства на выплату субсидий могут выделяться в авансовом порядке на основании предварительных расчетов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Это не согласуется с вышеприведенными положениями части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возможность авансирования субсидий названной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации не установлена, за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»).
Буквальное содержание части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве общеобязательного правила предоставление бюджетных субсидий производителям товаров, работ и услуг только после фактического возникновения таких затрат или неполучения предполагаемых доходов.
Возможность самостоятельного изменения субъектом Российской Федерации установленного порядка предоставления субсидий не предусмотрена.
Нельзя согласиться с доводами о том, что отсутствие в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямого запрета на авансовую выплату субсидий производителям товаров, работ и услуг позволяет субъектам Российской Федерации вводить такую форму финансирования по своему усмотрению.
Положения части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса носят императивный характер и расширительному толкованию не подлежат.
Доводы заинтересованного лица о наличии объективной необходимости и практической целесообразности авансированного субсидирования предстоящих расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не могут быть приняты, поскольку изменение существующего нормативного регулирования не входит в компетенцию суда.
Ссылки на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.08.2008г. №№ 02-01-04/2523 - 12064-АП/Д05, являются безосновательными, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом, обязательным к применению.
В соответствии со ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемый пункт 12 Порядка следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу как несоответствующий федеральному законодательству.
Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 12 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность по направлению мясного скотоводства, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.02.2010 № 71.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий судья К. Ж. Шаркова