ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-26/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 11 марта 2020 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия Тамарова Ю.П.
при секретаре Киреевой Ю.А.,
с участием:
административного истца - Федерального агентства лесного хозяйства, его представителя Якуниной Е.А.;
административного ответчика - Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Чигрина С.В.;
заинтересованного лица - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;
прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части Генерального плана Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 15 сентября 2011 г. № 2,
установил:
решением Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 15 сентября 2011 г. № 2 утверждён Генеральный план Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее – Генеральный план).
Указанное решение опубликовано официально для всеобщего сведения в информационном бюллетене Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 сентября 2011 г. № 31-б, а Генеральный план - в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (доменное имя http://kovilkino13.ru, раздел «Градостроительная деятельность»).
Генеральный план вступил в силу со дня его официального опубликования.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в соответствии с Генеральным планом в границы населённого пункта, входящего в состав Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, были включены участки, расположенные на землях лесного фонда, в п. Красная Пресня: в выделах 21-23 квартала 171 и в выделах 4, 5, 8, 9 квартала 173 Первомайского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия.
Данные лесные участки в силу положений статей 8, 83, 84 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 и 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации.
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 ноября 2003 г. серия 13-БА № 025817 и выпиской из государственного лесного реестра от 22 марта 2019 г.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, сельского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев.
На основании пунктов 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №736, на момент утверждения Генерального плана Федеральное агентство лесного хозяйства являлось уполномоченным органом осуществлявшим такое согласование.
Поскольку Генеральный план не прошёл согласование в установленном порядке, то включение в границы п. Красная Пресня лесных участков, противоречит вышеприведённым федеральным законам.
В связи с этим административный истец просил признать недействующим Генеральный план в части включения в границы п. Красная Пресня вышеуказанных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Административный ответчик Совет депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия подал письменные объяснения в отношении административного иска, в которых возражал против удовлетворения административного иска.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, указанное лицо представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается и суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Якунина Е.А. административный иск поддержала по доводам в нём изложенным.
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Чигрин С.В. возразил относительно административного иска, поскольку незначительное пересечение границ п. Красная Пресня с лесными участками имеет место только в выделе 22 квартала 171.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) к вопросу местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 6 Устава Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 14 февраля 2006 г. № 32, к вопросу местного значения Краснопресненского сельского поселения относится утверждение генеральных планов данного поселения.
Таким образом, полномочия по утверждению Генерального плана Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на момент утверждения оспариваемого Генерального плана осуществлялись органами местного самоуправления данного поселения.
В силу положений пункта 2 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.
Как установлено частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно частям 1 и 3 статьи 23 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана на момент утверждения оспариваемого Генерального плана были предоставлены Совету депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объёмные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 52 Устава Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия решения Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов Краснопресненского сельского поселения, определённых частями 1 и 3 настоящей статьи, является первая публикация полного текста соответствующего правового акта в информационном бюллетене Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно частям 11 и 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
По вопросу рассмотрения проекта Генерального плана были проведены публичные слушания, что подтверждается решениями Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 22 июня 2011 г. № 1 «О внесении на публичные слушания проекта генерального плана Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия» и от 15 сентября 2011 г. № 1 «О принятии итогового документа по проекту генерального плана Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия».
С учётом вышеизложенного следует, что Генеральный план принят Советом депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта, процедура его принятия в части проведения публичных слушаний, а также правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, соблюдены.
Вместе с тем, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 18 октября 2019 г. № 3 имеет место пересечение границ земель лесного фонда с границами населённого пункта п. Красна Пресня. Лесные участки расположены по адресу (местоположению): Республика Мордовия, Ковылкинское лесничество, Первомайское участковое лесничество, квартал 171, выделы 21-23, квартал 173, выделы 4, 5, 8, 9.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные в кварталах 171 и 173 Первомайского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 ноября 2003 г. серия 13-БА № 025817 и выпиской из государственного лесного реестра от 22 марта 2019 г.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов, действовавших на момент утверждения Генерального плана) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №736 (в редакции постановлений, действовавших на момент утверждения Генерального плана) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по:
рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
рассмотрению проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Доказательства, подтверждающие, что проект Генерального плана Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия прошёл процедуру согласования в Федеральном агентстве лесного хозяйства, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, следует, что Генеральный план Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в части включения в границы п. Красная Пресня участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделах 21-23 квартала 171, в выделах 4, 5, 8, 9 квартала 173 Первомайского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия, не соответствуют требованиям части 8 статьи 24 и пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не прошёл процедуру согласования в указанной части.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как следует из выписок из похозяйственной книги № 3 по состоянию на 4 марта 2020 г. в отношении хозяйств, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Ковылкинский район, ул. Тупик, д. 9, 11, 13, 21, 23, а также объяснений представителя административного ответчика, на лесных участках расположены жилые дома с земельными участками, используемыми гражданами в них проживающими.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Генеральный план до рассмотрения настоящего административного дела применялся.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, Генеральный план – признанию недействующим в вышеуказанной части со дня вступления решения суда в законную силу
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить полностью.
Признать не действующим Генеральный план Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый решением Совета депутатов Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 15 сентября 2011 г. № 2, в части включения в границы п. Красная Пресня участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделах 21-23 квартала 171, в выделах 4, 5, 8, 9 квартала 173 Первомайского участкового лесничества Ковылкинского территориального лесничества Республики Мордовия, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Мотивированное решение суда составлено 16 марта 2020 г.