Дело № 2а-280/2021
УИД 02RS0003-01-2021-000106-40
Строка учета дела в статистическом отчете № 3.022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Прокопенко О.П.,
при секретаре Бурнашевой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Майминского района в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Майминский район» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майминского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Майминский район» о признании незаконным решения, указывая, что в результате проверки, проведенной по заявлению ФИО3, прокурором района были выявлены нарушения прав граждан на обеспечение земельным участком многодетной семьи со стороны администрации МО «Майминский район».
На основании заявления семья С-вых поставлена на учет граждан на предоставление земельного участка бесплатно в собственность по льготной категории «Граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет». Решением от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> были сняты с учета, в связи с тем, что у ФИО3 имеется в собственности земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, а также ФИО4 зарегистрирован по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
В обоснование требований ссылается на положения Закона Республики Алтай от 10.11.2015 № 68-рз.
В судебном заседании помощник прокурора Тарбанаева У.Б. доводы административного иска поддержала полностью.
Представитель администрации МО «Майминский район» ФИО5, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно представленным возражениям, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, полагая, что на правоотношения сторон распространяется Закон Республики Алтай от 10.11.2015 № 68-рз, в связи с тем, что ранее действовавшие нормы силу утратили, а в соответствии с положениями названного закона право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность имеют граждане, не имеющие и не имевшие ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство или ведение дачного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение садоводства.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обжалуемое решение о снятии с учета и отказа в предоставлении земельного участка ФИО3, ФИО4 принято администрацией МО «Майминский район» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Суд полагает, что срок для обжалования решения пропущен по уважительным причинам, в связи с чем, подлежит восстановлению.
С марта 2020 в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) ограничено передвижение по стране, ограничен доступ граждан, юридических лиц в суды и иные административные органы.
В период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> прокуратурой Майминского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления МО «Майминский район» законодательства при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, в ходе, которой выявлены нарушения законодательства, что следует из акта проверки от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
ФИО3 обратилась к прокурору Майминского района Республики Алтай о защите прав его несовершеннолетних детей по восстановлению в очереди на получение земельного участка как многодетной семье <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Таким образом, исходя из требований ст. 219 КАС РФ, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает, пропущенный срок подлежит восстановлению.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа приведенного правового предписания следует, что федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации и иного правового регулирования вопроса предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай" (в редакции на момент постановки на учет) бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется следующим категориям граждан, проживающим на территории соответствующего сельского поселения или городского округа, не имеющим и не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).
В силу ч. 11 ст. 4 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ решение об отказе в постановке гражданина на учет принимается уполномоченным органом при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением обратилось лицо, не имеющее права на бесплатное получение земельного участка в собственность, и не указанное в статье 3 настоящего Закона; наличие на момент подачи заявления или ранее в собственности или на ином праве земельного участка с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства; не предоставление документов, указанных в частях 3, 4 настоящей статьи; тексты документов написаны без указания фамилии, имени и отчества, подписи заявителя, адреса его места жительства или написаны не полностью, в документах есть подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, разночтения в предоставленных документах; документы исполнены карандашом; документы имеют повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Согласно ч. 13 ст. 4 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ в отношении ранее поставленных на учет граждан уполномоченный орган ежегодно осуществляет актуализацию предоставленных ими сведений. Порядок актуализации сведений устанавливается уполномоченным органом.
Ч. 1 ст. 5 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия гражданина с учета по результатам актуализации сведений.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО3 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, решением администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» семья С-вых с 19.10. 2015 поставлена на учет граждан на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по категории "Многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет".
Как указано в выписке из Протокола комиссии N 4 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по вопросам предоставления на территории МО "<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>" бесплатно в собственность отдельным категориям граждан Российской Федерации земельных участков ФИО3, ФИО4 исключены из списка граждан, состоящих на учете на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по льготной категории "Многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет", на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Алтай N 68 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в связи с тем, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, а также ФИО4 зарегистрирован по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
Согласно Выписке из ЕГРН от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>ФИО3 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, основание возникновения права- договор о разделе общего имущества от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Согласно ч. 5 Закона Республики Алтай от 01.08.2003 N 13-1 (ред. от 06.06.2014) "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай" (принят Постановлением ГСЭК РА от 01.08.2003 N 13-2) однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа: многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).
Частью 5.1 Закона определено, что при рождении третьего (или последующего) ребенка многодетная семья, указанная в части 5 настоящей статьи, имеет право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства или дачного строительства независимо от наличия у семьи в собственности или на ином праве земельного участка (часть 5.1 введена Законом Республики Алтай от 19.10.2011 N 60-РЗ).
Также согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Алтай от 19.10.2011 N 61-РЗ (ред. от 19.12.2013) "О порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Республики Алтай" (принят ГСЭК РА 30.09.2011) основаниями для отказа гражданину в постановке на учет являются отсутствие у гражданина права на получение в собственность земельного участка в соответствии с абзацем вторым части 5 и частью 5.1 статьи 2 Закона Республики Алтай.
Таким образом, на момент принятия решения о постановке семьи С-вых на соответствующий учет, не имело правового значения наличие, либо отсутствие недвижимого имущества в виде земельного участка у членов многодетной семьи.
Если же говорить о снятии с соответствующего учета, то Законом Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ не предусмотрено такое основание для снятия гражданина с учета, как наличие ранее в собственности или на ином праве земельного участка либо утрата гражданином оснований, дающих право на получение земельного участка.
Исходя из смысла и содержания п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года N 68-РЗ следует, что основанием для снятия с учета отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, является приобретение в собственность или на ином праве земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или ведения дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства в период нахождения на данном учете.
Как указала представитель администрации МО "<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>", основанием для снятия семьи С-вых с учета послужило наличие у ФИО3 в собственности земельного участка.
Вместе с тем, доказательства того, что с момента постановки на учет и до настоящего времени ФИО3, ФИО4 или членами их семьи приобретался земельный участок вышеперечисленных видов разрешенного использования, не представлены.
Таким образом, поскольку земельный участок был приобретен до постановки на учет в 2015 году, а указанное обстоятельство не послужило основанием для отказа в постановке на учет, оснований для снятия с такого учета, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 68-РЗ, не установлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным принятого административным ответчиком решения о снятии ФИО3, ФИО4 с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность по льготной категории "Многодетная семья".
В силу ч. 2 ст. 2 Закона Республики Алтай от 17.12.2018 № 82-РЗ граждане, поставленные на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, до вступления в силу настоящего Закона, имеют право на однократное бесплатное предоставление земельных участков в собственность независимо от нахождения их на учете в качестве нуждающихся.
Установление факта нуждаемости истцов в данном случае также не требуется, поскольку такой критерий распространяется только на тех граждан, которые встали на учет после принятия Закона Республики Алтай от 17.12.2018 года N 82-РЗ, о чем сказано в пояснительной записке к проекту закона.
Также не может служить основанием для снятия семьи С-вых с учета то обстоятельство, что ФИО4 зарегистрирован на территории МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>».
Как указывалось судом выше, согласно ч. 5 Закона Республики Алтай от 01.08.2003 N 13-1 (ред. от 06.06.2014) "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай" (принят Постановлением ГСЭК РА от 01.08.2003 N 13-2) однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, проживающим на территории соответствующего муниципального района или городского округа: многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).
Таким образом, факт регистрации по месту жительства не являлся определяющим моментом, законом не было предусмотрено представление паспорта с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства, как этот предусматривают положения Закона Республики Алтай от 10.11.2015 г. N 68-РЗ. Закон Закона Республики Алтай от 19.10.2011 N 61-РЗ (ред. от 19.12.2013) в ст. 1 предусматривает в числе представляемых документов паспорт гражданина, однако он тоже не содержит указание на наличие обязательной регистрации на территории муниципального образования, где гражданин проживает.
Более того, как установлено в ходе судебного заседания ФИО4 с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> проживает в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> со своей супругой ФИО3, что подтверждается справкой от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО УК «Тихий дворик»
Доводы стороны административного ответчика о необходимости применения Закона Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 68-РЗ к спорным правоотношениям в действующей редакции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, отклоняются.
руководствуясь ст.ст. 175 – 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным действие администрации МО «Майминский район», выразившееся в принятии решения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> о снятии ФИО3, ФИО4 с учета лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность по льготной категории "Граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет".
На администрацию МО "Майминский район" возложить обязанность восстановить ФИО3, ФИО4 на учете лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность по льготной категории "Граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет", исходя из даты поступления соответствующего заявления, по прежнему номеру.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.
Решение изготовлено 02.03.2021
Судья О.П. Прокопенко