ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 330009-01-2019-000353-17 от 15.07.2019 Камешковского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-301/2019

УИД №33RS0009-01-2019-000353-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2019 года г. Камешково

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при секретаре Галкиной Е.А.,

с участием прокурора Перфиловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково дело по административному исковому заявлению прокурора Камешковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Камешковского района, МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности проведения мероприятий по устранению нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Камешковского района, МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа», в котором просил:

признать незаконным бездействие администрации Камешковского района, выразившееся в невыделении денежных средств МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» для оборудования здания школы вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

признать незаконным бездействие МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в необорудовании здания школы вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

обязать администрацию Камешковского района выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

обязать МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Мирный, ул. Школьная, д. 8, вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа», в результате которой было установлено отсутствие на здании школы вывески с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. 30.04.2019 прокурором в адрес директора школы было внесено представление с требованием об устранении указанных нарушений. Из ответа директора образовательного учреждения на представление следует, что приобретение вывески запланировано на 2020 год и при наличии финансирования. Администрацией района как учредителем МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» должных мер по обеспечению соблюдения законодательства о защите инвалидов в указанной части не принято, данные работы не профинансированы.

Прокурор Перфилова А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Не возражала против предоставления отсрочки исполнения судебного решения на срок, предложенный представителем администрации Камешковского района.

Представители административных ответчиков - администрации Камешковского района Владимирской области и МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» по вызову суда не прибыли, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных суду отзывах признали заявленные требования в полном объеме, в то же время представитель администрации района в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения просил об установлении срока исполнения требуемых прокурором мероприятий до 01.07.2020 с учетом возможностей бюджета района.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, и распространяются в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальная защита инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Камешковского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» в нарушение требований действующего законодательства отсутствует вывеска с названием образовательной организации, графиком работы организации, а так же план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» не оспаривает факт отсутствия указанной выше вывески, о чем свидетельствует ответ директора школы Манаевой Ю.А. от 27.05.2019 на представление прокурора, из которого следует, что плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2019 год денежные средства на оборудование вывески не заложены. Денежные средства для устранения выявленного нарушения будут запланированы на 2020 год. Кроме того, в материалах дела имеется заявление директора образовательного учреждения Манаевой Ю.А. от 15.07.2019 о признании административных исковых требований прокурора.

С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что поскольку здание школы является объектом социальной инфраструктуры, административными ответчиками должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Согласно п. 5 ст. 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 1.5 Устава МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» учредителем названного образовательного учреждения является муниципальное образование Камешковский район.

Поскольку МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Камешковского района Владимирской области.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В данном случае требования прокурора заявлены в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку невозможно конкретизировать всех граждан, чьи интересы могут быть затронуты.

Суд соглашается с мнением прокурора о том, что выявленные в ходе проверки нарушения ограничивают права неопределенного круга лиц, а именно слабовидящих инвалидов.

Осуществление указанных прокурором мероприятий в целях защиты неопределенного круга лиц суд признает обязательными.

При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Камешковского района и МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в непринятии мер по оборудованию названного образовательного учреждения вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В этой связи суд возлагает обязанность на администрацию Камешковского района выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В свою очередь на само образовательное учреждение возлагается обязанность выполнения указанного мероприятия по мере поступления соответствующего финансирования.

Принимая во внимание тот факт, что ответчик является муниципальной бюджетной организацией, финансирование деятельности которой осуществляется за счет средств бюджета района, а также мнение сторон о сроке исполнения настоящего решения, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, считает возможным удовлетворить ходатайство представителя административного ответчика об отсрочке исполнения судебного решения и установить срок для его исполнения до 01 июля 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.179, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Камешковского района, МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания указанного образовательного учреждения вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Обязать администрацию Камешковского района в срок до 01.07.2020 выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Обязать МОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа» незамедлительно после получения соответствующего финансирования оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Мирный, ул. Школьная, д. 8, вывеской с названием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.

Председательствующий Н.А. Варламов

Справка. Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2019.