ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-95/2015 от 15.06.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3-95/2015Р Е Ш Е Н И Е

«15» июня 2015 г. г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Нужденко Т.П.

при секретаре Чондановой Л.Н.

с участием прокурора Маториной О.А.,

представителя департамента лесного хозяйства Приморского края Булейко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Приморского края о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Чугуевского лесничества Приморского края, утвержденного приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363,

установил:

Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением об оспаривании в части лесохозяйственного регламента Чугуевского лесничества Приморского края (далее – Регламент), утвержденного приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363. Приказ обнародован 28 декабря 2012 г. на официальном сайте Администрации Приморского края по адресу: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departaments/forestry/docs.php.

В обоснование заявления указано, что в соответствии с таблицей 1.1.6.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» к категории эксплуатационных лесов Березовского участкового лесничества отнесены кварталы №№ 1-44, 46-50, 55-70, 76-87, 91-119, 127-140, 147-161, 163-175, 177-190, 192-205, 210-223, 227-235.

Прокурор полагает, что названные положения Регламента противоречат закону.

Постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па утверждено Положение о государственном природном экологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Березовый». Положением установлено, что заказник является особо охраняемой природной территорией (ООПТ), созданной с целью сохранения и увеличения численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и исчезающих видов животных и растений. На территории заказника в силу пункта 4.1 Положения (в редакции от 08.07.2013) запрещается любая деятельность, если она противоречит целям заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами. На момент принятия оспариваемого Регламента были запрещены сплошные рубки лесных насаждений.

Границы заказника определены постановлением Губернатора Приморского края от 30.04.1996 № 268 «О государственных заказниках краевого значения»: он расположен на территории Чугуевского муниципального района Приморского края, в кварталах № 1-16, 21-38, 40-43, 47-50, 57-64, 80-85, 107-119, 129-139, 147-149, 162-171, 176-180, 191-197, 206, 209-215, 224-227 Чугуевского лесничества Березовского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года).

Аналогичные сведения относительно расположения заказника «Березовый» продублированы в таблице 1.1.8.1 Регламента – «Характеристика особо охраняемых природных территорий Чугуевского лесничества».

Таким образом, Регламентом в кварталах №№ 1-44, 46-50, 55-70, 76-87, 91-119, 127-140, 147-161, 163-175, 177-190, 192-205, 210-223, 227-235 Березовского участкового лесничества произведено наложение определенных им эксплуатационных лесов на территории, входящие в границу ООПТ - заказника «Березовый». В заявлении приведена таблица наложения участков.

Прокурор полагает, что включение в состав эксплуатационных лесов земель ООПТ противоречит Лесному кодексу РФ (части 3 статьи 12 о целях освоения эксплуатационных лесов; части 1, пункту 1 части 2, части 5 статьи 102, частям 1, 3 статьи 103 о защитных лесах), Земельному кодексу РФ (частям 1, 6 статьи 94 о землях особо охраняемых природных территорий, части 3 статьи 95 о землях природных заказников), в силу которых в защитных лесах, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий; на землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, прокурор сослался на Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», которым предусмотрено, что леса, расположенные на ООПТ, относятся к защитным лесам и используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, а также установлен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе проведение сплошных рубок (пункты 2, 3, 8).

В связи с этим прокурор просил признать недействующей таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Чугуевского лесничества Приморского края, утвержденного приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 Г. № 363, в части включения в эксплуатационные леса Березовского участкового лесничества кварталов № № 1-16, 21-38, 40-43, 47-50, 57-64, 80-85, 107-119, 129-139, 147-149, 163-171, 177-180, 192-197, 210-215, 227.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал по тем же основаниям, уточнив, что просит признать указанный нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу и обязать департамент лесного хозяйства Приморского края (в который переименовано управление лесным хозяйством Приморского края) опубликовать сообщение о решении суда в официальном источнике опубликования - либо в «Приморской газете», либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Представитель департамента лесного хозяйства Булейко А.В. с заявлением не согласился, пояснив, что он поддерживает письменный отзыв департамента от 3 июня 2015 г.

В возражение против заявления пояснил, что в соответствии с пунктом 39 статьи 81 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам входит в полномочия органов власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Таким органом власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), приказ которого от 10.06.2011 № 220 не относит леса в составе перечисленных в заявлении прокурора кварталов к защитным лесам, соответственно в Регламенте не может быть отражена несуществующая правовая норма.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств должны отражать узаконенное в установленном порядке выделение категорий целевого назначения лесов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Лесохозяйственным регламентом Чугуевского лесничества Приморского края, утвержденным приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, в таблице 1.1.6.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в участковом лесничестве «Березовый» с целевым назначением «эксплуатационные леса» отнесены леса в кварталах № № 1-44, 46-50, 55-70, 72-73, 76-87, 89, 91-119, 121-124, 127-140, 143-144, 147-161, 163-175, 177-190, 192-205, 207-208, 210-223, 227-237.

Между тем, на территории Чугуевского муниципального района в кварталах № 1-16, 21-38, 40-43, 47-50, 57-64, 80-85, 107-119, 129-139, 147-149, 162-171, 176-180, 191-197, 206, 209-215, 224-227 Чугуевского лесничества Березовского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года) расположен государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Березовый» (далее – заказник «Березовый»), который является особо охраняемой природной территорией, созданной с целью сохранения и увеличения численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и исчезающих видов животных и растений (пункты 1.2, 2.1 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Березовый», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па в редакции от 8 июля 2013 № 274-па).

Таким образом, оспариваемым в части Регламентом к эксплуатационным лесам отнесены леса, расположенные, в том числе, в указанных кварталах на территории заказника «Березовый», что противоречит требованиям федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства о правовом режиме особой охраны территорий государственных природных заказников и защитном характере лесов, расположенных на них.

Так, в силу части 1 статьи 102, части 4 статьи 12, пункта 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ одной из категорий защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса РФ).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, относятся к землям особо охраняемых территорий.

Их разновидностью являются земли особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ в редакции от 31.12.2014 «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 названного Федерального закона).

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 в редакции от 12.03.2008 № 54 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (пункт 2); они используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 3). В лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (пункт 8).

На территории заказника «Березовый» в силу пункта 4.1 раздела 4 Положения о нем запрещается любая деятельность, если она противоречит целям заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами.

Пункт 4.2 раздела 4 Положения о заказнике «Березовый» устанавливает, что ограничения использования лесов, предусмотренные данным Положением, обязаны быть учтены в лесохозяйственном регламенте.

Отнесение лесохозяйственным регламентом Чугуевского лесхоза в оспариваемой прокурором части лесов, расположенных на землях заказника «Березовый», являющихся защитными, к эксплуатационным противоречит целям создания данного заказника, определенным в пункте 1.2 Положения о нем, а также режиму особой охраны территории государственного природного заказника, установленному как названным федеральным законодательством, так и разделом 4 Положения об указанном заказнике, поскольку в силу части 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов, т.е. с осуществлением всех видов использования, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ (часть 2 статьи 108 Лесного кодекса РФ).

Доводы департамента лесного хозяйства Приморского края о том, что согласно пункту 39 статьи 81 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства, а его приказом от 10.06.2011 № 220 леса Березовского участкового лесничества в составе вышеперечисленных лесных кварталов не отнесены к защитным лесам, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора.

Леса заказника «Березовый» относятся к защитным в силу закона - приведенных выше норм федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства. Отсутствие соответствующего приказа Рослесхоза не может лишать их статуса защитных.

При таких обстоятельствах у суда имеются достаточные предусмотренные частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части включения в эксплуатационные леса Березовского участкового лесничества кварталов, относящихся к территории государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Березовый».

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд полагает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом определенных в настоящее время Законом Приморского края от 06.08.2014 № 463-КЗ (статья 4) источников официального опубликования правовых актов органов исполнительной власти Приморского края, к которым относится департамент лесного хозяйства Приморского края, в который постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па переименовано управление лесным хозяйством Приморского края, суд возлагает на данный департамент обязанность опубликовать сообщение о решении суда в «Приморской газете».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Чугуевского лесничества Приморского края, утвержденного приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, в части включения в эксплуатационные леса Березовского участкового лесничества кварталов № № 1-16, 21-38, 40-43, 47-50, 57-64, 80-85, 107-119, 129-139, 147-149, 163-171, 177-180, 192-197, 210-215, 227.

Обязать департамент лесного хозяйства Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в официальном источнике опубликования – «Приморской газете» после вступления решения в законную силу.

Апелляционная жалоба, представление на решение могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.П. Нужденко