Дело №3-69/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 8 сентября 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Богдановой Н.С.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу № 14 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №14 ФИО2, выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
У С Т А Н О В И Л:
14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на основании постановления Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года №5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" №21 (584) от 12 июня 2014 года.
30 июля 2014 года территориальной избирательной комиссией Дятьковского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 принято решение №14-11/7 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14.
4 августа 2014 года территориальной избирательной комиссией Дятьковского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 принято решение №14-15/9 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14.
ФИО1 обратился с указанным заявлением, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 21 закона Брянской области «О выборах в депутаты Брянской областной Думы», кандидатом не представлены необходимые документы, а именно: в поданном в избирательную комиссию заявлении ФИО2 от 07 июля 2014 года было указано о согласии баллотироваться от избирательного объединения Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», но не указано по какому именно одномандатному избирательному округу дает согласие баллотироваться ФИО2
Заявитель указывает, что в нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ в представленной ФИО2 копии паспорта имеются отметки, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, а именно: на странице № паспорта имеется отметка «Сведения о ранее выданном паспорте серия № № ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес> в связи с чем полагает представленный паспорт недействительным.
ФИО1 считает, что кандидатом ФИО2 были распространены незаконные агитационные материалы: листовка с названием «Сохраняя традиции - создавать новое», тираж: 10 000 экз. Дата выпуска 14 августа 2014г.; листовка с названием «Будем работать», формат А4, тираж 300 экз. Дата выпуска 22 августа 2014г.; информационный бюллетень № 3 с названием «Будем работать». Тираж 7000. Дата выпуска 27 августа 2014г. В своих агитационных материалах ФИО2 в нарушение законодательства об интеллектуальной собственности (подпункта 1.1. статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ) использует элементы эмблемы партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», обладающей исключительными правами использования данной эмблемы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом кандидат ФИО2 не получал какого бы то ни было разрешения от правообладателя на использование данного изображения, и в территориальную комиссию вместе с уведомлением о начале распространения агитационного материала не представил. В газете «Будем работать» (дата выхода тиража 27 августа 2014 г.) имеются высказывания 10 граждан, на использованных фотографиях размещены 40 граждан. Однако в нарушение закона согласия граждан на их размещение в территориальную избирательную комиссию ФИО2 представлено не было.
Заявитель указывает, что денежные средства со специального избирательного счета кандидата ФИО2, использованы с нарушением пункта 6 статьи 39 закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы», т.к. на основании нотариальной доверенности финансовым уполномоченным кандидата в депутаты Брянской областной Думы ФИО2 - ФИО3 вносились денежные средства на избирательный счет кандидата, как собственные средства ФИО2, хотя в доверенности таких полномочий не указано, поэтому они внесены неправомерно, следовательно, ФИО2 не имел законных оснований для их использования.
Полагает, что действия кандидата ФИО2 по оказанию материальной помощи, в нарушение пункта 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, являются подкупом избирателей. Так, с расчетных счетов ОАО <данные изъяты> в котором ФИО2 является генеральным директором, производилась оплата установок детских площадок в дворах домов г.Дятьково; перечисление городскому дому культуры г.Дятьково денежных средств в размере 300000 руб.; перечисление денежных средств Дятьковскому танцевальному ансамблю «Грация» в размере 85000 руб.; перечисление денежных средств строящейся в г.Дятьково церкви в размере 100000 руб., были закуплены стулья в спортивный зал в Дом спорта г. Дятьково; что является основанием для отмены регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
В связи с изложенным, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №14 ФИО2, выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на основании подпунктов «б, в, г, д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебное заседание ФИО1, ФИО2 не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом. Также, в судебное заседание не явился представитель Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», в ходатайстве от 8 сентября 2014г. в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
В ходе рассмотрения дела представитель ФИО1 по доверенности – ФИО4 в порядке уточнения, в связи с представлением заинтересованными лицами документов о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты и изложением возражений по заявленным требованиям, исключила требования в отношении представления ФИО2 недействительного паспорта; распространения ФИО2 незаконных агитационных материалов. Остальные заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в заявлении ФИО2 от 7 июля 2014г., представленным в избирательную комиссию Брянской области не содержится указание по какому именно одномандатному избирательному округу он дает согласие баллотироваться, что нарушает требования пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 21 закона Брянской области «О выборах в депутаты Брянской областной Думы» и является основанием для отмены его регистрации. В нарушение пункта 4 статьи 39 закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы», со специального избирательного счета кандидата ФИО5 было израсходовано более 194 689, 04 руб., то есть больше на 94 689.04 руб. (на 9,8 %) установленного лимита денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда (100000 руб.), что является основанием для отмены его регистрации на основании подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Также, действия кандидата ФИО2, являющегося генеральным директором ОАО <данные изъяты> по оказанию материальной помощи социально значимым объектам г.Дятьково является подкупом избирателей, и служат основанием для отмены его регистрации на основании подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
Представитель территориальной избирательной комиссии Дятьковского района и представитель избирательной комиссии Брянской области ФИО6, действующая на основании доверенностей, возражала в удовлетворении заявления ФИО1, суду пояснила что доводы заявителя по ненадлежащему оформлению ФИО2 заявления о согласии баллотироваться могли бы послужить основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, однако перечень оснований для отмены регистрации кандидата предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ является исчерпывающим и не предусматривающим такого основания как нарушение в порядке оформления заявления о согласии баллотироваться. Согласно оформленной на имя ФИО3 доверенности по распоряжению денежными средствами, она как уполномоченный финансовый представитель кандидата ФИО2 имела право вносить денежные средства на специальный избирательный счет кандидата; ее волеизъявление на момент внесения денежных средств как пожертвование законно отражено на оборотной стороне приходного кассового ордера и удостоверено печатью банка, поскольку большой объем личных сведений о пожертвователе банковская программа не позволяет отразить. Доказательств подкупа избирателей, исходя из требований статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ заявителем не представлено.
В судебном заседании представитель ФИО2, действующая на основании доверенности ФИО7, просила отказать в удовлетворении заявления, пояснила, что отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию Брянской области, указания по какому именно одномандатному избирательному округу дает согласие баллотироваться ФИО2 не влечет отмены регистрации кандидата в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам ФИО3 согласно заключенного с ФИО2 договора и нотариальной доверенности имела полномочия на внесение от имени кандидата его собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата. Кроме того, ФИО3 внесено добровольное пожертвование в фонд кандидата с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 7 статьи 58 Федерального закона №67-ФЗ, что подтверждается сведениями внесенными на обороте приходного кассового ордера и заверенными печатью банка. Деятельность ОАО <данные изъяты> в социальной сфере на территории Дятьковского района обусловлена соглашением о сотрудничестве от 19 мая 2014года, заключенным между Правительством Брянской области и ОАО «<данные изъяты> предметом которого является социально-экономическое развитие Брянской области. Указанная деятельность не имеет отношения к выборам, заявителем не представлено доказательств подкупа избирателей ФИО2
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
14 июля 2014 года избирательной комиссией Брянской области принято постановление №134/1005-5 «О заверении списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам, в том числе в Дятьковском одномандатном избирательном округе №14 под №1 значится ФИО2
Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014года №127/903-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 возложено на территориальную избирательную комиссию Дятьковского района Брянской области.
30 июля 2014 года территориальной избирательной комиссией Дятьковского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 принято решение №14-11/7 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14.
Пункт 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата.
Согласно пункту 5 статьи 56 закона Брянской области № 4-З от 23 января 2008года "О выборах депутатов Брянской областной Думы" в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, единого списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, единый список кандидатов, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, зарегистрировавшего единый список кандидатов, в случаях и в порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Проверив доводы заявителя о непредставлении ФИО2 необходимых документов для регистрации кандидатом по Дятьковскому территориальному округу № 14, суд приходит к выводу, что указанное нарушение не может служить основанием для отмены регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Как усматривается из поданного в избирательную комиссию Брянской области заявления от 07 июля 2014 г., ФИО2 дано согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва от избирательного объединения Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», без указания, по какому избирательному округу он согласен баллотироваться.
18 июля 2014 года ФИО2 на Конференции Брянского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выдвинут кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам «в.2» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, либо наличие на тот же день среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, являются основаниями отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Судом установлено, что несмотря на отсутствие в заявлении ФИО2 указания по какому именно избирательному округу он согласен баллотироваться, территориальная избирательная комиссия Дятьковского района согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не извещала кандидата ФИО2 о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.12.4. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм законодательства, с жалобой на решение избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2 от 30 июля 2014года можно было обратиться в течении 10 дней со дня принятия обжалуемого решения, указанный срок восстановлению не подлежит. Также суд учитывает, что отсутствие в заявлении сведений по какому именно одномандатному избирательному округу дает согласие баллотироваться ФИО2 не влечет отмены регистрации кандидата в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя ФИО1 об отмене регистрации кандидата ФИО2 по мотиву нарушения порядка оформления заявления о согласии баллотироваться не подлежит удовлетворению.
Проверяя довод заявителя о том, что денежные средства были неправомерно внесены на специальный счет кандидата ФИО2 его уполномоченным по финансовым вопросам ФИО3, в связи с чем, по мнению заявителя, ФИО2 не имел права на их использование, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В пункте 5 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ содержится исчерпывающий перечень источников, за счет которых могут создаваться избирательные фонды кандидатов, включающих в себя наряду с другими собственные средства кандидата (подпункт "а") и добровольные пожертвования граждан (подпункт "в"). В пункте 6 законодатель определил круг субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, среди которых указаны анонимные жертвователи, то есть граждане, которые не указали в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указали недостоверные сведения (подпункт "н").
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что кандидат как сторона договора об открытии в банке избирательного счета на свое имя, вправе самостоятельно внести на этот счет денежные средства; в то же время, иное лицо, в том числе, уполномоченный по финансовым вопросам, может внести собственные средства кандидата на его избирательный счет, при наличии доверенности, предусматривающей конкретно такое право, поскольку законом запрета на такие действия не установлено.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также полномочия уполномоченного представителя. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия: а) открытие специального избирательного счета; б) распоряжение средствами избирательного фонда; в) учет средств избирательного фонда; г) контроль за поступлением средств в избирательный фонд и их расходованием; д) право подписи на расчетных документах; е) составление первого и итогового финансовых отчетов; ж) иные полномочия (при необходимости).
Согласно решения территориальной избирательной комиссии Дятьковского района №14-8/5 от 23 июля 2014г. ФИО3 зарегистрирована уполномоченным представителем кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 ФИО2
Пунктом 1.5. Инструкции, утвержденной постановлением избирательной комиссии Брянской области от 19 марта 2014 года №121/863-5, установлено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам открывают специальный избирательный счет избирательного фонда на основании договора банковского счета в филиале Сбербанка России, указанном соответствующей избирательной комиссией и расположенном на территории избирательного округа.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в нотариально удостоверенной доверенности на имя ФИО3 отсутствовало такое полномочие представителя, как внесение денежных средств на специальный счет кандидата от его имени.
В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Частью 4 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.
Как следует из текста доверенности 32 АБ № от 22 июля 2014 г., выданной ФИО3 - ФИО2, последний доверяет ей быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу № 14 и совершать необходимые действия в пределах предоставленных полномочий: а) открытие специального избирательного счета; б) распоряжение средствами избирательного фонда; в) учет средств избирательного фонда; г) контроль за поступлением средств в избирательный фонд и их расходованием; д) право подписи на расчетных документах; е) составление первого и итогового финансовых отчетов; ж) право заключения и расторжения договоров, связанных с финансированием избирательной кампании.
Судом установлено, что также 22 июля 2014 г. ФИО2 был заключен с ФИО3 договор – на представление его интересов, связанных с участием в выборах в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу №14 и совершении необходимых действий в пределах указанных полномочий. Как следует из пункта 2 условий договора, ФИО2 предоставил ФИО3 право распоряжения средствами избирательного фонда, включая совершение по счету приходных и расходных операций, как наличными деньгами, так и безналичным путем в соответствии с законодательством внесение денежных средств на специальный избирательный счет.
При этом суд учитывает по аналогии, что согласно пункта 1.3. Инструкции, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 19 марта 2014 года №121/863-5 «О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления в Брянской области» предусмотрено, что кандидат вправе, а избирательное объединение обязано назначать уполномоченного представителя по финансовым вопросам и передать ему следующие полномочия: открытие специального избирательного счета, распоряжение средствами избирательного фонда, включая возврат денежных средств и внесение средств за кандидата, учет средств избирательного фонда, контроль за их поступлением и расходованием, составление финансовой отчетности, закрытие специального избирательного счета и иные полномочия, в том числе право подписи на платежных, расчетных документах.
Оценивая представленные доказательства в системном единстве с положениями избирательного законодательства и нормами статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что действия ФИО3, как уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам, по внесению собственных денежных средств кандидата на специальный избирательный счет от его имени, не противоречит закону, поскольку возможность иных полномочий оговорена в доверенности, и данное полномочие конкретно указано в Договоре, приравненном к доверенности, в числе иных полномочий, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 28 закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» от 23 января 2008 года № 4-3, при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
В то же время, исходя из системного толкования положений статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, следует, что лицо, уполномоченное кандидатом по финансовым вопросам на распоряжение средствами избирательного фонда кандидата, вправе внести добровольное пожертвование на избирательный счет от своего имени, с указанием необходимых данных.
Согласно пункту 10 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов устанавливаются законом.
В силу подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Пунктом 4 статьи 39 закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» предусмотрено, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 2000000 рублей. Следовательно, 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, составляет 100 000 руб.
В своих требованиях заявитель указывает, что все внесенные денежные средства на избирательный счет кандидата ФИО2 по платежным поручениям, всего - в размере 194689 руб.04 коп., были внесены с нарушением требований законодательства, т.к. были внесены не лично кандидатом, а его представителем, а в назначении платежа по платежным поручениям указано «собственные средства кандидата».
Судом установлено, что финансовым уполномоченным кандидата ФИО2 - ФИО3 на специальный избирательный счет № № открытый в ОАО "Сбербанк России" Брянское отделение №№, были внесены денежные средства: 24 июля 2014 года - 100 000 руб. - платежное поручение № №; 22 августа 2014 года - 40 000 руб. -платежное поручение №№ 25 августа 2014 года- 10 000 руб. - платежное поручение № № 02 сентября 2014 года - 30 030 руб.04коп. - платежное поручение №№; 04 сентября 2014 года - 13 750 руб. -платежное поручение № №
Вместе с тем, как следует из приходного кассового ордера № от 24 июля 2014 г. (форма по ОКУД <данные изъяты>), 24 июля 2014 г. ФИО3 внесено добровольное пожертвование в фонд кандидата в депутаты Брянской областной Думы по Дятьковскому одномандатному округу № 14 ФИО2 в размере 100 000 руб.
В приходном кассовом ордере № от 24 июля 2014 г. (код по ОКУД №) указано, что от ФИО3 на счет
ФИО2 поступило 100 000 руб. (дополнительный взнос, специальный избирательный счет кандидата), на обороте ордера внесены сведения, аналогичные содержащимся в приходном кассовом ордере № от 24 июля 2014 г., то есть полностью раскрыто назначение платежа - добровольное пожертвование, с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства, данных паспорта, с указанием адреса регистрации и прописки жертвователя ФИО3, данные сведения заверены печатью Сбербанка РФ.
В соответствии с пунктом 3.2. Инструкции, утвержденной постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов <адрес> Думы», добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения вносится лично гражданином на специальный избирательный счет из собственных средств через кредитные организации, отделения связи по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольных пожертвований гражданин указывает в платежном документе слово «пожертвование» и следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.
Платежные поручения на перечисление денежных средств, внесенных гражданами на специальный избирательный счет, заполняются кредитными организациями в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления перевода денежных средств. При этом в поле «Назначение платежа» платежного поручения кредитная организация переносит информацию, указанную гражданином в платежном документе.
Пунктом 3.1 Положения Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П "О платежной системе Банка России" на основании закона о национальной платежной системе установлено, что перевод денежных средств осуществляется в валюте Российской Федерации в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
Согласно пункту 1.11. Положения N 383-П распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком.
В Письме Банка России от 24 октября 2012 г. N 146-Т "Об указании информации в распоряжениях о переводе денежных средств при переводе денежных средств в целях пожертвований в избирательные фонды, фонды голосования по отзыву, фонды референдума, на счета политических партий и их региональных отделений" указано, что при переводе денежных средств в целях пожертвований физическим лицом со своего банковского счета, кредитной организацией по распоряжению физического лица без открытия банковского счета в реквизите "Назначение платежа" распоряжения указываются слово "пожертвование", адрес места жительства физического лица (в случае, если он не указан в реквизите "Плательщик"), дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве физического лица.
С учетом того, что на обороте приходного кассового ордера № содержатся необходимые достоверные сведения о жертвователе (фамилия, имя и отчество, адрес места жительства), и данные сведения заверены печатью Сбербанка, суд расценивает данную сумму, как пожертвование ФИО3 в избирательный фонд кандидата ФИО2, которое внесено с соблюдением требований пункта 7 статьи 58 Федерального Закона № 67-ФЗ, и не подлежит возврату жертвователю согласно пункту 9 статьи 58 Федерального закона №67-ФЗ.
Таким образом, общая сумма поступлений на избирательный счет кандидата ФИО2 составляет 194689,04 руб., из них 100000 рублей - добровольное пожертвование ФИО8, а 94 689,04 руб. по ордерам (22.08.2014 г. - 40 000 руб., 25.08.2014 г. - 10 000 руб., 02.09.2014 г. - 30 939,04 руб., 04.09.2014 г. - 13 750 руб.) внесены ФИО3 от имени ФИО2 за счет средств кандидата, что составляет менее 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом (100 000 руб.).
Поскольку внесенная ФИО3 на специальный избирательный счет кандидата ФИО2 сумма 100000 руб. не превышает 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы в 2014 г., и расходование собственных средств со счета кандидата находится в установленных пределах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях кандидата в депутаты ФИО2, свидетельствующих об использовании им в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Проанализировав приведенные нормы в совокупности с собранными доказательствами по делу и сопоставив сведения, содержащиеся в приходном кассовом ордере № от 24 июля 2014 г. и указанные на обороте приходного кассового ордера № от 24 июля 2014 г., с учетом требований статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу что, оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене регистрации кандидата ФИО2 на основании подпункта "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ не имеется.
Проверив доводы заявителя о том, что оказываемая кандидатом ФИО2 материальная помощь при проведении предвыборной агитации является подкупом избирателей, суд находит их необоснованными.
Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что кандидат ФИО2 является генеральным директором ОАО <данные изъяты>
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что указанная заявителем деятельность ОАО <данные изъяты> в социальной сфере на территории Дятьковского района предусмотрена Соглашением о сотрудничестве от 19 мая 2014 г., заключенным между Правительством Брянской области и ОАО «<данные изъяты>», предметом которого в числе иных направлений является социально-экономическое развитие Брянской области. Названным Соглашением предусмотрено утверждение сторонами планов мероприятий («Дорожных карт») по реализации социальных программ Брянской области и г.Брянска в объемах, предусмотренных бюджетами предприятий Брянской области, входящих в состав Концерна, в сфере образования, здравоохранения и т.д.
В развитие указанного соглашения, 30 мая 2014года администрацией Дятьковского района, ОАО <данные изъяты> и БРО ВОО «Молодая гвардия Единой России» заключено соглашение о сотрудничестве, приложением к которому также является план мероприятий реализации «дорожной карты», направленной на социально-экономическое развитие территории Дятьковского района Брянской области.
Представитель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что волеизъявление сторон по заключению данных соглашений состоялось задолго до начала избирательной компании; осуществляемые ОАО <данные изъяты> мероприятия «дорожной карты» производятся во исполнение названных соглашений.
В числе мероприятий «дорожной карты» к исполнению ОАО «<данные изъяты>» в подпункте 5 пункта 10 «дорожной карты» и пункта 4 плана мероприятий значится обустройство детских дворовых площадок в г. Дятьково; согласно подпункта 3 пункта 10 «дорожной карты» и пункта 1.3 плана мероприятий предусмотрено приобретение реквизита и костюмов для Межмуниципального культурно-досугового центра (МКДЦ); согласно подпункту 7 пункта 10 «дорожной карты» и пунктов 4.5 и 4.6 плана мероприятий - о выполнении работ по реставрации храма «Неопалимая купина» и строительству православного храма в 12-м микрорайоне.
В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что кандидатом ФИО2 за счет предприятия производится оплата установок детских площадок во дворах домов г. Дятьково; о перечислении городскому дому культуры г. Дятьково денежных средств в размере 300 000 руб.; о перечислении денежных средств Дятьковскому танцевальному ансамблю «Грация» в размере 85 000 руб.; о перечислении денежных средств в размере 100 000руб. строящейся в г.Дятьково церкви; о закупке стульев в спортивный зал Дома спорта г. Дятьково.
Согласно подпункту «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Таким образом, с учетом анализа положений Федерального закона №67-ФЗ и пункта 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №5 от 31 марта 2011года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» доводы заявителя о том, что кандидат ФИО2, являясь руководителем ОАО <данные изъяты> <данные изъяты> пользуясь своим служебным положением, осуществлял (либо иные лица по его поручению) через данное предприятие передачу денежных средств и материальных ценностей в период избирательной кампании при проведении предвыборной агитации, не нашли своего подтверждения.
Оснований для отмены регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не имеется, поскольку в ходе разбирательства по делу судом не установлено фактов подкупа избирателей кандидатом ФИО2 либо иными лицами по его поручению.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №14 ФИО2, выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Дятьковскому одномандатному избирательному округу № 14 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №14 ФИО2, выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян