ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 310009-01-2022-000566-58П от 19.10.2022 Грайворонского районного суда (Белгородская область)

Дело (УИД) №31RS0009-01-2022-000566-58 производство №2-327/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Фенько Н. А.,

при секретаре Ломакиной Т. В.,

с участием:

истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя ответчика Министерства природопользования Белгородской области ФИО3,

представителя ответчика Администрации Губернатора Белгородской области ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству природопользования Белгородской области, Администрации Губернатора Белгородской области о признании незаконным отказа в согласовании для назначения на должность и отказа в назначении на должность, о также о возложении обязанности назначить на должность,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природопользования Белгородской области, Администрации Губернатора Белгородской области о признании незаконным отказа в согласовании для назначения на должность и отказа в назначении на должность, о также о возложении обязанности назначить на должность.

Поводом для предъявления настоящего иска послужили следующие обстоятельства.

ФИО1 с 27 июля 2021 г. по настоящее время является временно исполняющим обязанности директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего.

28 февраля 2022 г. истец обратился в Министерство природопользования Белгородской области с заявлением по вопросу назначения его на занимаемую должность на постоянной основе.

7 июля 2022 г. на указанное заявление истец получил ответ, из которого следовало, что в назначении на должность ему отказано, так как его кандидатура не прошла согласование в Администрации Губернатора Белгородской области.

В первоначальной редакции искового заявления ФИО1 просил признать незаконным и отменить решение об отказе в назначении его на должность директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего, признать незаконным и отменить решение об отказе в согласовании назначения его на должность директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего, обязать Администрацию Губернатора Белгородской области согласовать назначение истца на указанную должность, а на Министерство природопользования Белгородской области возложить обязанность назначить его на эту должность.

В последующем истец неоднократно уточнял исковые требования и в окончательной редакции соответствующего заявления просил:

- установить факт трудовых отношений между ним, ФИО1, и Министерством природопользования Белгородской области с 27 июля 2021 г. по настоящее время в должности директора ОКУ «Грайворонское лесничество»;

- признать незаконным приказ Управления лесами Белгородской области (Министерства природопользования Белгородской области) от 27 июля 2021 г. №390 (в редакции приказа от 4 марта 2022 г. №65) в части указания в нем на временное исполнение обязанностей директора ОКУ «Грайворонское лесничество» и обязать работодателя – Министерство природопользования Белгородской области внести изменения в указанный приказ путем исключения указания на временное исполнение обязанностей, изложив его в редакции, согласно которой истец принят с 27 июля 2021 г. на должность директора ОКУ «Грайворонское лесничество»;

- признать незаконным трудовой договор от 27 июля 2021 г. №10 в части указания в нем на назначение истца на должность временно исполняющего обязанности директора ОКУ «Грайворонское лесничество», а также на срочный характер выполняемой истцом трудовой функции, обязав работодателя – Министерство природопользования Белгородской области внести изменения в названный трудовой договор путем исключения указания на временное исполнение обязанностей, а также о срочном характере трудовых отношений путем указания в договоре о его заключении на неопределенный срок.

В качестве оснований данных требований ФИО1 указано, что с 27 июля 2021 г. он фактически работает директором ОКУ «Грайворонское лесничество», осуществляя руководство учреждением, руководствуясь в своей деятельности должностной инструкцией директора и получая заработную плату именно по данной должности. Согласно штатному расписанию в ОКУ «Грайворонское лесничество» имеется должность директора, а не исполняющего обязанности директора, в связи с чем назначение истца директором учреждения с оговоркой о временном исполнении обязанностей является незаконным. Указанные обстоятельства, по мнению истца, позволяют признать, что с 27 июля 2021 г. он принят директором ОКУ «Грайворонское лесничество», а не исполняющим обязанности.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства природопользования Белгородской области ФИО3 и представитель ответчика Администрации Губернатора Белгородской области ФИО4 иск не признали, в возражениях на иск сослались на то, что для назначения на должность директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего требуется согласование кандидатуры в порядке, установленном постановлением Правительства Белгородской области от 7 октября 2019 г. №424-пп. Кандидатура ФИО1 для назначения на данную должность не была согласована по причине его несоответствия квалификационным требованиям, в связи с чем занимать должность директора он не может, с 27 июля 2021 г. он является временно исполняющим обязанности директора, что оговорено в заключенном с истцом трудовом договоре, с которым ФИО1 на момент его подписания был согласен.

Также в возражениях представителем ФИО3 приведены доводы о том, что в результате неоднократных уточнений исковых требований ФИО1 изменил основания и предмет иска. В данной части суд с доводами представителя не соглашается, поскольку требования истца в любой их редакции фактически направлены на защиту своего права на заключение с ним трудового договора как с директором ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего, а не как с временно исполняющим обязанности директора учреждения.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 17 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 ТК РФ).

Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу части второй статьи 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Одним из обязательных для включения в трудовой договор условий является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 ТК РФ).

Частью первой статьи 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 ТК РФ).

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства следует, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, который заключается в письменной форме. Трудовой договор вступает в силу со дня подписания его работником и работодателем. Определенные сторонами условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме. Обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Как следует из материалов дела, приказом и. о. директора ОКУ «Грайворонское лесничество» от 26 июля 2021 г. №4-лс ФИО1 с 27 июля 2021 г. был принят на должность участкового государственного инспектора леса с заключением с работником трудового договора от 26 июля 2021 г. №2 на неопределенный срок (л. <...>).

27 июля 2021 г. ФИО1 в Управление лесами области подал заявление о согласии на исполнение обязанностей директора ОКУ «Грайворонское лесничество» с 27 июля 2021 г. с освобождением от основных обязанностей участкового государственного инспектора леса (л. д. 64).

Согласно приказу Управления лесами Белгородской области от 27 июля 2021 г. №390 на ФИО1 с даты издания приказа было возложено исполнение обязанностей директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего с отстранением от исполнения должностных обязанностей участкового государственного инспектора леса (л. д. 92-93).

Заключенный с ФИО1 как с исполняющим обязанности директора трудовой договор от 27 июля 2021 г. №10 являлся срочным и в пункте 1.3 предусматривал, что истец приступает к исполнению обязанностей с 27 июля 2021 г. по 27 октября 2021 г. (л. д. 71-81).

В дальнейшем между сторонами трудовых отношений заключались срочные трудовые договоры от 28 октября 2021 г. №11 и от 28 ноября 2021 г. №12, предусматривающие исполнение истцом обязанностей директора с 28 октября 2021 г. по 27 ноября 2021 г. и с 28 ноября 2021 г. по 27 декабря 2021 г. соответственно (л. <...>).

Приказом Министерства природопользования Белгородской области от 4 марта 2022 г. №65 в приказ управления лесами Белгородской области от 27 июля 2021 г. №390 внесли изменения, указав на назначение ФИО1 временно исполняющим обязанности директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего от 27 июля 2021 г. (л. д. 65).

Согласно листу ознакомления, с приказом от 4 марта 2022 г. №65 ФИО1 ознакомлен 11 марта 2022 (л. д. 66).

На основании указанного приказа изменения были внесены и в заключенный с работником трудовой договор от 27 июля 2021 г. №10, где слово «Руководитель» по тексту договора заменили на «временно исполняющий обязанности руководителя», а пункт 1.3 изложили в новой редакции: «Временно исполняющий обязанности руководителя приступает к исполнению обязанностей с 27 июля 2021 г.». Данное внесение изменений в трудовой договор оформлено дополнительным соглашением от 4 марта 2022 г., которое подписано истцом 11 марта 2022 г. без каких-либо замечаний и оговорок (л. д. 68).

Также приказами от 4 марта 2022 г. №18 и №19 отменен приказ ОКУ «Грайворонское лесничество» от 26 июля 2021 г. №4-лс о приеме работника на работу и признан недействительным трудовой договор от 26 июля 2021 г. №2 (л. <...>). С приказами №18 и №19 истец также ознакомлен 11 марта 2022 г.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на основании трудового договора от 27 июля 2021 г. №10 и дополнительного соглашения к нему от 4 марта 2022 г. ФИО1 с 27 июля 2021 г. по настоящее время временно исполняет обязанности директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего.

Оснований для установления судом факта его работы в должности директора учреждения, а не временно исполняющего обязанности по данной должности, а также для возложения на Министерство природопользования Белгородской области обязанности внести изменения в приказы и трудовой договор, не имеется.

Так в судебном заседании не нашел подтверждения факт достижения между ФИО1 и Министерством природопользования Белгородской области соглашения о приеме истца на работу на должность директора, а не временно исполняющего обязанности, приказ о назначении истца на спорную должность работодателем не издавался и трудовой договор о работе истца в этой должности не заключался.

Согласно части 3 статьи 67 ТК РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам.

В части 1 статьи 273 ТК РФ определено, что руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии со статьей 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В случае, когда в соответствии с частью 2 статьи 59 ТК РФ с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (часть 1 статьи 275 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (часть 2 статьи 275 ТК РФ).

Уставом ОКУ «Грайворонское лесничество» предусмотрено, что учредителем учреждения является Белгородская область, а функции и полномочия учредителя осуществляет управление лесами Белгородской области. Возглавляет учреждение директор казенного учреждения – главный лесничий, который назначается на должность и освобождается от должности учредителем по согласованию с департаментом внутренней и кадровой политики области (пункты 1.2, 5.2) (л. д. 135-147).

Порядок согласования назначения на должность руководителя утвержден постановлением Правительства Белгородской области от 7 октября 2019 г. №424-пп «Об утверждении Порядка согласования назначения на должности руководителя, заместителя руководителя государственного учреждения, подведомственных органам исполнительной власти, государственным органам Белгородской области, с Администрацией Губернатора Белгородской области» (далее – Порядок).

Раздел 2 Порядка устанавливает, что для согласования назначения кандидата на должности руководителя, заместителя руководителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия Учредителем в Администрацию представляются документы на кандидата, которые регистрируются в системе электронного документооборота в день поступления.

Управление государственной службы и кадров Администрации в тридцатидневный срок осуществляет:

- проверку комплектности представленных документов и полноты содержащихся в них сведений;

- мероприятия, направленные на сопоставление уровня квалификации представленного на согласование кандидата квалификационным требованиям;

- организацию и проведение оценочных мероприятий кандидатов на должности руководителя, заместителя руководителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, анализ и подготовку рекомендаций по результатам оценочных мероприятий;

- подготовку письма о согласовании/несогласовании кандидата на соответствующую должность.

Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации проводит мероприятия, направленные на выявление возможности возникновения конфликта интересов, и в срок, не превышающий 20 (двадцать) календарных дней с даты регистрации в СЭД сопроводительного письма:

- представляет информацию в управление государственной службы и кадров Администрации посредством размещения в СЭД;

- в случае выявления возможности возникновения конфликта интересов письменно информирует об этом управление государственной службы и кадров Администрации.

По результатам проведенных проверочных мероприятий принимается решение о согласовании или несогласовании кандидата на должность и Управление государственной службы и кадров Администрации осуществляет подготовку соответствующего письма, которое направляется Учредителю.

ФИО1 в судебном заседании пояснил, что до 27 июля 2021 г. в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 7 октября 2019 г. №424-пп, процедуру согласования на должность директора ОКУ «Грайворонское лесничество» - главного лесничего он не проходил, в связи с чем согласиться с доводами истца о том, что с 27 июля 2021 г. он был принят директором учреждения, а не временно исполняющим обязанности, оснований не имеется.

Доводы истца в указанной части также опровергаются его заявлением от 22 марта 2022 г. о назначении на должность директора ОКУ «Грайворнское лесничество», необходимости подачи которого не было в случае его работы в спорной должности.

Документы для согласования кандидатуры ФИО1 на должность директора казенного учреждения также были направлены в Администрацию Губернатора Белгородской области только в марте 2022 г., а поскольку без согласования кандидатуры Управление лесами директора назначить не могло, до согласования своей кандидатуры на желаемую должность ФИО1 занимать ее не мог.

С учетом установленных обстоятельств, а также норм Устава учреждения, должностной инструкции директора и условий заключенного сторонами трудового договора, принимая во внимание, что ФИО1 подписал заключенный с ним трудовой договор от 27 июля 2021 г. №10, согласившись с его условиями, далее подписал дополнительное соглашение об изменении редакции трудового договора и указании в нем на временное исполнение обязанностей директора учреждения, то есть между сторонами трудового договора (работодателем и работником) было достигнуто соглашение об условиях договора, суд считает отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, обоснованность которых подтверждения в судебном заседании не нашла.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1 к Министерству природопользования Белгородской области, Администрации Губернатора Белгородской области о признании незаконным отказа в согласовании для назначения на должность и отказа в назначении на должность, о также о возложении обязанности назначить на должность признать необоснованными, в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Грайворонский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 26 октября 2022 г.

Судья подпись Н. А. Фенько

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2022 г.

Решение27.10.2022