ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-193/2022 от 21.09.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-447/2022

УИД 36OS0000-01-2022-000278-38

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 21 сентября 2022 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Жуковской И.В.,

с участием прокурора Сбитневой Е.А.,

представителя административных истцов по доверенности Киреевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Дмитрия Юрьевича, Мальцева Егора Александровича, Выборных Виталия Николаевича, Золототрубова Ильи Сергеевича, Машнева Павла Сергеевича, Редкокашина Павла Александровича, Плохих Юлии Сергеевны, Штандратюк Степании Филипповны, Плякиной Виктории Юрьевны, Бобрик Вячеслава Владимировича, Диканской Ольги Викторовны, Диканского Андрея Михайловича, Гусевой Марины Ильиничны, Пиндюрина Евгения Михайловича, Руденко Екатерины Сергеевны, Пятакова Олега Юрьевича, Михайлова Максима Сергеевича, Игнатова Юрия Александровича, Будаева Романа Анатольевича, Гончаровой Янины Валентиновны, Щекина Андрея Владимировича, Кулалаева Николая Александровича, Степановой Натальи Евгеньевны, Квачевой Наталии Васильевны, Юдкиной Елены Александровны, Гусевой Юлианы Ильиничны, Еремеева Ивана Павловича, Цапиной Ирины Михайловны, Аристова Андрея Витальевича, Хаустова Игоря Сергеевича, Хаустова Андрея Александровича, Хаустова Сергея Александровича, Паниной Ирины Ивановны, Черных Елены Владимировны, Ткачева Романа Алексеевича, Камыниной Юлии Юрьевны к Совету народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

16.02.2010 решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области № 188 утвержден Генеральный план Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области.

В связи с внесением в Генеральный план Девицкого сельского поселения изменений, о чем свидетельствуют решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района от 26.01.2018 № 108, от 24.12.2021 № 64, в графической части Карт (Схем) плана была обозначена «естественно природно-ландшафтная зона общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности)».

Административные истцы в результате внесения указанных изменений в генеральный план поселения лишены возможности использовать принадлежащие им земельные участки в соответствии с целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства, поэтому оспорили графическую часть Генерального плана Девицкого сельского поселения в части обозначения данной функциональной зоны в кадастровом квартале

В судебное заседание административные истцы – Кузнецов Д.Ю., Мальцев Е.А., Выборных В.Н., Золототрубов И.С., Машнев П.С., Редкокашин П.А., Плохих Ю.С., Штандратюк С.Ф., Плыкина В.Ю., Бобрик В.В., Диканская О.В., Диканский А.М., Гусева М.И., Пиндюрин Е.М., Руденко Е.С., Пятаков О.Ю., Михайлов М.С., Игнатов Ю.А., Будаев Р.А., Гончарова Я.В., Щекин А.В., Кулалаев Н.А., Степанова Н.Е., Квачева Н.В., Юдкина Е.А., Гусева Ю.И., Еремеев И.П., Цапина И.М., Аристов А.В., Хаустов И.С., Хаустов А.А., Хаустов С.А., Панина И.И., Черных Е.В., Ткачев Р.А., Камынина Ю.Ю. не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в материалы дела предоставлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административных истцов по доверенности Киреева В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц – администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, администрации Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. В адресованном суду заявлении представитель заинтересованного лица – администрации Семилукского муниципального района Воронежской области просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.

Согласно частям 3 и 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

В судебном заседании установлено и подтверждено заинтересованными лицами на стороне административного ответчика, что на основании постановления администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 13.02.2013 № 23 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» разрешенное использование земельных участков административных истцов было изменено с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства».

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки административных истцов расположены в кадастровом квартале , относятся к землям населенных пунктов и предназначены для индивидуального жилищного строительства.

Данные участки территориально отнесены к микрорайону «Поречье-3», на что указал в судебном заседании представитель заинтересованного лица – глава Девицкого сельского поселения Сорокин С.В.

Статьей 7 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, внесение изменений в такой план утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 16.02.2020 № 188 был утвержден Генеральный план Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, который действует в редакции решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 12.02.2014 № 192, от 21.05.2015 № 255, от 26.01.2018 № 108, от 24.12.2021 № 64.

В данном случае суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов и по этим основаниям не оспаривается.

Как видно из материалов административного дела, на Схеме зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, зон с особыми условиями использования территории, являющейся приложением к Генеральному плану Девицкого сельского поселения в редакции решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 21.05.2015 № 255, земельные участки административных истцов относятся к функциональной зоне индивидуальной жилой застройки.

На Карте (схеме) Генерального плана с отображением функциональных зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области – приложении к Генеральному плану Девицкого сельского поселения в редакции решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 26.01.2018 № 108 земельные участки административных истцов находятся в функциональной зоне в границах земель населенного пункта – естественные природно-ландшафтные зоны общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности).

На Карте (схеме) Генерального плата – приложении к Генеральному плану Девицкого сельского поселения в редакции решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения от 24.12.2021 № 64 в отношении земельных участков административных истцов данная функциональная зона сохранена.

Подготовка проектов внесения изменений в Генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка генерального плана предусматривает: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; согласование проекта в соответствии с требованиями статьи 25 указанного Кодекса; рассмотрение проекта на публичных слушаниях; принятие решения представительным органом с учетом протокола публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Как следует из материалов административного дела, постановлением главы Девицкого сельского поселения от 24.11.2017 № 100 назначены на 29.12.2017 публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, которые проведены в указанный срок и по их результатам подготовлено заключение.

26.01.2018 Совет народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области решением за № 108 утвердил изменения в Генеральный план Девицкого сельского поселения.

Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).

В силу части 6 указанной статьи оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, также информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту.

Согласно материалам, предлагаемых к обсуждению касаемо изменений Генерального плана сельского поселения, данный документ не содержал сведений об исключении земельных участков административных истцов из функциональной зоны индивидуальной жилой застройки.

Предложений об исключении спорных земельных участков из указанной функциональной зоны на публичных слушаниях не поступало. Как видно из протокола публичных слушаний от 29.12.2017 такой вопрос не возник и в ходе проведения обсуждений на публичных слушаниях.

Вместе с тем, в Генеральный план Девицкого сельского поселения были внесены изменения, которыми изменена функциональная зона земельных участков административных истцов на зону «естественные природно-ландшафтные зоны общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности)», что впоследствии повлекло изменения в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны на зону СХ2 «Зона сельскохозяйственного использования (на землях населенных пунктов)» (решение Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31.05.2012 № 123 в редакции от 12.10.2018 № 144).

Таким образом, вопрос об изменении функциональных зон в отношении земельных участков административных истцов до проведения публичных слушаний до сведений граждан, не доводился, проект таких изменений не публиковался. Граждане, а также организации и органы местного самоуправления в Комиссию не обращались об изменении функциональных зон земельных участков. В заключении о результатах публичных слушаний этот вопрос также не отражен.

Также в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства того, что внесенные решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 24.12.2021 № 64 в Генеральный план изменения не касались функциональной зоны на территории микрорайона «Поречье-3» в кадастровом квартале , на что указывал представитель административного ответчика.

Положениями подпункта «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что в результате указанных действий уполномоченного органа изменение функциональной зоны проведено с нарушением порядка проведения публичных слушаний и, соответственно, с нарушением порядка принятия нормативного акта. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана сельского поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

В данном случае суд считает, что при внесении изменений в Генеральный план Девицкого сельского поселения не были учтены названные положения части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, интересы граждан.

Из объяснений заинтересованных лиц – представителя администрации Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности Щеголевой И.Е. и главы Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области Сорокина С.В. следует, что изменения в оспариваемом нормативном правовом акте зон функционального назначение, а также изменение территориальной зоны в отношении микрорайона «Поречье-3» было обусловлено нахождением данной территории в зоне затопления поверхностными водами, при 1-процентной обеспеченности.

Положениями пункта 1 части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Следовательно, при обеспечении соответствующей инженерной защиты использование таких территорий, в том числе для строительства, возможно. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и глава Девицкого сельского поселения С.В. Сорокин, сославшись на муниципальный контракт <данные изъяты>, заключенный администрацией Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области с Акционерным обществом компания «Стройинвестиция», с целью определения возможности и условий использования территории в границах кадастрового квартала

Следует отразить, что ни водное, ни градостроительное законодательство не предусматривает изъятие из градостроительной деятельности подвергающейся затоплению (подтоплению) территории.

В соответствии с частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, установлено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описания местоположения границ этих зоны, перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 3); зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5).

Как следует из материалов административного дела, границы зон затопления, подтопления на момент внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт не были установлены уполномоченным на то органом и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, в судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Киреева В.А. указала на то, что не все земельные участки, расположенные в кадастровом квартале в микрорайоне «Поречье-3», подпадают в зону затопления паводком 1% обеспеченности.

Также суд не может принять во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что администрация Девицкого сельского поселения неправомочно приняла постановление от 13.12.2013 № 23 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», которое подлежит отмене во исполнение предписания департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 10.03.2022 № 45-11/746, требования прокуратуры Семилукского района о принятии мер по устранению выявленных нарушений градостроительного законодательства, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения, исходя из предмета оспаривания.

В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы стороны административных истцов о том, что оспариваемое градостроительное решение содержит признаки произвольного установления оспариваемой функциональной зоны, что подтверждает факт принятия его в нарушение действующего градостроительного законодательства. Поскольку предметом административного иска является законность положений нормативного правового акта, а не действий органов местного самоуправления, то в данном случае изменение функционального зонирования повлекло нарушение прав административных истцов как собственников земельных участков, поскольку зона – естественные природно-ландшафтные зоны общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности) не предназначена для использования земельного участка под жилую застройку, в то же время планируемое развитие территории микрорайона «Поречье-3» связывалось с индивидуальным жилищным строительством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Генеральный план в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что положения Генерального плана Девицкого сельского поселения в части обозначения зоны «естественные природно-ландшафтные зоны общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности)» в кадастровом квартале применялись ранее, суд считает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в данной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования в части возложения на Совет народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области обязанности исключить из графической части генерального плана обозначение указанной зоны суд находит неподлежащими удовлетворению, поскольку особенности производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а требования к содержанию резолютивной части решения суда – частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями которой не предусмотрено возложение на административного ответчика по итогам рассмотрения административного дела какой-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение месяца после вступления в законную силу подлежит официальному опубликованию.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда графическую часть Генерального плана Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 16.02.2010 № 118, в части обозначения зоны «естественно природно-ландшафтные зоны общего пользования (отсутствие хозяйственной деятельности)» в кадастровом квартале

В остальной части административного иска отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда подлежит официальному опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 30.09.2022.