ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-86/2015 от 27.07.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3-86/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2015 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Палянчук Т.А.,

при секретаре судебного заседания Красулиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хачадурян < Ф.И.О. >7 об оспаривании нормативного правого акта органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Хачадурян < Ф.И.О. >8 обратился в суд с заявлением о признании пункта <...> Приложения <...> к Программе «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> <...> противоречащим пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заявление мотивировано тем, что <...> между Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> <...> переименован в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края) в соответствии с Приложением <...> «Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета по возмещению (субсидированию) части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного производства, на создание семейных животноводческих ферм» к долгосрочной краевой целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> <...> и им было заключено соглашение <...> о сотрудничестве между департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем по реализации мероприятий, направленных на создание семейных животноводческих ферм.

В соответствии с данным соглашением <...> от <...> ему - ИП главе КФХ министерством перечислены субсидии в размере <...> рублей (платежное поручение от <...> <...>).

Согласно пункта <...> Приложения <...> к вышеуказанной Программе установлены случаи возврата суммы субсидии, в частности субсидии, предоставленные Получателю субсидии, подлежат возврату в краевой бюджет в течение 15 календарных дней с даты уведомления Уполномоченным органом Получателя субсидии, в случае если Получателем субсидии не обеспечен ввод в эксплуатацию семейной животноводческой фермы в течение одного года с даты предоставления субсидии (в полном объеме предоставленных субсидий).

Считает данный пункт Приложения противоречащим пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как устанавливает возможность привлечения к ответственности без наличия вины.

В судебном заседании представитель Хачадурян < Ф.И.О. >9, действующая на основании доверенности, < Ф.И.О. >3 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 и представитель министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >5 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая пункт <...> Приложения <...> к долгосрочной краевой целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> года, принятым высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в пределах компетенции с соблюдением установленной процедуры и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, формирование и регулирование рынка продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункты 1, 2, 3 части 4 статьи 5 названного Закона).

Финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку производства сельскохозяйственной продукции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> <...> утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края на <...> годы» (первоначальный текст документа опубликован в издании «Кубанские новости», <...>, <...> года).

Как следует из преамбулы постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...> «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы», данный нормативный правовой акт принят в целях повышения эффективности финансовых мер государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края.

В силу части 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Правовой анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.

Порядок в целях реализации мер государственной поддержки семейных животноводческих ферм, предусмотренных статьей 8 Закона Краснодарского края от 07 июня 2011 года № 2253-КЗ «О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края» регламентирует предоставление субсидий из краевого бюджета в целях возмещения (субсидирования) части затрат на создание семейных животноводческих ферм, понесенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства (Приложение <...> к долгосрочной краевой целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы»).

Порядок является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным в официальном органе печати.

<...> между Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> <...> переименован в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадурян < Ф.И.О. >10 заключено соглашение <...> о сотрудничестве между департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем по реализации мероприятий, направленных на создание семейных животноводческих ферм.

Предметом настоящего Соглашения являлось сотрудничество Сторон, направленное на создание семейной животноводческой фермы в рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в АПК» на <...> годы.

В соответствии с данным Соглашением <...> от <...> индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадурян < Ф.И.О. >11 министерством перечислены субсидии в размере <...> рублей (платежное поручение от <...> <...>).

Согласно пункта <...> выше названного Порядка, субсидии, предоставленные Получателю субсидии, должны быть использованы на цели, указанные в разделе <...> Порядка, в течение одного года с даты их получения.

В силу пункта <...> Порядка, по окончании создания семейной животноводческой фермы, но не позже одного года с даты предоставления субсидий Получатель субсидии представляет в Уполномоченный орган акт ввода в эксплуатацию семейной животноводческой фермы.

Аналогичное требование предусмотрено пунктом <...> Соглашения <...> от <...>, в соответствии с которым по окончании создания «фермы», но не позже одного года с даты предоставления субсидий, представить в «Департамент» акт ввода в эксплуатацию «фермы».

Субсидии, предоставленные Получателю субсидии, подлежат возврату в краевой бюджет в течение 15 календарных дней с даты уведомления Уполномоченным органом Получателя субсидии в случае, если Получателем субсидии не обеспечен ввод в эксплуатацию семейной животноводческой фермы в течение одного года с даты предоставления субсидий (в полном объеме предоставленных субсидий) (пункт <...> Порядка).

В данном случае глава администрации (губернатора) Краснодарского края в пункте <...> Порядка оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установил порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, то есть действовал в пределах своих полномочий и компетенции.

Ссылка заявителя на противоречие пункта 5.6 Приложения пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющего отсутствие возможности привлечения к ответственности без наличия вины, ввиду принятия мер по исполнению обязательств по созданию семейной животноводческой фермы, судом признается неправомерной и основанной на ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того, в соответствии с пунктом <...> Порядка предоставления субсидий, объем субсидии на создание семейной животноводческой фермы определяется уполномоченным органом из расчета <...> сметной стоимости предоставленного бизнес-плана, но не более <...> рублей на одну ферму.

Материалы дела не содержат достаточных и достоверных доказательств того, что предоставленные индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадурян < Ф.И.О. >12 министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в соответствии с Соглашением <...> от <...> субсидии в размере <...> рублей, определенные из расчета <...> сметной стоимости, а также <...> являющиеся личными денежными средствами заявителя, направлены на исполнение обязательств по созданию семейной животноводческой фермы.

Таким образом, заявителем не доказано, что неисполнение обязательств по созданию семейной животноводческой фермы в течение одного года с даты предоставления субсидии, произошло при отсутствие вины с его стороны, с учетом вложения 100% сметной стоимости предоставленного бизнес-плана.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт <...> Приложения <...> к долгосрочной краевой целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на <...> годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> года, принят исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, права граждан не нарушает, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 26, 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Хачадурян < Ф.И.О. >13 об оспаривании нормативного правого акта органа государственной власти - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <...>.

Судья

Краснодарского краевого суда -