ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-4/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2010г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Гречаниченко А.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Антипенко А.А.,
представителей Министерства финансов Забайкальского края ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-4/2010 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании частично недействующими пунктов 2 и 3 Порядка взыскания в доход бюджета Забайкальского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства финансов Забайкальского края от 22 октября 2009г. № 124-пд,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим Порядка взыскания в доход бюджета Забайкальского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства финансов Забайкальского края от 22 октября 2009г. № 124-пд (далее по тексту Порядок).
Полагает не соответствующими федеральному законодательству:
- пункт 2 Порядка в части установления срока возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов до 20 февраля финансового года, следующего за отчетным;
- пункт 3 Порядка в части отсутствия в нем указания на необходимость направления в трехдневный срок территориальным органом Федерального казначейства соответствующему финансовому органу копии приказа о взыскании неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов с отметкой о его получении.
Прокурор ссылается на несоответствие оспариваемых норм Общим требованиям к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009г. № 51н.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представители Министерства финансов Забайкальского края с доводами прокурора не согласились.
В отношении оспариваемого пункта 2 Порядка считают возможным установление в региональном нормативном акте иного срока на возврат администраторами доходов краевого бюджета неиспользованных целевых средств межбюджетных трансфертов, в отличие от предусмотренного Общими требованиями на федеральном уровне. Ссылаются на единство бюджетной системы в Российской Федерации и обусловленную этим обязанность по возврату из регионального бюджета до 1 апреля очередного финансового года неиспользованных средств федерального бюджета, а также на длительность прохождения денежных средств при межбюджетных расчетах. Указывают на положения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (№ 308-ФЗ), согласно части 7 статьи 24 которого не использованные по состоянию на 1 января 2010 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2010 года.
Пункт 3 Порядка также считают законным, мотивируя тем, что необходимости переносить в него содержание Общих требований не имелось, поскольку в пунктах 2 и 6 Порядка прямо указано на осуществление взыскания неиспользованных остатков целевых средств в соответствии с Общими требованиями.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 45, 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту государственных интересов с требованием о признании недействующим нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт противоречит федеральному законодательству.
Согласно пунктам «б» и «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ, в корреспонденции со статьями 2, 3, 10, 28 и 29 Бюджетного кодекса РФ, вопросы бюджетного регулирования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с названным Кодексом.
Частью 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе определять порядок взыскания в доход регионального бюджета неиспользованных до конца финансового года остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из регионального бюджета. При этом должны быть соблюдены общие требования по осуществлению таких взысканий, установленные Министерством финансов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 22 Устава Забайкальского края, статей 2 и 4 Закона Забайкальского края «О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края», Структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, утвержденной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009г. № 38, и в соответствии с пунктом 1 раздела 1 и подпунктом 9.2.17 раздела 2 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02 сентября 2008г. № 3, финансовым органом Забайкальского края, отвечающим за формирование и исполнение краевого бюджета и издание соответствующих этому нормативных правовых актов, является Министерство финансов Забайкальского края л.д. 18-26).
Приказом Министерства финансов Забайкальского края от 22 октября 2009г. № 124-пд был утвержден Порядок взыскания в доход бюджета Забайкальского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Забайкальского края л.д. 4, 28).
Официальное опубликование Порядка осуществлено в газете «Азия-Экспресс» от 29 октября 2009г. № 53 в соответствии с сохранявшим на эту дату действие в Забайкальском крае Закона Читинской области «О нормативных правовых актах» № 655-ЗЧО от 13 апреля 2005г. (статья 30)л.д. 27, 38).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что, «если неиспользованные остатки целевых средств (включая остатки, на суммы которых соответствующими главными администраторами доходов бюджета Забайкальского края подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели) не перечислены в доход бюджета Забайкальского края до 20 февраля финансового года, следующего за отчетным , Министерство финансов Забайкальского края … направляет в Управление Федерального казначейства Забайкальского края … приказ … о взыскании неиспользованных остатков целевых средств…».
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что срок «до 20 февраля» установлен в указанной норме с нарушением Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009г. № 51н (далее по тексту Общие требования).
Из пунктов 2 и 3 Общих требований следует, что неиспользованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, администраторами доходов по возврату - органами государственной власти либо органами местного самоуправления, за которыми закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств. В случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход соответствующего бюджета до 1 апреля финансового года , следующего за отчетным , финансовый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, из которого не возвращены в установленный срок неиспользованные остатки целевых средств, приказ финансового органа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств.
Таким образом, согласно указанным нормам Общих требований остатки неиспользованных целевых средств подлежат возврату в бюджет администраторами доходов по возврату, и только затем, если такие неиспользованные целевые средства не были перечислены в доход бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, взыскание производится на основании приказа соответствующего финансового органа территориальным органом Федерального казначейства.
Право изменения установленного Общими требованиями срока – «до 1 апреля», финансовому органу субъекта Российской Федерации не предоставлено.
Ссылки Министерства финансов Забайкальского края на единство бюджетной системы Российской Федерации, на необходимость обеспечения своевременного возврата неиспользованных целевых средств федеральных трансфертов в федеральный бюджет до 1 апреля очередного финансового года, а также на целесообразность примененного правового регулирования из-за длительности прохождения денежных средств между бюджетами не могут быть приняты судом, поскольку указанные обстоятельства не порождают права финансового органа изменять установленный Общими требованиями срок возврата неиспользованных бюджетных средств.
Изменяя с 1 апреля на 20 февраля срок для возврата администраторами доходов из нижестоящих бюджетов местного уровня неиспользованных целевых средств межбюджетных трансфертов, полученных из краевого бюджета, Министерство финансов Забайкальского края расширило по времени действия свое право на вмешательство в вопросы возврата таких денежных средств путем выставления в территориальный орган Федерального казначейства приказа о взыскании не перечисленных своевременно бюджетных средств.
Положения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (№ 308-ФЗ), согласно части 7 статьи 24 которого не использованные по состоянию на 1 января 2010 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2010 года, также не дают региональному финансовому органу права на изменение установленного Общими требованиями срока, после наступления которого может быть вынесен приказ о взыскании.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемый прокурором пункт 2 Порядка в части установления срока «до 20 февраля» следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу как несоответствующий федеральному законодательству.
Требования прокурора о признании недействующим пункта 3 Порядка в части отсутствия в нем указания на необходимость направления в трехдневный срок территориальным органом Федерального казначейства соответствующему финансовому органу копии приказа о взыскании неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов с отметкой о его получении судом отклоняются.
Прокурор считает, что отсутствие такого указания противоречит пункту 4 и 5 Общих требований и, таким образом, фактически исключает обязанность территориального органа Федерального казначейства предварительно уведомлять соответствующий финансовый орган о получении приказа о взыскании в бюджет неиспользованных целевых средств.
Суд не соглашается с данными доводами заявителя.
Пунктами 4 и 5 Общих требований предусмотрено, что соответствующий территориальный орган Федерального казначейства при получении приказа финансового органа о взыскании ставит на нем отметку о его получении и не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет соответствующему финансовому органу копию приказа с отметкой о получении. Соответствующий финансовый орган, в свою очередь, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, направивший ему копию приказа, в течение десяти рабочих дней со дня его получения, сведения, содержащие данные, позволяющие однозначно определить администраторов доходов по возврату неиспользованных остатков целевых средств.
Содержание приведенных пунктов Общих требований не перенесено в утвержденный Министерством финансов Забайкальского края Порядок.
Однако данное обстоятельство не влечет придаваемого прокурором толкования пункта 3 Порядка, как исключающего применение регламентированных Общими требованиями правил взыскания в доход соответствующих бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, в том числе, установленной пунктом 4 обязанности территориального органа Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения приказа о взыскании направить соответствующему финансовому органу его копию с отметкой о получении.
В абзаце 1 пункта 2 и абзаце 6 пункта 3 Порядка предусмотрено осуществление взыскания в соответствии с Общими требованиями, включая прямые ссылки на пункты 4-6, 8-9 Общих требований.
Совокупное содержание абзаца 1 пункта 2 и абзаца 6 пункта 3 Порядка позволяет прийти к однозначному выводу о том, что данный Порядок осуществляется в неурегулированной им части в соответствии с Общими требованиями, а Управление Федерального казначейства Забайкальского края производит взыскание неиспользованных остатков целевых средств в соответствии с пунктами 4-6, 8-9 Общих требований.
Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы Министерством финансов Забайкальского края при принятии оспариваемого пункта 3 Порядка не нарушен.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование.
Суд находит оспариваемый прокурором пункт 3 в системном толковании со всем содержанием Порядка соответствующим федеральному законодательству.
В этой части заявление прокурора подлежит отклонению.
Дело рассмотрено в пределах предмета требований.
С заинтересованного лица в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу в части слов «до 20 февраля» пункт 2 Порядка взыскания в доход бюджета Забайкальского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства финансов Забайкальского края от 22 октября 2009г. № 124-пд.
В признании недействующим пункта 3 Порядка взыскания в доход бюджета Забайкальского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства финансов Забайкальского края от 22 октября 2009г. № 124-пд, отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс».
Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края в доход бюджета городского округа «Город Чита» 2000 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К.Ж.Шаркова