ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-44/2016 от 19.08.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2016 г. по делу №3а-45/2016

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Назаркиной И.П.,

при секретаре Овчинниковой О.Д.,

с участием прокурора Умновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 от 04 августа 2016 г. №03/9-6 об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата,

установил:

постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 15 июня 2016 г. №1611-V П выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия назначены на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано 17 июня 2016 г. в газете «Известия Мордовии».

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 30 ноября 2015 г. №113/824-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Республики Мордовия» полномочия окружной избирательной комиссии в Большеберезниковско-Кочкуровском одномандатном избирательном округе №4 возложены на Большеберезниковскую территориальную избирательную комиссию.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 (далее ОИК №4) от 04 августа 2016 г. №03/9-6 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 на основании подпункта 6 пункта 10 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» (л.д. 26).

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском, в котором просил признать незаконным указанное решение ОИК №4 от 04 августа 2016 г. №03/9-6 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата. В обоснование иска указал, что он воспользовался предусмотренным пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 2.1 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. № 41 -З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» правом не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Однако окружная избирательная комиссия проигнорировала указанное право.

ОИК №4 подала возражения на административное исковое заявление. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал. Суду объяснил, что не имел намерения скрывать наличие у него судимости. Первоначально при обращении в ОИК №4 он не указал в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва о наличии судимости по части третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации только потому, что не помнил об этом, так как приговор был вынесен достаточно давно.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОИК №4 ФИО2 относительно административного иска возразила по основаниям, указанным в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Мордовское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3 административный иск ФИО1 поддержал, просил суд административный иск удовлетворить.

В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. в заключении полагала, что оспариваемое решение ОИК №4 является законным и в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения ОИК №4, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинутыми кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия».

Подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ предусмотрено, что сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичная норма закреплена в подпункте 6 пункта 10 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия».

Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 08 июня 2001 г. приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 01 июня 2001 г. ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «в» части второй статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения), и преступления, предусмотренного частью третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (использование заведомо подложного документа). Ему назначено наказание путем полного сложения наказаний окончательно в виде четырех лет лишения свободы со штрафом в размере заработной платы за период три месяца 1200 рублей. В соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание ФИО1 назначено условно с испытательным сроком три года (л.д. 36-63).

11 декабря 2002 г. Большеберезниковским районным судом Республики Мордовия вынесено постановление, согласно которому ФИО1 освобожден от отбывания наказания по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 01 июня 2001 г. в соответствии с частью первой статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное постановление вступило в законную силу 23 декабря 2002 г. (л.д. 65).

15 июля 2016 г. постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия №129/1005-5 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Мордовское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, в котором по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 указан ФИО1 (л.д. 78-79, 80-82).

В заявлении от 24 июня 2016 г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по одномандатному избирательному округу №4 в составе республиканского списка кандидатов избирательного объединения «Мордовское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», поданном в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия, ФИО1 сведения о судимости не указал (л.д. 72).

16 июля 2016 г. ФИО1 подал в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4, в котором указал, что «судим условно 01 июня 2001 г. по статье 160 УК РФ, судимость погашена 01 февраля 2004 г.» (л.д. 27-28).

28 июля 2016 г. в ОИК №4 поступило письмо Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Мордовия №12/4-3293, в котором указано о наличии сведений о том, что ФИО1 осужден 01 июня 2001 г. Чамзинским районным судом Республики Мордовия по пунктам «а», «в» части второй статьи 160, части третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 24).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 29 июля 2016 г. №133/1058-5 ФИО1 исключен из заверенного республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва в соответствии с пунктом «б» части 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 12 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» на основании письма от 25 июля 2016 г. №12/4-3299 из Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, в котором указаны сведения о наличии у ФИО1 судимости (л.д. 97-98).

01 августа 2016 г. ФИО1 обратился к председателю окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 с заявлением, в котором просил внести дополнения в его заявление от 24 июня 2016 г. следующего порядка «ч. 2 пп «а,б» ст. 160 УК РФ, ст. 327 ч 3 УК РФ. Судимость погашена 01 февраля 2005 г.» (л.д. 29).

Обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении него обвинительного приговора независимо от назначенного наказания, правовых оснований для снятия или погашения судимости.Эта обязанность кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 ФИО1, выдвинутым Мордовским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», не исполнена.

Пункт 1.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ предусматривает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 2.1 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), республиканского списка кандидатов и их регистрации предусмотрено федеральным законом и настоящим Законом, или несоблюдения требований к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе республиканского списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 4 и 4.1 статьи 30 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), республиканского списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2 статьи 30 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов.

По смыслу вышеприведенных норм у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания сведений о судимости.

Вместе с тем в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации, кандидат вправе по собственной инициативе до дня рассмотрения вопроса о регистрации дополнить сведения о себе, касающиеся, в том числе, судимости, а также дате ее снятия или погашения.

Однако, в данном случае ФИО1 обратился в ОИК №4 с заявлением о дополнении сведений о судимости 01 августа 2016 г. только после того, как информация о наличии у него помимо указанной в заявлении о согласии баллотироваться судимости по статье 160 Уголовного кодекса Российской Федерации еще и судимости по части третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, стала известна ОИК №4 28 июля 2016 г.

Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что отсутствие в представленных документах сведений о судимости, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, было выявлено не ФИО1 самостоятельно, а ОИК №4 в процессе проведения проверочных мероприятий, в связи с чем, обращение ФИО1 в ОИК №4 с заявлением о дополнении сведений о судимости 01 августа 2016 г. носило вынужденный характер и не свидетельствует о реализации им права на внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о нем, предусмотренного вышеприведенными нормами.

Таким образом, ФИО1 скрыл сведения о его судимости за совершение преступления, предусмотренного частью третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что он не имел умысла скрывать наличие у него судимости по части третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не указал о ней в заявлении о согласии баллотироваться только потому, что забыл об этом, суд находит несостоятельными, так как требования законодателя применительно к изложению в заявлении о выдвижении сведений о кандидате относительно судимости обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер. Иное означало бы нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательное законодательство не требует от кандидата представления справки органа внутренних дел о наличии (отсутствии) судимости либо копии приговора суда; указанные сведения излагаются в произвольной форме. При этом ФИО1, являясь лицом, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не мог не знать, когда и по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации он был осужден.

Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если его вина в этом установлена приговором суда.

При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах, и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Претендуя на избрание в органы государственной власти, административный истец должен был проявить при заполнении заявления о согласии баллотироваться ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности для надлежащего исполнения требований законодательства.

При таких обстоятельствах решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 от 04 августа 2016 г. №03/9-6 об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 принято в соответствии с пунктом 58 статьи 2, пунктом 2.1 статьи 33, подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, пунктами 2, 3 статьи 30, подпунктом 6 пункта 10 статьи 41 Закона Республики Мордовия от 27 июня 2006 г. №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», является обоснованным и отмене не подлежит. В связи с чем, отсутствуют основания и для удовлетворения производного требования административного истца о возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва.

Согласно части 2 статьи 244 КАС Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 244 КАС Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 от 04 августа 2016 г. №03/9-6 об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва по Большеберезниковско-Кочкуровскому одномандатному избирательному округу №4 и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия И.П. Назаркина

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 г.