ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-52/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 25 мая 2022 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия Милешиной И.П.
при секретаре Щетининой О.Р.,
с участием:
административного истца - Федерального агентства лесного хозяйства;
административного ответчика - Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия;
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия;
заинтересованного лица - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;
первого заместителя прокурора Республики Мордовия Иванова А.С., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим Генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 4 мая 2011 г. №2, в редакции решения Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 28 марта 2014 г. №4,
установил:
решением Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 4 мая 2011 г. №2 утвержден Генеральный план Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Генеральный план).
Указанное решение опубликовано официально для всеобщего сведения в информационном бюллетене Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 4 мая 2011 г. № 10, а Генеральный план размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (fgis.minregion.ru) 16 февраля 2012 г.
Генеральный план вступил в силу со дня его официального опубликования.
Решением Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 28 марта 2014 г. <№> утверждены изменения в указанный Генеральный план.
Данное решение опубликовано официально для всеобщего сведения в информационном бюллетене Кочелаевского сельского поселения <№> от 28 марта 2014 г.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов Кочелаевского сельского поселения, определенные основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта п. Красный Яр лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделе 12 квартала 148 Ковылкинского участкового лесничества Ковылкинского лесничества Республики Мордовия, площадь пересечения составляет 467 кв.м.
Данные лесные участки в силу положений статей 7, 83, 84 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8 и 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации находится в ясобственности Российской Федерации.
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выписками из государственного реестра.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, сельского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На основании пунктов 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, на момент утверждения Генерального плана Федеральное агентство лесного хозяйства являлось уполномоченным органом осуществлявшим такое согласование.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов влечет признание влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
Таким образом, отсутствие согласования проекта Генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с Федеральным агентством лесного хозяйства явилось существенным нарушением порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
Поскольку Генеральный план не прошёл согласование в установленном порядке, то включение в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в п. Красный Яр, противоречит вышеприведённым федеральным законам.
В связи с этим административный истец просил признать не действующим Генеральный план в части включения в границы п. Красный Яр вышеуказанных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Административный ответчик - Совет депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в письменном заявлении поддерживает правовую позицию Федерального агентства лесного хозяйства, выраженную в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, от административного истца, заинтересованного лица - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителей, сведения о причинах неявки остальных лиц и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Республики Мордовия первый заместитель прокурора Республики Мордовия Иванов А.С. дал заключение, в котором полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) к вопросу местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 6 Устава Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением сессии №1 Кочелаевского сельского совета депутатов Ковылкинского района Республики Мордовия от 25 января 2006 г., к вопросу местного значения Кочелаевского сельского поселения относится утверждение генеральных планов данного поселения.
Таким образом, полномочия по утверждению Генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на момент утверждения Генерального плана осуществлялись органами местного самоуправления данного поселения.
В силу положений пункта 2 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.
Как установлено частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно частям 1 и 3 статьи 23 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с положениями пункта 1.1 части 1 статьи 19 и пункта 18 части 1 статьи 23 Устава Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением сессии <№> Кочелаевского сельского совета депутатов Ковылкинского района Республики Мордовия от 25 января 2006г., Совет депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия является представительным органом данного сельского поселения и в его компетенции находится принятие общеобязательных правил (положений) по вопросам местного значения.
Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана на момент утверждения оспариваемым решением Генерального плана были предоставлены Совету депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения оспариваемым решением Генерального плана) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 52 Устава Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, решения Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов Кочелаевского сельского поселения, определённых частями 1 и 3 настоящей статьи, является первая публикация полного текста соответствующего правового акта в информационном бюллетене Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно частям 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов, действовавших на момент принятия решения об утверждении Генерального плана и внесение в него изменений) проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
По вопросу рассмотрения проекта Генерального плана были проведены публичные слушания, что подтверждается решениями Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения 31 января 2011 г. №3 «О внесении на публичные слушания проекта Генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия», от 4 мая 2011 г. <№> «О принятии итогового документа по проекту генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия».
С учётом вышеизложенного следует, что Генеральный план принят Советом депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта, процедура его принятия в части проведения публичных слушаний, а также правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, соблюдены.
Вместе с тем, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 28 января 2022 г. <№> имеет место пересечение границ земель лесного фонда с границами п. Красный Яр. Лесной участок расположен по адресу (местоположению): Республика Мордовия, Ковылкинское лесничество, Ковылкинское участковое лесничество: квартал 148, выдел 12, площадь пересечения 467 кв.м.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный в квартале 148 Ковылкинского участкового лесничества Ковылкинского лесничества Республики Мордовия, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 января 2008 г. серия <адрес>, выпиской из государственного лесного реестра от <дата>, а также Планшетом лесоустройства ГУ «Ковылкинское территориальное лесничество Республики Мордовия» от 2018 г. <№> и <№>.
Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о переводе земель).
Согласно пункту 12 статьи 14 данного Федерального закона земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждение, изменение Генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (в редакции постановлений, действовавших на момент принятия решения об утверждении Генерального плана) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по:
рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
рассмотрению проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Однако перевода земель лесного фонда, указанных в административном исковом заявлении, в земли другой категории (населенного пункта) не осуществлялось.
Доказательства, подтверждающие, что проект Генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия прошёл процедуру согласования в Федеральном агентстве лесного хозяйства, отсутствуют.
Отсутствие согласования проекта генерального плана Кочелаевского сельского поселения с Федеральным агентством лесного хозяйства является существенным нарушением порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что при принятии решения от 4 мая 2011 г. №2 «Об утверждение генерального плана Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района» была нарушена процедура его принятия.
При таких обстоятельствах, следует, что Генеральный план Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в части включения в границы п. Красный Яр участка, расположенного на землях лесного фонда в выделе 12 квартала 148 Ковылкинского участкового лесничества Ковылкинского лесничества Республики Мордовия, не соответствуют требованиям части 8 статьи 24 и пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не прошёл процедуру согласования в указанной части.
При определении момента, с которого следует признать в части не действующими оспариваемые нормативные правовые акты, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 38 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Доказательств, свидетельствующих о применении оспариваемого Генерального плана в части, касающейся лесных участков, не представлено.
Вместе с тем, оспариваемый Генеральный план применяется длительное время и затрагивает права граждан и организаций, проживающих (расположенных) на территории сельского поселения, в отношении которого принят данный Генеральный план.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, Генеральный план – признанию недействующим в вышеуказанной части со дня вступления решения суда в законную силу в целях обеспечения прав граждан и организаций, в отношении которых он мог применяться.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить полностью.
Признать не действующим Генеральный план Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденный решением Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 4 мая 2011 г. <№>, в редакции с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 28 марта 2014 г. №4, в части включения в границы п. Красный Яр участков, расположенных на землях лесного фонда в выделе 12 квартала 148 Ковылкинского участкового лесничества Ковылкинского лесничества Республики Мордовия, со дня вступления решения в законную силу
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Милешина
Мотивированное решение суда изготовлено 1 июня 2022 г.