ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-А-8/19 от 11.03.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3-а-8/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре - Володиной Е. С.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Сервис» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим приказа Комитета по тарифам Республики Алтай №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13.03.2017 года №10/1» в части осуществления корректировки долгосрочных параметров регулирования тарифа на 2019 год и в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019 год, о возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай по принятию нового нормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Сервис» обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просит признать недействующим приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2018 года №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13.03.2017 №10/1» в части осуществления корректировки долгосрочных параметров регулирования тарифа на 2019 год и в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019 год. Также просил возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность по принятию нового нормативного акта.

В обоснование требований указывают, что оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, поскольку при установлении тарифа регулирующим органом не были учтены заявленные обществом расходы, что привело к установлению тарифа на уровне ниже экономически обоснованных расходов.

Согласно пункта 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при расчете тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка (НВВ) должна включать в себя текущие расходы. Последние, как следует из пункта 57 Основ ценообразования, включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов. Также в составе неподконтрольных расходов должны учитываться экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифа, в объеме, подтвержденном годовой бухгалтерской и статистической отчетностью (пункты 13,63 Основ ценообразования).

По мнению административного истца, при расчете тарифа за оспариваемый период (с 01.07.2019 по 31.12.2019) регулятор применил уровень потерь тепловой энергии в размере 5,85% что соответствует 247,07 Гкал и противоречит пункту 38 Основ ценообразования. Согласно которого, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, которым предусмотрен уровень потерь тепловой энергии, то применяется уровень потерь тепловой энергии предусмотренный таким соглашением.

По условиям концессионного соглашения, уровень потерь тепловой энергии на 2019 год размере 11,9 % что соответствует 533,46 Гкал, который, и подлежал включению в тариф.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай №77-ВД от 01.10.2018г. ООО «Энерго Сервис» установлен общий нормативный запас топлива на 2018-2019 гг. в размере 233,8 тон. При этом при расчете тарифа за оспариваемый период такие расходы включены в необходимую валовую выручку общества частично, в размере 30,8 тонн, что противоречит пункту 47 «б» Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктами 13,63 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течении расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифа, то такие расходы учитываются регулятором при установлении тарифа начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены годовой бухгалтерской и статистической отчетностью, в полном объеме и независимо от достигнутого финансового результата. Согласно статистической отчетности за 2017 год (форма 1-ТЕП) фактический расход топлива на весь объем произведенных Гкал составил 2073,35 тонн. Отклонение от расхода топлива по норме (1263,11 тонн) составило 810,24 тонн. Таким образом, экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифа на 2017 год, составили 3 622 907,14 руб. (810,24 тонн x 4471,40 рублей (цена одной тонны угля в 2017 году). Однако, такие расходы не учтены в составе неподконтрольных расходов.

В возражениях на административное исковое заявление, Комитет по тарифам Республики Алтай полагает приказ Комитета от 28 ноября 2018 года №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2017 года №10/1 принятым в соответствии с требованиями законодательства и не подлежащим признанию недействительным. По тем основаниям, что при расчете нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии использовался сертифицированный програмный продукт «РаТен-325». Определение нормативов технологических потерь осуществлялось выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоеденной к ней тепловой нагрузки. Исходя из пункта 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соотвествии с пунктами 57-66 Основ ценообразования с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Откуда следует, что в соответствии с п.61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34-38 и 66 Основ ценообразования. Таким образом, в соответствии с п.38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетическх ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя на соответствующие плановые (расчетные) цены. Расчет технологических потерь на 2019 год был произведен на 2602 м тепловых сетей в однотрубном исчислении. С учетом изложенного, в рамках действующего законадательства Комитетом рассчитаны и утверждены нормативы технологических потерь для ООО «Энерго Сервис» на 2019 год приказом №46/9 в размере 247,07 Гкал/год, при этом все затраты, в соответствии с п.38 Основ ценообразования, учтены в тарифе. При расчете расходов на создание нормативного запаса топлива также использовался сертифицированный програмный продукт «РаТен-325». Расчет осуществлялся в соответствии с п.2 Порядка нормативов запасов топлива на котельных, как запас основного и резервного вида топлива, которым является для административного истца -уголь. Расчет потребности в топливе на отопительный период в натуральном выражении представлен в главе 7.3.1 Экспертного заключения на 2019 год; расчет расходов в стоимостном выражении, представлен в главе 7.3.2 Экспертного заключения 2019 г. Кроме того, предложений от ООО «Энерго Сервис» по установлению нормативов запаса топлива на 2019 год в Комитет не поступало. Экспертное заключение содержит как оценку финансового состояния общества, так и отражает результат его финансово-хозяйственной деятельности, содержит анализ неполученного по независящим причинам дохода; избытка денежных средств, полученного в 2017 году. Экономически обоснованными приняты расходы на сумму 23756818,47 руб. Финансовый результат по итогам 2017 года в 2335,99 руб. исключен из необходимой валовой выручки общества на 2019 год.

Пункт 63 Основ ценообразования относится к методу обеспечения доходности инвестированного капитала, а для ООО «Энерго Сервис» применен метод индексации.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Энерго-Сервис» ФИО1, представитель общества ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержали административные исковые требования, по основаниям приведенным в административном иске и его уточнениях.

Представитель административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО3, полагала администравный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям приведенным в представленных на него возражениях.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалиста ФИО4, заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административный истец – Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Сервис» является теплоснабжающей организацией на территории село Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай и осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии в соответствии с условиями концессионного соглашения №1 от 14.09.2016 года с использованием 8 котельных.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2017 №10/1 «Об утверждении долгосрочных параметров тарифов и тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2017-2019 годы, утверждены: долгосрочные тарифы на тепловую энергию отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош Агачского района Республики Алтай, на 2017-2019 года, а также тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2017-2019 годы с календарной разбивкой.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 года №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай Республики Алтай от 13 марта 2017 года №10/1, осуществлена корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год, и внесены следующие изменения –

1) пункт 3 исключен;

2) в приложении N 1:

а) строка:

"Нормативный уровень прибыли, %

0,00

0,00

0,00

"

заменена строкой:

Нормативный уровень прибыли, %

0,00

0,00

1,70

";

б) строка:

Нормативные потери и затраты на теплоноситель, Гкал

98,8

98,8

98,8

"

заменена строкой:

Нормативные потери и затраты на теплоноситель, Гкал

98,8

98,8

247,07

";

3) в приложении N 2:

строка:

с 01.07.2019 по 31.12.2019

6544,67

"

заменена строкой:

с 01.07.2019 по 31.12.2019

8247,92

".

Установлено, что данный приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Корректировка вышеприведенных тарифов осуществлялась административным ответчиком в силу статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении" методом индексации установленных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Административный истец, полагая нарушенными права, свободы и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, просил признать недействующими долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2019г. в части нормативных потерь и затрат на теплоноситель, установленные на 2019 год в размере 247,07 Гкал и тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго-Севис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай на 2019 год установленные с 01.07.2019г. по 31.12.2019 г. в размере 8247,92 Гкал. Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2018 года №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис» на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13.03.2017 №10/1» в части осуществления корректировки долгосрочных параметров регулирования тарифа на 2019 год и в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019 год.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при оспаривании положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Суд, предлагал административному истцу уточнить предмет административного иска.

Однако, ООО «Энерго Сервис», оспаривался нормативный акт, вносящий изменения в основной нормативный акт, в связи с чем, судом проверялась законность нормативного акта, вносящего изменения в основные нормативные положение – Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 года №46/9.

Частью 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на момент принятия оспариваемого постановления на территории Республики Алтай являлся Комитет по тарифам Республики Алтай, к полномочиям которого относилось установление упомянутого тарифа (глава 3 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых нормативных актов от 15.03.2012 №57).

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, которые определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Основы ценообразования, Правила регулирования, Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций).

Согласно п. 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов).

Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 30 Правил регулирования цен (тарифов).

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что на основании заявления ООО «Энерго Сервис» от 20.04.2018 года №129 об утверждении нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2019 год от котельных ООО «Энерго Сервис» в количестве 480,876 Гкал/год, открыто дело об установлении тарифов в отношении ООО «Энерго Сервис» путем применения метода индексации.

Оспариваемый приказ был принят на заседании коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 года большинством голосов при наличии необходимого кворума.

Форма оспариваемого приказа и приложений к нему соответствует требованиям Приказа Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения".

Оспариваемый приказ в соответствии с требованиями части 2 статьи 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) "О нормативных правовых актах Республики Алтай", опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 30.11.2018.

Проверяя законность долгосрочных параметров на 2019 год в части нормативных потерь и затрат на теплоноситель, установленных для ООО «Энерго Сервис» тарифным органом в размере 247,07 Гкал, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Как усматривается из материалов дела, размер потерь рассчитан регулирующим органом с использованием программного продукта «РаТен-325» с применением положений п.1,4 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного приказом Минэнерго от 30.12.2008 №325, где установлено, что определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки. Нормативы технологических потерь для водяных тепловых сетей с присоединенной к ним расчетной часовой тепловой нагрузкой менее 50 Гкал/час (58 МВт) и для паровых тепловых сетей разрабатываются в соответствии с главой II Порядка.

В заявлении на установление нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО «Энерго Сервис» полагало его подлежащим установлению на 2019 год в размере 480,876 Гкал/год, обосновав его экспертным заключением ИП ФИО7

Как усматривается из дополнительного соглашения к концессионному соглашению №1 от 09.01.2018 г. ООО «Энерго Сервис» переданы дополнительные объекты: тепловые сети 609 м.; тепловые сети 278 м.

Расчет технологических потерь на 2019 год произведен тарифным органом исходя из тепловых сетей в размере 2602 м. в однотрубном исчислении в размере 247,07 Гкал/год.

При этом в связи с отсутствием в Комитете информации по сетям теплоснабжения от 8 котельных, потери были предварительно согласованы методом аналогов в сравнении с аналогичными котельными Республики Алтай и составили 11,9 % от полезного отпуска. С учетом того, что сети теплоснабжения не являются объектом концессионного соглашения, ввиду отсутствия на них правоустанавливающих документов.

Суд полагает ошибочным мнение административного ответчика в указанной части, поскольку, отсутствие правоустанавливающих документов на сети теплоснабжения при подтверждении их владения другими доказательствами, предполагают возможность из учета как неотъемлемой части объектов, переданных на основании концессионного соглашения.

Вместе с тем, пунктом 38 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 28.02.2019) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", установлено, что в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного без проведения конкурса в соответствии с положениями статей 51 и 52 Федерального закона "О концессионных соглашениях", и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных концессионным соглашением, предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в концессионном соглашении на соответствующий год действия концессионного соглашения.

Согласно приложения №11 концессионного соглашения в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности предусмотрен уровень потерь тепловой энергии в размере 11.9%, что соответствует 533,46 Гкал.

Указанный размер долгосрочных параметров регулирования был согласован Комитетом по тарифам Республики Алтай 29.06.2016 г. в ответ на заяление Администрации МО «Кош-Агачский район» от 16.06.2016 г. №114 о согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, предоставленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

Экспертное заключение Комитета по тарифам (пункт 5.4) не содержит выводов относительно экономической необоснованности (невозможности) утверждения значения тепловых потерь в размере, предусмотренном концессионным соглашением, что в силу пунктов 28,29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, пункта 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов), следует расценивать в качестве нарушения процедуры принятия оспариваемого акта.

С учетом изложенных обстоятельств расчет нормативных потерь и затрат на теплоноситель произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства, без учета содержания концессионного соглашения №1 от 14.09.2016 г. и положений, содержащихся в пункте 38 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также пунктов 28,29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, пункта 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов), в связи с чем, подлежит признанию недействующим.

Разрешая вопрос о законности установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года в размере 8 247,92 Гкал, суд находит данный тариф установленным с нарушением положений тарифного законодательства исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании письма ООО «Энерго Сервис» от 25.04.2018 г. №122, приказом Комитета по тарифам от 10.05.2018 г. №31-ОД открыто дело по корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, на тепловую энергию, поставляемую ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай.

На заседании коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 года №46 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис», в том числе на второе полугодие 2019 года в размере 8247,92 руб/Гкал.

Утверждая тариф в вышеуказанном размере Комитет по тарифам Республики Алтай исходил из следующего.

Величина необходимой валовой выручки, принятая при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО «Энерго Сервис», составила в 2019 году 31 998,99 тыс. рублей, в том числе во втором полугодии 2019 года 13060,19 тыс.

Расчетный объем тепловой энергии, принятый при расчете тарифов на тепловую энергию, принятый по предложению организации, на основании реестра потребителей данных из форм статистической отчетности на 2017 год, и во втором полугодии 2019 года составил 1 688,68 Гкал.

Плановые затраты на 2019 год расчитывались исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанные Минэкономразвития РФ (индекс потребительских цен 104,6%; электроэнергия – рост нерегулируемых цен на оптовом рынке 103,0%).

Также были приняты во внимание: норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии утвержденный приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.11.2017 г. №27-ВД «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива для котельных ООО «Энерго Сервис» на 2018 год и составил 282,0 кг.у.т./Гкал (каменный уголь) и норматив общего запаса топлива для котельных ООО «Энерго Сервис» утвержденный приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2018 г. №77-ВД в размере 233,8 т., в том числе норматив эксплуатационного запаса топлива – 203,0т., норматив неснижаемого запаса топлива – 30,8 т.

В обоснование привели положения, пп.б п. 47 Основ ценообразования, которым определено, что к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Поскольку организацией не были представлены документы, подтверждающие создание нормативных запасов топлива, в том числе договора на заемные средства, направленные на эти цели, было принято решение о включении объема неснижаемого запаса топлива в размере 30,8 т.

Тарифы на тепловую энергию на 2019 год не учитывают расходы в сумме 5 328,33 тыс.руб., по статьям: топливо на технологические цели; затраты на покупную электрическую энергию, по уровням напряжения; расходы на оплату труда; недополученный по независящим причинам доход.

При расчете нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии Комитетом использовался програмный продукт «Ра ТеН-323», расчет производился в соответствии с Порядком определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 г. №377.

Калькуляция тарифа на 2019 год была произведена путем прибавки к плановому объему топлива 1793,52т. обьема топлива на создание ННЗТ в размере 30,8 т., исходя из требований п. 47 (б) Основ ценообразования.

Основания и порядок включения расходов на создание нормативов запасов топлива регулируется Основами ценообразования в теплоснабжении, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ №1075 от 22 октября 2012 года.

В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства №1075, нормативы запасов топлива подлежат учету в составе необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемым в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.

Из указанных нормативных правовых актов, а также из подпункта "б" пункта 47 Основ ценообразования следует, что для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей при расчете тарифа в необходимую валовую выручку должны включаться расходы теплоснабжающей организации по созданию нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Однако, в материалах дела не имеется доказательств включения НЭЗТ в необходимую валовую выручку общества в соответствии с Основами ценообразования и Правилами регулирования.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1075 от 22 октября 2012 года, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями. В расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Рассматривая требование административного истца в части необоснованного исключения из ННВ расходов, предназначенных на приобретение запасов топлива, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Поскольку необходимость несения расходов на создание нормативных запасов топлива для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, подтверждена обществом путем предоставления предложения по корректировке расходов, связанных с созданием неснижаемого нормативного запаса топлива, суд находит обоснованными требования административного истца в данной части.

В Методических указаниях закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).

Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.

Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

При таких обстоятельствах исключение расходов на создание нормативных запасов топлива привело к необоснованному занижению тарифа.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течении расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее тарифа, то такие расходы учитываются регулятором при установлении тарифа, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены годовой бухгалтерской и статистической отчетностью, в полном объеме, независимо от достигнутого финансового результата.

Таким образом довод тарифного органа о получении обществом прибыли по деятельности теплоснабжения за 2017 год не может быть принят во внимание.

Согласно статистической отчетности по форме 1-ТЕП, фактический расход топлива на весь объем произведенных Гкал составил 2073,35 тонн. Отклонение от расхода топлива по норме (1263,11) составило 810,24 тонн.

Факт предоставления административным истцом названной формы статотчетности усматривается из экспертного заключения, где на страницах 6;26 имеются соответствующие ссылки.

Кроме того, общество сообщало регулятору о фактическом расходе угля за 2017 год в размере 2073 тонн, что следует из пояснительной записки, первичных учетных документов, подтверждающих фактический расход угля за 2017 год.

Учитывая, что при установлении тарифа регулирующим органом не были учтены заявленные обществом расходы, это привело к установлению тарифа на уровне ниже экономически обоснованных расходов.

Кроме того, экспертное заключение не содержит конкретных выводов относительно экономической необоснованности вышеуказанных расходов ООО «Энерго Сервис».

Суд принимает во внимание, что нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта является основанием для отмены тарифного решения.

С учетом названных обстоятельств, тарифное решение подлежит отмене и признании его недействующим в оспариваемой части, как принятого с нарушением требований нормативных правовых актов большей юридической силы.

Таким образом, требование о признании недействующим тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2019 гг. Приведенного в Приложении N 2, размер которого составляет 8247,92 подлежит признанию недействующим.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что указанный нормативный акт не применялся, суд полагает возможным признать его недействующим с момента принятия.

В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере деятельности по поставке тепловой энергии суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного ответчика обязанность по принятию нового нормативного правового акта, устанавливающего долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач, Кош-Агачского района Республики Алтай в части нормативных потерь и затрат на теплоноситель для ООО «Энерго Сервис» на 2019 год; а также Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2017-2019 гг. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения на период регулирования с 01.07.2019 по 31.12.2019гг.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Сервис» удовлетворить.

Признать недействующим с 28 ноября 2018 года приказ Комитета по Тарифам Республики Алтай от 28 ноября 2018 года №46/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Энерго Сервис" на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2017 года N 10/1" и утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", в той его части, которой установлены:

Долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач, Кош-Агачского района Республики Алтай - нормативные потери и затраты на теплоноситель в размере 247,07 Гкал на 2019 год.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2019 гг. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения, приведенные в Приложении N 2, размер которых составляет 8247,92.

Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач, Кош-Агачского района Республики Алтай в части нормативных потерь и затрат на теплоноситель для ООО «Энерго Сервис» на 2019 год; а также Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО «Энерго Сервис» с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, на 2017-2019 гг. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения на период регулирования с 01.07.2019 по 31.12.2019гг.

Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Энерго Сервис» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины 4500 рублей.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2019 года.