ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 августа 2022 г. по делу № 3а-93/2022
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова Александра Олеговича,
при секретаре Ермаковой Светлане Владимировне,
с участием в деле:
административного истца – Федерального агентства лесного хозяйства,
административного ответчика – Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Кадейкиной Валентины Ивановны,
заинтересованного лица – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия,
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
прокурора – прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Елены Петровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим Генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2011 г. № 11, в части включения в границы с. Пушкино, расположенного на землях лесного фонда земельного участка, расположенного в выделе 32 квартала 122 Пушкинского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия,
установил:
решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения от 29 декабря 2011 г. № 11 утвержден Генеральный план Пушкинского сельского поселения Кадошкинского района Республики Мордовия.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации Кадошкинского муниципального Республики Мордовия http://kadoshkino.e-mordovia.ru/area/view/13.
Генеральный план вступил в силу со дня его официального опубликования.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта - Пушкинского сельского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, с. Пушкино в выделе 32 квартала 122 Пушкинского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия.
Площадь пересечения составляет – 40 875 кв.м.
При принятии вышеуказанного решения, согласование проекта документа территориального планирования Пушкинского сельского поселения, в части включения в границы населенного пункта вышеуказанного лесного участка из состава земель лесного фонда, с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Федеральное агентство лесного хозяйства считает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178.
Поскольку Генеральный план не прошёл согласование в установленном порядке, включение в границы с. Пушкино лесного участка, противоречит вышеприведённым федеральным законам.
В связи с этим административный истец просил признать недействующим Генеральный план в части включения в границы с. Пушкино вышеуказанного участка, расположенного на землях лесного фонда.
Административный ответчик Совет депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия письменных возражений на административный иск не представил.
Представители заинтересованных лиц Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, будучи своевременно и надлежаще извещёнными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, отложить судебное заседание не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Кадейкина В.И. не возражала против удовлетворения иска.
В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что заявленные уточнённые административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого нормативного правового акта в полном объёме, суд приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросу местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 6 Устава Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 4 сентября 2009 г. № 14, к вопросу местного значения Пушкинского сельского поселения относится утверждение генеральных планов данного поселения.
Таким образом, полномочия по утверждению Генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на момент утверждения оспариваемого Генерального плана осуществлялись органами местного самоуправления данного поселения.
В силу положений пункта 2 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.
Как установлено частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно частям 1 и 3 статьи 23 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с положениями пункта 1.1 части 1 статьи 19 и пункта 18 части 1 статьи 21 Устава Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Совет депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия является представительным органом данного сельского поселения и в его компетенции находится принятие общеобязательных правил (положений) по вопросам местного значения.
Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана на момент утверждения оспариваемого Генерального плана были предоставлены Совету депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 51 Устава Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия решения Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, вступают в силу после их подписания и официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов, согласно пункту 5 статьи 51 Устава Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, является первая публикация полного текста соответствующего правового акта в Информационном бюллетене Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно частям 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
По вопросу рассмотрения проекта Генерального плана были проведены публичные слушания, что подтверждается решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 6 июня 2011 г. № 49А «О внесении на публичные слушания проекта генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия», итоговым документом публичных слушаний по проекту Генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, протоколом публичных слушаний о принятии проекта генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 12 августа 2011 г., итоговым документом публичных слушаний о принятии проекта генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 12 августа 2011 г., информационным бюллетенем Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия № 5 от 14 августа 2011 г., (т. 1 л.д. 95-113).
Генеральный план Пушкинского сельского поселения Кадошкинского района Республики Мордовия утверждён решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения от 29 декабря 2011 г. № 11 (т. 1 л.д. 227).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Информационном бюллетене Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия № 14 от 30 декабря 2011 г. (т. 1 л.д. 220-227).
С учётом вышеизложенного следует, что Генеральный план принят Советом депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта, процедура его принятия в части проведения публичных слушаний, а также правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, соблюдены.
Вместе с тем, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 18 октября 2019 г. № 10 имеет место пересечение границ земель лесного фонда с границами с. Пушкино. Лесной участок расположен по адресу (местоположению): Республика Мордовия, Ковылкинское территориальное лесничество, Пушкинское участковое лесничество, квартал 122, выдел 32 (т. 1 л.д. 10-11).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный в квартале 122 Пушкинского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия, подтверждается выпиской из государственного лесного реестра (т. 1 л.д. 12) и свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 2 280 000 кв.м. (т. 1 л.д. 12).
Площадь пересечения границы населённого пункта и лесного участка составляет 40 875 кв.м (т. 1 л.д. 11).
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана), Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по:
рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
рассмотрению проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Административный ответчик не отрицал, что проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия не прошёл процедуру согласования в Федеральном агентстве лесного хозяйства.
При таких обстоятельствах, следует, что Генеральный план Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в части включения в границы с. Пушкино участка, расположенного на землях лесного фонда в выделе 32 квартала 122 Пушкинского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия, не соответствует требованиям части 8 статьи 24 и пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не прошёл процедуру согласования в указанной части.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Суд приходит к выводу, что Генеральный план в вышеназванной части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, т.к. указанный муниципальный правовой акт применялся.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить полностью.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия Генеральный план Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый решением Совета депутатов Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2011 г. № 11, в части включения в границы с. Пушкино участка, расположенного на землях лесного фонда в выделе 32 квартала № 122 Пушкинского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 г.