дело № 3-74/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Церковной Н.В.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ребрихинский лесхоз» о признании недействующей таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года № 409 (в редакции приказов 20 октября 2012 года № 272, от 4 февраля 2013 года № 51), в части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Ребрихинский лесхоз» обратилось в суд с заявлением о признании недействующей таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года № 409 (в редакции приказов 20 октября 2012 года № 272, от 4 февраля 2013 года № 51), в части строки 7 «Прокладка просек, км», строки 8 «Прочистка просек, км», строки 10 «Уход за противопожарными разрывами, км», строки 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км», строки 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км», строки 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.», строки 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га», строки 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт.», строки 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, шт.», строки 28 «Устройство лиственных опушек, км», строки 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт.».
В обоснование требования указано, что таблица 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» содержит наименование мероприятий, их объемы по годам, а также сроки исполнения. В части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29 в части объемов некоторых мероприятий указанная таблица вступила в противоречие со статьями 2, 53.1, 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 15(8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, а также приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов», а именно части 8, касающейся нормативов для защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района.
Содержащиеся в таблице 2.17.1.1.1 лесохозяйственного регламента меры противопожарного обустройства лесов в одних случаях значительно превышают установленные Нормативы, а в других случаях не установлены, а именно:
- по строке 7 «Прокладка просек» объем предусмотрен только в 2012 году размере 12 км, по Нормативам он должен составлять ежегодно по 1 км;
- по строке 8 «Прочистка просек, км» объем отсутствует, по нормативам он должен составлять 1 км;
по строке 10 «Уход за противопожарными разрывами, км» установлено 42 км, такого вида мероприятий в Нормативах не предусмотрено, более того непосредственно прокладка лесопожарных разрывов Нормативам не планируется;
по строке 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км» установлено 400 км, по Нормативам должен составлять 62 км;
по строке 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км» установлено 400 км, по Нормативам должно составлять 22 км;
по строке 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.» установлено 5 шт., по Нормативу должно составлять 1 шт.;
- по строке 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га» установлено 250га, по Нормативу должно составлять 123га;
- по строке 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт» установлено 10 шт., по Нормативу должно быть 2 шт.;
- по строке 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт.» установлено 16 шт., по Нормативу должно составлять 1 шт.;
по строке 28 «Устройство лесных опушек, км» объем мероприятий не установлен, по Нормативу должен составлять 2км;
по строке 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт.» установлено 24шт., по Нормативу должно составлять: стендов – не менее 1 шт. на участковое лесничество, а значит 5 шт., объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей - 12 шт.
Между тем, вышеприведенные нормативно-правовые акты не наделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных нормативов, сверх установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ООО «Ребрихинский лесхоз» на основании договора аренды лесного участка от 09.12.2008г. осуществляет использование лесных участков для заготовки древесины в Ребрихинском лесничестве Алтайского края. 15.03.2013г. к договору аренды заключено дополнительное соглашение № 5, пунктом 10.1 которого в новой редакции изложено приложение № 6 к договору «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке». Данным приложением предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов и установлены их объемы в соответствии с лесохозяйственным регламентом Ребрихинского лесничества.
Оспариваемый нормативно-правовой акт ограничивает права ООО «Ребрихинский лесхоз» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает возможности соблюдать нормативы и возлагает на него непредусмотренные федеральным законодательством обязанности. При этом неисполнение лесохозяйственного регламента влечет для заявителя ответственность в виде расторжения договора аренды лесного участка.
Выслушав представителя заявителя ООО «Ребрихинский лесхоз» ФИО1, поддержавшую требование, представителей заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, возражавших против удовлетворения заявления, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявления, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Пунктами 16.1, 34 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление нормативов противопожарного обустройства лесов; установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В силу ч.ч.2, 5 ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2008г. № 175 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края» утвержден лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края. Срок действия регламента составляет десять лет. Приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края № 165 часть ХIII, январь 2010 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 27.04.2010г., номер государственной регистрации RU22000201800719. В последующем изменения вносились приказами от 28.01.2010г. № 27, от 30.12.2010г. № 242.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2011г. № 409 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края» лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции, срок действия регламента установлен до 01.01.2019г., приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края № 190 часть IХ, февраль 2012 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 18.05.2012г., номер государственной регистрации RU22000201101809.
В последующем изменения вносились приказом Управления лесами Алтайского края от 29.10.2012 № 272 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края», приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края № 198 часть ХI, октябрь 2012 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 13.12.2012г., номер государственной регистрации RU22000201201248; приказом Управления лесами Алтайского края от 04.02.2013г. № 51 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края», приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края № 202 часть III, февраль 2013 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 11.03.2013г., номер государственной регистрации RU22000201300146.
Анализ оспариваемого акта позволяет сделать вывод о том, что он направлен на регулирование отношений в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, устанавливает правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Таким образом, лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края является нормативным правовым актом.
Между Управлением лесами Алтайского края и ООО «Ребрихинский лесхоз» 09.12.2008г. заключен договор № 24/1 аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства, расположенного в границах Ребрихинского лесничества. Заявителем получено положительное заключение экспертизы по изменению в проект освоения лесов от 28.06.2012г.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
ООО «Ребрихинский лесхоз», являясь арендатором лесного участка, имея проект освоения лесов, полагает, что лесохозяйственный регламент в оспариваемой части устанавливает не предусмотренные объемы мер противопожарного обустройства лесов, которые арендатор в силу вышеназванного договора обязан соблюдать. Указанное нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагая непредусмотренные федеральным законодательством обязанности, следствием неисполнения требований лесохозяйственного регламента может явиться расторжение договора аренды. В связи с изложенным названный акт затрагивает права и интересы заявителя, поэтому ООО «Ребрихинский лесхоз» имеет право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Управление лесами Алтайского края входило в систему органов исполнительной власти Алтайского края, согласно положению об Управлении лесами Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007г. № 18, являлось уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и надзорные функции.
В силу подпунктов 5.4, 5.54 названного положения Управление лесами Алтайского края разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков; принимает нормативные и иные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. В силу подпунктов 8, 8.12 положения нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений начальника Управления.
В соответствии с ч.7 ст.87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007г. № 106 был утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений. Состав лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества, порядок его разработки, внесения изменений, включая размещение проекта на странице Управления лесами официального сайта Администрации Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края www.altairegion22.ru для ознакомления заинтересованных лиц, и утверждения отвечает требованиям названного акта федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента относились к полномочию Управления лесами Алтайского края, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Уставом Алтайского края (статья 86) и законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 09.11.2006г. № 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено.
На основании указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013г. № 51 с 01.01.2014г. управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизованы путем слияния. Правопреемником реорганизованных органов исполнительной власти является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Что касается соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в этой части суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесены: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, приведенной нормой полномочие по установлению нормативов противопожарного обустройства лесов передано уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, которым в силу пункта 15(8) Постановления Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» являлось Федеральное агенство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов». Приказ официально опубликован в «Российской газете» № 197 за 29.08.2012г., при этом сами Нормативы в данном номере газеты опубликованы не были, однако, имелось указание, что они размещены на сайте «Российской газеты» по адресу: www.rg.ru. Приказ Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» вместе с Нормативами опубликован в специальном выпуске «Российской газеты» № 167/1 за 28.07.2014г.
Нормативы противопожарного обустройства лесов включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000га общей площади лесов, то есть объемы мероприятий.
Согласно части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов, в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района установлены следующие меры противопожарного обустройства лесов и их объемы на 1000га общей площади лесов:
№ п/п 1 - установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,001 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 0,2 шт.;
№ п/п 2 - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ 0,04 шт.;
№ п/п 3 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности 0,01 шт.;
№ п/п 6, строка 2 - прокладка противопожарных разрывов, прокладка просек 0,01км;
№ п/п 6, строка 3 - прокладка противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос 1,0км;
№ п/п 7, строка 2 - прочистка и обновление просек 0,02км;
№ п/п 7, строка 3 - прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос 0,35км;
№ п/п 8, строка 2 - строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) 0,01 шт.;
№ п/п 12 - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов 2,0га;
№ п/п 14, строка 4 - создание и содержание противопожарных заслонов: устройство лиственных опушек шириной 150-300м 0,03км.
Согласно таблице 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества, она содержит наименование мероприятий и объемы мероприятий по годам с 2012 по 2018 по лесничеству в целом, площадь которого составляет 61535га. Из сопоставления объемов (количества) мероприятий, содержащихся в Нормативах противопожарного обустройства лесов и таблице 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества, следует, что объемы мероприятий, указанные в строках 7, 8, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29 таблицы, не соответствуют объемам мероприятий, указанным в Нормативах.
Так, с учетом площади Ребрихинского лесничества, составляющей 61535га, количество (объем) мероприятий определяется по формуле: количество мероприятий по Нормативам умножить на площадь лесничества разделить на 1000га. С учетом этого:
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах должны составлять по Нормативам в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,062 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 12,31 шт.; по регламенту (строка 29 таблицы 2.17.1.1.1) 24 шт. в год;
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ по Нормативам 2,46 шт., по регламенту (строка 24) 10 шт.;
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности по Нормативам 0,62 шт., по регламенту (строка 25) – 16 шт. в год;
прокладка противопожарных разрывов, прокладка просек по Нормативам 0,62км, по регламенту предусмотрена только в 2012 году (строка 7) 12км, начиная с 2013 года не предусмотрена;
прокладка противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос по Нормативам 61,54км, по регламенту (строка 11) 400км в год;
прочистка и обновление просек по Нормативам 1,23км, по регламенту (строка 8) не предусмотрены;
прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос по Нормативам 21,54км, по регламенту (строка 12) 400км в год;
строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) по Нормативам 0,61 шт., по регламенту (строка 15) 5 шт. в год;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов по Нормативам 123,07га, по регламенту (строка 23) 250га в год;
создание и содержание противопожарных заслонов: устройство лиственных опушек шириной 150-300м по Нормативам 1,84км, по регламенту (строка 28) не планируется.
Кроме того, по строке 10 таблицы 2.17.1.1.1 предусмотрено выполнение мероприятий в виде ухода за противопожарными разрывами 42км в год, однако, ни часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, ни Постановление Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» такой меры противопожарного обустройства лесов не предусматривают.
Таким образом, лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества в части строки 10 таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», а в части строк 7, 8, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» со дня вступления в силу Нормативов противопожарного обустройства лесов вступил в противоречие с названным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Возражения заинтересованного лица, касающиеся невступления в силу приказа Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» по мотиву отсутствия официального опубликования, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем не принимаются.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.
Названный приказ официально опубликован в «Российской газете» и размещен на сайте «Российской газеты», то есть лицам, чьи права и свободы он затрагивает, обеспечена возможность ознакомления с содержанием приказа и нормативов. Таким образом, нормативный правовой акт официально опубликован и обнародован для всеобщего сведения, в связи с чем не может считаться невступившим в силу.
Довод Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края о том, что к полномочиям федеральных органов исполнительной власти относится установление мер противопожарного обустройства лесов, тогда как установление объемов мероприятий относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не принимается в силу изложенного выше.
Довод о том, что нормативы противопожарного обустройства лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174, определены как минимально необходимые, так же основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку передача полномочия по установлению нормативов противопожарного обустройства лесов уполномоченному федеральному органу исполнительной власти императивно закреплена в части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ и не предусматривает передачу данного полномочия на уровень субъектов Российской Федерации. Суждение о том, что нормативы являются минимально необходимыми, содержится только в письмах Рослесхоза от 09.01.2014г. и Минприроды России от 20.01.2014г., не являющихся источниками права.
Таким образом, таблица 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года № 409 (в редакции приказов 20 октября 2012 года № 272, от 4 февраля 2013 года № 51), в части строки 10 противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», в части строк 7, 8, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29 Нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденным приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174, - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявление ООО «Ребрихинский лесхоз» подлежит удовлетворению.
Что касается момента, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, то суд исходит из того, что лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края в оспариваемой части применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, поэтому лесохозяйственный регламент в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Ребрихинский лесхоз» удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицу 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года № 409 (в редакции приказов 20 октября 2012 года № 272, от 4 февраля 2013 года № 51), в части строки 7 «Прокладка просек, км», строки 8 «Прочистка просек, км», строки 10 «Уход за противопожарными разрывами, км», строки 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км», строки 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км», строки 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.», строки 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га», строки 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт.», строки 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, шт.», строки 28 «Устройство лиственных опушек, км», строки 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих указание о мерах пожарной безопасности в лесах, шт.».
Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ребрихинский лесхоз» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято 3 октября 2014 года.
Судья Л.Ю.Ковалюк