ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340006-01-2020-005896-28 от 17.03.2021 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Производство № 2а-506/2021

УИД № 34RS0006-01-2020-005896-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 17 марта 2021 г.

Советский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Пустовой А.Г.,

при секретаре судебного заседания Дербенько Т.Ю.,

с участием:

представителя административного истца ТСН «ТСЖ «Прибрежное» ФИО1,

представителя административного истца ТСН «ТСЖ «Прибрежное» Нам Р.Э.,

представителя административного истца ФИО2 ФИО3,

представителя административного ответчика администрации Советского района г. Волгограда и заинтересованного лица администрации Волгограда ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТСН «ТСЖ «Прибрежное», ФИО2, ФИО5 к администрации Советского района г. Волгограда о признании незаконным распоряжения

установил:

ТСЖ «ТСН «Прибрежное» обратилось в суд с иском к администрации Советского района г. Волгограда об оспаривании распоряжения о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, мотивировав требования тем, что 29 сентября 2020 года администрацией Советского района г. Волгограда, было вынесено распоряжение номер-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта в виде забора из бетонных плит, ориентировочной протяжённостью 906 п.м., расположенного на прибрежной территории реки Волги, южнее микрорайона 201.

Указывает, что распоряжение является незаконным, поскольку дата постановлением администрации Волгограда номер, застройщику ЗАО «КБВ» был предоставлен земельный участок площадью 48800 кв.м, для строительства комплекса малоэтажной жилой застройки на прибрежной территории адрес, южнее мкр. 201 в адрес (6-31 -42).

Между дольщиками малоэтажной застройки, в том числе и ТСЖ «Прибрежное» с одной стороны и ЗАО «КБВ» с другой стороны были заключены договоры подряда о совместном строительстве поселка индивидуальной застройки, согласно условиям которого, ЗАО «КБВ» за счет дольщиков произвело изготовление проектной документации, подготовку и организацию строительной площадки, благоустройство, строительство инженерных сетей, коммуникаций и дорог, в том числе к дому дольщика, ограждение всего поселка.

дата постановлением администрации адрес право аренды земельного участка площадью 48800 кв.м, для строительства комплекса малоэтажной жилой застройки на прибрежной территории адрес, южнее мкр. 201 в адрес (6-31 -42) переоформлено на НП «Приусадебное хозяйство «Прибрежное».

В настоящее время собственниками земельных участков, расположенных на территории указанного земельного участка создано ТСН «ТСЖ «Прибрежное».

На данной территории возведено ограждение в виде бетонного забора.

Полагает, что установление ограждения в пределах территории, имеющей единую границу и инфраструктуру, собственниками земельных участков, расположенных на них жилых домов является законным и не противоречит действующему законодательству.

Также отмечает, что на самом ограждении более 20 лет расположен газопровод среднего давления, установленный в соответствии с проектной документацией.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит признать незаконным распоряжение администрации адресномер-р от дата.

С аналогичными исками в Советский районный суд адрес обратились собственники земельных участком, входящих в ТСН «ТСЖ «Прибрежное» Ф.И.О.2, Ф.И.О.5

Определениями суда от дата гражданские дела по иску ТСН «ТСЖ «Прибрежное» к администрации адрес об оспаривании распоряжения, по административному иску Ф.И.О.1 к администрации адрес об оспаривании распоряжения, по административному иску Ф.И.О.2 к администрации адрес об оспаривании распоряжения объединены в одно производство.

Представители административного истца ТСН «ТСЖ «Прибрежное» ФИО1, Нам Р.Э., заявленные требования поддержали по указанным в административном иске основаниям.

Представитель административного истца ФИО2 ФИО3 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Советского района г. Волгограда ФИО4 административный иск не признал, просила в удовлетворении отказать.

Административные истцы Воронин Воронин В.М., ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям..

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу положений указанного Федерального закона органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской, Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Постановлением администрации Волгограда от датаномер утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.

Порядок демонтажа регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.

Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.

Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.

В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.

Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.

В силу ст. 28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

После утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.( ст. 29 Земельного кодекса РСФСР).

Земельный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от дата N 137-ФЗ, которым введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что дата постановлением администрации адресномер было предварительно согласовано ЗАО «Кадастровое бюро Волгограда» место размещения объекта и разрешено проведение проектно-изыскательских работ для малоэтажной застройки на земельном участке ориентировочной площадью 67 160 кв.м, на прибрежной территории адрес, южнее мкр. 201 в адрес (отвод номер, кадастровый номер) земельного участка.

дата постановлением администрации Волгограда номер ЗАО «КБВ» был предоставлен земельный участок площадью 48800 кв.м, для строительства комплекса малоэтажной жилой застройки на прибрежной территории адрес, южнее мкр. 201 в адрес (6-31 -42)

Между дольщиками малоэтажной застройки, в том числе и ТСЖ «Прибрежное» с одной стороны и ЗАО «КБВ» с другой стороны были заключены договоры подряда о совместном строительстве поселка индивидуальной застройки.

Согласно п. 1.2 договора застройщик обязуется собственными и с привлеченными силами (подрядными организациями) выполнить следующую работу: изготовление проектно-сметной документации по строительству поселка индивидуальной жилой застройки, сбор технических условий, обеспечить её приемку и утверждение; подготовку и организацию строительной площадки, благоустройство, строительство инженерных сетей, коммуникаций и дорог, в том числе к земельному участку дольщика; произвести ограждение всего поселка и земельного участка дольщиков по образцам, согласованным инициативной группой из числа дольщиков

дата постановлением администрации адрес право аренды земельного участка площадью 48800 кв.м, для строительства комплекса малоэтажной жилой застройки на прибрежной территории адрес, южнее мкр. 201 в адрес (6-31 -42) переоформлено на НП «Приусадебное хозяйство «Прибрежное».

В настоящее время собственниками земельных участков, расположенных на данной территории создано ТСН «ТСЖ «Прибрежное».

На указанном земельном участке имеется ограждение в виде бетонного забора общей протяженностью 906.0 п.м.

Распоряжением администрации адрес Волгограда от датаномер-р собственнику самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на прибрежной территории реки Волга, южнее микрорайона 201 в адрес Волгограда указано на необходимость осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии.

Принимая распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, администрация адрес ссылалась на то, что спорный объект в виде ограждения (бетонного забора) расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на указанном нестационарном объекте (бетонном заборе) с момента введения в эксплуатацию жилых домов, то есть более двадцати лет, расположен газопровод среднего давления в соответствии с проектной документацией.

Посредством указанной газопроводной сети обеспечивается поставка газа в жилые дома ТСН «ТСЖ «Прибрежное».

Принимая во внимание, что земельный участок был предоставлен администрацией адрес в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством о земле, учитывая то обстоятельство, что демонтаж ограждения невозможен без ущерба конструкции газопровода, размещенной на нем, и учитывая, что исполнение распоряжения в установленный пятидневный срок при закрепленной на спорном нестационарном объекте системы газопровода среднего давления, переустройство которой с целью обеспечения членов ТСН «ТСЖ «Прибрежное» газом, потребует значительного времени для специальных проектно-технических и монтажных работ, невозможно, суд полагает, что распоряжение от дата за номер-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта нельзя признать законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ТСН «ТСЖ «Прибрежное», ФИО2, ФИО5 к Администрации Советского района г. Волгограда о признании незаконным распоряжения администрации Советского района г.Волгограда, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г. Волгограда № 01-04/256-р от 29.09.2020.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.Г. Пустовая