ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340007-01-2023-002149-12 от 31.07.2023 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1815/2023

УИД № 34RS0007-01-2023-002149-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года г. Волгоград

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Коцубняка А.Е.

при секретаре Беркетовой Е.О.,

с участием представителя административного истца – Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» о ликвидации юридического лица.

В обосновании исковых требований указано, что 29 мая 2023 года в Инспекцию в соответствии с требованиями ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации поступил протокол № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного АДРЕС ИЗЪЯТ по ул. ФИО4 в АДРЕС ИЗЪЯТ от 21 мая 2023 года, согласно которому собственниками помещений принято решение, в том числе, о выборе способа управления указанным многоквартирным домом ТСН (ЖИЛЬЯ) «ФИО4-1». Согласно указанного протокола кворум составил 51,8% от общего количества голосов 11 880,17 кв.м., указанный протокол подписан председателем общего собрания ФИО1, секретарем общего собрания ФИО5

26 мая 2023 года в Инспекцию поступило уведомление о начале осуществления деятельности ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» по управлению многоквартирным домом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. ФИО4 в АДРЕС ИЗЪЯТ и заявление о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области.

Согласно заключению от 08 июня 2023 года, составленному по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем были установлены нарушения требований Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», в том числе выявлены признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном АДРЕС ИЗЪЯТ по ул. ФИО4АДРЕС ИЗЪЯТ, выразившиеся в отсутствии кворума при принятии данного решения.

Кроме того, согласно части 1.1. статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, однако в нарушение вышеуказанных требований, протокол о создании ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» подписан только председателем и секретарем общего собрания.

Поскольку правовых оснований для создания товарищества в целях управления указанным домом не возникло, административный истец просит суд ликвидировать ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1»; назначить ликвидатором председателя правления ФИО1 и обязать ее осуществить действия по государственной регистрации ликвидации ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1».

Представитель административного истца – Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик ТСН (жилья) «Н.В. Флотилии-1» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

На основании статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

В силу статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Согласно подпункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии со статьей 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В силу положений частью 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в частности:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Согласно Положению об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденному Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 25.08.2014 N 478-п Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Волгоградской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 мая 2023 года в Инспекцию в соответствии с требованиями статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации поступил протокол № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного АДРЕС ИЗЪЯТ по ул. ФИО4 в АДРЕС ИЗЪЯТ от 21 мая 2023 года, согласно которому собственниками помещений принято решение, в том числе, о выборе способа управления указанным многоквартирным домом ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1». Согласно указанного протокола кворум составил 51,8% от общего количества голосов11 880,17 кв.м., указанный протокол подписан председателем общего собрания ФИО1, секретарем общего собрания ФИО5

26 мая 2023 года в Инспекцию поступило уведомление о начале осуществления деятельности ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» по управлению многоквартирным домом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. ФИО4 в АДРЕС ИЗЪЯТ и заявление о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области.

30 и 31 мая 2023 года в Инспекцию обратились собственники кв.АДРЕС ИЗЪЯТ указанного многоквартирного дома с заявлениями, из которых следует, что в общем собрании собственников помещений, оформленного протоколом от 21 мая 2023 года они участие не принимали и решения собственников по вопросам повестки дня не подписывали. Общая площадь помещений, принадлежащая вышеуказанным собственникам, составляет 195,35 кв.м.

При перерасчете кворума без учета голосов от вышеуказанных собственников выявлено отсутствие кворума, а именно: количество собственников, принявших участие в голосовании составляет 5 788,13 голосов от общей площади 11 880,17, что составляет 48,72 % (1 голос = 1 кв.м.).

Таким образом, поскольку в голосовании приняли участие собственники помещений в указанном доме, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, общее собрание было не правомочно (не имело) кворум) принимать решения.

Согласно заключению от 08 июня 2023 года, составленному по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем были установлены нарушения требований Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», в том числе выявлены признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном АДРЕС ИЗЪЯТ по ул. ФИО4АДРЕС ИЗЪЯТ, выразившиеся в отсутствии кворума при принятии данного решения.

Кроме того, согласно части 1.1. статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, однако в нарушение вышеуказанных требований, протокол о создании ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1»подписан только председателем и секретарем общего собрания.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Разрешая заявленные требования, суд, исследовав и оценив доказательства, в их совокупности по правилам статей 59, 64, 70, 84, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая вышеперечисленные нормы права, исходя из отсутствия необходимого кворума при принятии решения о создании ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1», а также отсутствие подписей всех проголосовавших за принятие такого решения в протоколе № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном АДРЕС ИЗЪЯТ по ул. ФИО4АДРЕС ИЗЪЯТ, проводимого в форме очно-заочного голосования 21 мая 2023 года, приходит к выводу о наличий оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» о ликвидации юридического лица - удовлетворить.

Ликвидировать ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1», ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ.

Назначить ликвидатором ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» председателя правления ФИО1.

Обязать ликвидатора ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1» ФИО1 осуществить действия по государственной регистрации ликвидации ТСН (ЖИЛЬЯ) «Н.В. Флотилии-1».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 07 августа 2023 года.

Судья А.Е. Коцубняк