ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-283/2017 от 14.07.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-533/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» июля 2017 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В.

с участием прокурора Жарковой В.Н.,

а также с участием исполнительного органа административного истца Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс» в лице исполнительного директора ФИО1,

представителя административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности ФИО2,

представителя заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО3,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску ФИО1, Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс» к Воронежской городской Думе о признании нормативного правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

17 мая 2017 года ФИО1 в лице его представителя ФИО4 и Воронежская региональная общественная организация инвалидов «Импульс» в лице его исполнительного директора ФИО1 обратились в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими пункты 3.18 и 3.19 Положения об Управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 года № 908-III «О наделении правами юридического лица Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж», полагая их противоречащими части 16 статьи 48, частям 5, 4.2 и 4.3 статьи 49 ГрК РФ и нарушающими права административных истцов на получение разрешения на строительство без выполнения незаконных требований согласования проектной документации с Управлением главного архитектора.

В настоящем судебном заседании представляющий интересы административного истца Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс» (далее – ВРОО «Импульс») в лице его исполнительного органа ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности ФИО2 просил прекратить производство по настоящему делу, ссылаясь на то, что оспариваемый административными истцами правовой акт не носит нормативного характера и заявленные требования не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО3 поддержала позицию представителя административного ответчика.

Прокурор Жаркова В.Н. посчитала, что заявленный административный иск в части требований ВРОО «Импульс» не подлежит рассмотрению судом, в удовлетворении требований административного истца ФИО1 просила отказать.

Определением суда от 14 июля 2017 года производство по данному административному делу в части административного иска ВРООИ «Импульс» прекращено в связи с отсутствием права на предъявление заявленных требований.

Обсуждая позицию представителя административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности ФИО2 о прекращении производства по настоящему делу ввиду ненормативного характера оспариваемого правового акта суд не усматривает к этому оснований.

Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 908-III управлению главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж присвоен статус юридического лица, а также утверждено Положение об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж, в соответствии с которым определены, в частности, следующие функции Управления:

- обеспечение рассмотрения и согласования архитектурных решений в составе документации, подготовленной для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, их частей, соответствующей градостроительным планам земельных участков, Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронеж, нормативным правовым актам в сфере архитектуры и градостроительства (пункт 3.18).

- обеспечение рассмотрения и согласования проектов малых архитектурных форм, архитектурных решений реконструкции первых этажей зданий, проектов ограждений, а также предложений по художественному оформлению и благоустройству городских территорий, в том числе проектов размещения памятников, памятных знаков, малых архитектурных форм на территории городского округа, утверждение паспортов фасадов зданий (сооружений), осуществление контроля за соблюдением согласованных проектов и предложений (пункт 3.19).

Оспариваемое Положение, наряду с общими положениями об Управлении главного архитектора, его основными задачами, положениями об организации его деятельности и руководству, учету и отчетности, реорганизации и ликвидации Управления, определяет его функции, права и обязанности, которые в силу регулятивного характера закрепленных властных полномочий Управления порождают возникновение встречных прав либо обязанностей для неопределенного круга лиц.

В частности, к числу таких полномочий относятся закреплённые в оспариваемых пунктах 3.18 и 3.19 функции Управления, а также указанные в пункте 3.12 функции по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) на территории городского округа город Воронеж, аннулированию разрешений на установку и эксплуатацию информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) на территории городского округа город Воронеж (включая ведение реестра выданных и аннулированных разрешений).

Пункт 4.1.2 Положения предусматривает права Управления запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж, муниципальных учреждений и предприятий, физических и юридических лиц необходимую информацию.

Пункт 4.1.4 - направлять структурным подразделениям администрации городского округа город Воронеж, муниципальным предприятиям и учреждениям обязательные для исполнения заключения и разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

Решение Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 908-III подписано председателем Воронежской городской Думы, его первоначальный текст опубликован в изданиях "Воронежский курьер", №111, 04.10.2012,"Воронежский курьер", № 136, 04.12.2012 (уточнение), в порядке, предусмотренном для подписания и опубликования нормативных правовых актов Воронежской городской Думы, установленном пунктом 7 статьи 56 и пунктом 11 статьи 55 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I. В настоящее время действует в редакции решений Воронежской городской Думы от 20.02.2013 N 1089-III, от 22.04.2015 N 1781-III, от 08.06.2016 N 243-IV, которые также были опубликованы в порядке, установленном для публикации нормативных-правовых актов.

Изложенное свидетельствует о нормативном характере оспариваемого правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды, заключенного 16 сентября 2015 года ФИО1 с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, им принят в пользование на условиях аренды сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 36:34:0505053:32, находящийся в собственности муниципального образования городского округа город Воронеж, расположенный по адресу: <...>, для использования в целях строительства магазина (л.д. 9-11).

Письмом от 09 февраля 2017 года №7070129 глава городского округа город Воронеж сообщил ФИО1 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «магазин» по адресу: ул. Южно-Моравская, 21в, в связи с тем, что в комплекте проектной документации отсутствует решение о согласовании архитектурно-строительного облика объекта (л.д. 13-14).

Пунктом 1.4 Порядка предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 465-IV, архитектурно-градостроительный облик объекта определяется как совокупность композиционных приемов (взаимосвязанного и последовательного расположения частей и элементов архитектурного объекта) и фасадных решений объекта, определяющих высотные характеристики, материалы фасада, его членение, цветовое решение и стилевые характеристики, отображенные в архитектурном решении.

Принимая во внимание, что в силу названной нормы архитектурно-градостроительный облик объекта отображается в архитектурном решении, следует признать право административного истца ФИО1 на оспаривание пунктов 3.18 и 3.19 Положения об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж, устанавливающих полномочия Управления на обеспечение рассмотрения и согласования архитектурных решений в составе документации, подготовленной для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и их частей.

Разрешая заявленные административным истцом ФИО1 требования по существу, суд не усматривает оснований к их удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 28, пункта 15 части 3 статьи 29, части 2 статьи 45 Устава городского округа город Воронеж городская Дума как представительный орган местного самоуправления городского округа наделена полномочиями по утверждению структуры администрации городского округа; принятию решения о наделении правами юридического лица структурных подразделений администрации городского округа и утверждению положений об этих органах.

Таким образом, оспариваемое положение утверждено компетентным органом.

Установленный частью 3 статьи 31 Устава городского округа город Воронеж кворум для принятия решения соблюден.

Вид и форма, порядок подписания опубликования и вступления в силу принятого нормативного правового акта Воронежской городской Думы соответствуют установленным статьями 55, 56 Устава правилам.

Проверяя соответствие оспариваемых норм содержанию законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд учитывает следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ) отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулирует законодательство о градостроительной деятельности.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 ГРК РФ).

Принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу (часть 4 статьи 3 ГРК РФ).

Согласно части 2, пункту 13 части 12 статьи 48 ГРК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В состав разделов проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются архитектурные решения.

В силу части 16 статьи 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Вместе с тем, как следует из содержания названной правовой нормы, приведенный в ней запрет недопустимо толковать, как полный запрет осуществления согласования частей проектной документации.

В случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, такое согласование является допустимым.

В частности, возможность требования согласования отдельных элементов проектной документации в целях получения разрешения на строительство вытекает из положений части 10 статьи 51 ГрК РФ, в силу которых для получения разрешения на строительство должны быть представлены документы, указанные в частях 7 и 9 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются, в числе других, следующие документы:

2) градостроительный план земельного участка,

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

г) архитектурные решения;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1);

проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (пункт 2);

выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из совокупного анализа приведенных градостроительных норм следует, что представленная для получения разрешения на строительство проектная документация должна соответствовать градостроительному плану земельного участка, и, как следствие - документам территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативам градостроительного проектирования, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, то есть градостроительным регламентам, установленным правилами землепользования и застройки (статьи 57.3, 30, 36, 38 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж утверждены Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II.

Применительно к рассматриваемому случаю предполагаемый к строительству объект и арендуемый ФИО1 земельный участок расположены в территориальной зоне с индексом Ж 7. Статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, устанавливающая характеристики территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентирует, что эта зона выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения.

Введенные данной статьей архитектурно-строительные требования к параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к территориальной зоне с индексом Ж 7 устанавливают, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, выданным уполномоченным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, осуществляющим функции в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории городского округа город Воронеж.

Из раздела 7-I Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II, следует, что уполномоченным органом местного самоуправления по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта является администрация городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты 3.18 и 3.19 Положения об Управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 года № 908-III «О наделении правами юридического лица Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж», устанавливающие полномочия Управления на обеспечение рассмотрения и согласования архитектурных решений (в той части, в какой в архитектурном решении отображается архитектурно-градостроительный облик объекта) в составе документации, подготовленной для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и их частей, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В ходе судебного разбирательства стороны ссылались на положения части 2 и части 3 статьи 6 ГрК РФ, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях (часть 2). Установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в пункте 7.4 части 1 настоящей статьи, обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается (часть 3).

Установленный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346 Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и Правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения вступают в силу 30.09.2017 года.

Поскольку названный нормативно-правовой акт в настоящее время является недействующим, оспариваемые административным истцом нормы не могут ему противоречить.

Более того, по вступлении Перечня в силу предполагается к числу процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, отнести предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (пункт 123 раздела II).

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Воронежской городской Думе о признании недействующими пунктов 3.18 и 3.19 Положения об Управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 года № 908-III «О наделении правами юридического лица Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2017 года.

Председательствующий: В.Е. Ракова