ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-1-214/22 от 24.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0014-02-2022-000409-59

Дело № 30-1-214\22

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2022г. гор. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (далее – ООО «РЖД-ТБ») на постановление судьи Кировского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг., которым

ООО «РЖД-ТБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,

Установил:

ООО «РЖД-ТБ» признано виновным в том, что в нарушение требований п. 17 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 227 от 23.07.2015г., на железнодорожном вокзале Ярославль-Главный, расположенном по адресу: <адрес> досмотр багажа и ручной клади пассажиров проводился неаттестованными работниками привлеченного подразделения транспортной безопасности в лице ООО «РЖД-ТБ».

Правонарушение совершено при обстоятельствах, изложенных в постановлении о назначении административного наказания.

В жалобе, поданной в областной суд. ООО «РЖД-ТБ» в лице законного представителя просит отменить постановление, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности постановления.

От законного представителя ООО «РЖД-ТБ» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО «РЖД-ТБ».

Ярославский транспортный прокурор, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимал.

Жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в производстве по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по умышленно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Частью 2 статьи 12.1 указанного Федерального закона о транспортной безопасности предусмотрено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила).

. Правила устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющего оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям (далее соответственно - аттестация, аттестуемые лица), а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Отдельные категории сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, определяются по перечню согласно приложению к Правилам.

Перечнем, являющимся приложением к Правилам, в отношении работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств.

В соответствии с пунктом 17 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 227 от 23.07.2015г., досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).

Из анализа указанных норм права следует, что работники транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, допускаются к осуществлению данного вида деятельности только после прохождения аттестации. При прохождении аттестации работники проходят проверку не только на соответствие знаний, умений и навыков, необходимых в проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, но и обязательную проверку психофизиологических качеств.

В целях защиты от актов незаконного вмешательства железнодорожного вокзала Ярославль-Главный ОАО «РЖД» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «РЖД-ТБ» оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. Для оказания услуг в соответствии с условиями договора ОАО «РЖД» передало, а ООО «РЖД-ТБ» приняло, оборудование для досмотра грузов и ручной клади.

Тем самым, ООО «РЖД-ТБ», осуществляя деятельность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», обязано выполнять требования законодательства о транспортной безопасности.

Из материалов дела следует, что инспекторы (по досмотру) ООО «РЖД-ТБ» Соколова И.Н., Паламодов А.М., Абасов Х.К. в указанное в постановлении время проводили досмотр багажа и ручной клади физических лиц с помощью стационарной рентгентелевизионной установки в отсутствие аттестации в качестве работников, осуществляющих досмотр, дополнительный и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.2 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда о доказанности вины ООО «РЖД-ТБ» в совершении вмененного административного правонарушения, основаны на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, оценке доказательств, отвечающей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Совершение административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, договором на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», объяснениями работников Соколовой И.Н., Паламодова А.М., Абасова Х.К., журналами дежурства на стационарной рентгентелевизионной установке ПТБ «Ярославль», объяснениями начальника подразделения транспортной безопасности Ярославль ООО «РЖД-ТБ», объяснениями генерального директора ООО «РЖД-ТБ».

Собранные по делу доказательства достаточны для вывода о доказанности вины ООО «РЖД-ТБ», установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы не опровергают выводы судьи о наличии оснований для привлечения ООО «РЖД-ТБ» к административной ответственности.

Доказательства прохождения Соколовой И.Н.. Паламодовым А.М., Абасовым Х.К. аттестации на проверку знаний, умений и навыков, необходимых в проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, психофизиологических качеств, в порядке, предусмотренном Правилами аттестации, не представлены.

Наличие у Паламодова А.М. и Абасова Х.К. сертификатов о прохождении учебного курса по транспортной безопасности, выданных профессиональным образовательным учреждением, не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, так как наличие сертификата о прохождении учебного курса не освобождает от прохождения аттестации, сертификат в силу положений пункта 17 Правил проведения досмотра не является основанием для допуска к проведению досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

В материалы дела представлена копия свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданного Соколовой И.Н., со сроком действия до 30.10.2022г.

Между тем согласно данному свидетельству Соколова И.Н. была аттестована в качестве работника подразделения транспортной безопасности, осуществляющего управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Сведений об аттестации Соколовой И.Н. на проверку знаний, умений и навыков, необходимых в проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, психофизиологических качеств, свидетельство и материалы дела не содержат, в объяснении Соколова И.Н. указала, что аттестацию по этим знаниям и навыкам она не проходила.

Аттестация Абасова Х.К. ДД.ММ.ГГГГг. также не является основанием для вывода о том, что не имелось нарушений в части его допуска к выполнению досмотров ДД.ММ.ГГГГг, ДД.ММ.ГГГГг, ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., поскольку в указанные дни Абасов Х.К. осуществлял досмотры, не пройдя соответствующей аттестации.

Ссылка жалобы на ситуацию с заболеванием новой короновирусной инфекцией в стране, что потребовало от ООО «РЖД-ТБ» принять соответствующие меры и нести материальные затраты, большое число работников, находившихся на листах нетрудоспособности и в дополнительно оплачиваемых учебных отпусках, не влечет отмену постановления и прекращение производства по делу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В связи с этим организация, осуществляющая деятельности в сфере транспортной безопасности, в любых ситуациях обязана предпринять меры, направленные на обеспечение указанных целей.

Материалы дела позволяют сделать вывод о наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, для привлечения ООО «РЖД-ТБ» к административной ответственности.

Изложенное позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.7 КоАП РФ.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о необоснованности квалификации вмененного административного правонарушения как умышленного.

Отсутствие соответствующей аттестации у указанных работников было очевидно органам управления ООО «РЖД-ТБ», его должностным лицам. Однако в нарушение приведенных выше норм права работодатель допустил их к проведению досмотров.

При таких данных являются правильными выводы судьи районного суда о наличии оснований для квалификации действий ООО «РЖД-ТБ» по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение умышленных действий, направленных на нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. ст. 4.1,4.2,4.3 КоАП РФ. Судьей районного суда учтены все правила назначения административного наказания юридическому лицу, в том числе, предусмотренные ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, снижен. Правовые основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания отсутствуют.

Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень выраженности его объективной стороны, роль ООО «РЖД-ТБ», не нахожу оснований для квалификации административного правонарушения как малозначительного.

Нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются основанием для отмены постановления, по делу не допущены.

В силу изложенного оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 марта 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ООО «РЖД-ТБ» оставить без изменения, а жалобу ООО «РЖД-ТБ» - без удовлетворения.

Судья: В.С. Преснов