ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-43/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2010 г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Гречаниченко А.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Антипенко А.А.,
представителей Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО1 и Губернатора Забайкальского края ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-43/2010 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009г. № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой им фактически исключается предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009г. № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае», опубликованный 25 февраля 2009г. в газете «Забайкальский рабочий» № 35 (л.д. 6, л.д. 21-34, далее - Закон).
Данный Закон в редакции изменений, внесенных в него Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009г. № 319-ЗЗК, опубликованным 21 декабря 2009г. в газете «Забайкальский рабочий» №№ 239-242 (л.д. 36-41), предусматривает предоставление социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Забайкальского края (пункт 5 статьи 1).
В части 1 его статьи 5.1 перечислены следующие меры социальной поддержки педагогических работников:
1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством;
2) по оплате централизованного отопления исходя из размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством;
3) по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством;
4) по оплате освещения исходя из размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
При этом абзацем 2 пункта 4 части 1 приведенной статьи Закона предусмотрено, что расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, оплачиваются педагогическими работниками за счет собственных средств.
Заместитель прокурора Забайкальского края просит признать недействующим абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона в той мере, в которой указанная норма исключает возможность предоставления педагогическим работникам социальной поддержки по оплате отопления с использованием электрических котлов.
Прокурор считает, что этим нарушается предусмотренное федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением без ограничения его видов – центрального, печного, либо иного автономного, включая электрокотловое.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Законодательное Собрание Забайкальского края с доводами прокурора согласно.
Губернатор Забайкальского края возражает против заявления прокурора, полагая правомерным и не противоречащим федеральному законодательству оспариваемое положение Закона.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту государственных интересов с требованием о признании недействующим нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 действующей редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266-1) педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№122-ФЗ), предусматривая замену социальных льгот в натуральной форме на денежные компенсации, установил при этом необходимость сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты населения (преамбула и статья 153 Федерального закона №122-ФЗ).
Исходя из этого, субъекты Российской Федерации при реализации своих полномочий по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень льгот.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266-1), устанавливая право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, не содержит ограничений либо исключений по видам и источникам отопления.
Между тем, в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 5.1 оспариваемого Закона Забайкальского края предусмотрено предоставление социальной поддержки педагогическим работникам по оплате централизованного отопления и по оплате твердого топлива при наличии печного отопления.
При этом абзац 2 пункта 4 этой же статьи не допускает компенсацию педагогическим работникам расходов на электрическую энергию, используемую на цели, не связанные с освещением жилых площадей, и, тем самым, фактически исключает распространение льготы на бесплатное отопление для педагогических работников, пользующихся электрическими котлами в целях отопления жилого помещения.
Это противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, доводы Губернатора Забайкальского края, изложенные в возражениях его представителей в обоснование законности оспариваемой нормы, подлежат отклонению.
Ссылки на бюджетные затруднения Забайкальского края в финансировании бесплатного электрокотлового отопления жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, на возможные злоупотребления со стороны этой льготной категории граждан, на сложности в разработке механизма расчета объема и стоимости бесплатного электрокотлового отопления, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти обстоятельства не устраняют незаконности оспоренных положений регионального Закона.
Абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» подлежит признанию недействующим в той части, в которой указанная норма фактически исключает предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009г. №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой им фактически исключается предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Забайкальский рабочий».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Забайкальский краевой суд в десятидневный срок со дня его оглашения.
Председательствующий судья Шаркова К. Ж.