ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340027-01-2020-000607-38 от 20.04.2020 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

Дело (УИД) №34RS0027-01-2020-000607-38

Дело № 2а – 595/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2020 года город Михайловка

Волгоградской области

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Денисовой Л.П.,

при секретаре Бахолдиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании решения незаконным, понуждении к согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования,

УСТАНОВИЛ:

Общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» (далее ОУПО «ДПО Огнеборец») обратилось в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее ГУ МЧС России по Волгоградской области) о признании решения незаконным, понуждении к согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования, указав в обосновании своих заявленных требований, что ОУПО «ДПО Огнеборец» Дата было подано заявление в ГУ МЧС России по Волгоградской области о согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирования (далее «ПАСФ») в ОУПО «ДПО Огнеборец».

Дата ОУПО «ДПО Огнеборец» был получен ответ, согласно, которому заявителю было отказано в создании «ПАСФ».

С данным отказом ОУПО «ДПО Огнеборец» не согласно, поскольку данное общество зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции Волгоградской области, запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

ОУПО «ДПО Огнеборец» в своей деятельности преследует общественно значимые цели и задачи по осуществлению профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим, участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Учреждение имеет во владении необходимые материально-технические ресурсы для реализации возложенных задач, укомплектовано спецперсоналом, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в сфере тушения пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим. Весь аварийно-спасательный персонал застрахован от несчастных случаев в установленном законом порядке.

В целях исполнения возложенных задач учреждение в установленном законом порядке прошло процедуру лицензирования в территориальном органе федерального органа исполнительной власти – Главном управлении МЧС России по Волгоградской области, в подтверждение чего учреждению выдана лицензия Номер от Дата на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарной охраной признаётся совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Исходя из перечисленного, «Общественное учреждение пожарной охраны» фактически является одним из подразделений пожарной охраны; коль скоро учреждение действует на территории Российской Федерации, то и в своей деятельности учреждение обязано руководствоваться действующими законами, а указанным выше актом на все, без исключения, виды пожарной охраны возложены такие задачи, среди которых организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, и каких-либо исключений из данной нормы законодателем не предусмотрено.

Деятельность ОУПО «ДПО Огнеборец» не подменяет, не заменяет, ни коем иным образом не нивелирует деятельность иных видов пожарной охраны, а призвано обеспечить достижение общих целей в сфере обеспечения пожарной безопасности, более того, как указано в ст. 4 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод, что ОУПО «ДПО Огнеборец» образовано в соответствии в требованием законодательства РФ в сфере пожарной безопасности, является субъектом пожарной охраны, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности имеет лицензию на тушение пожаров. Однако, для исполнения задач, возложенных на пожарную охрану Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», таких как тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ требуется согласование с ГУ МЧС России по Волгоградской области на создание профессионального аварийно-спасательного формирования.

В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Таким образом, на законодательном уровне установлена необходимость выполнения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными формированиями. Как видно из уставных направлений деятельности ОУПО «ДПО Огнеборец», положений Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», учреждение создано во исполнение требований законодательства в сфере пожарной безопасности и призвано наряду с иными подразделениями пожарной охраны осуществлять, в том числе тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ -основополагающую задачу пожарной охраны.

Как видно из текста уведомления об отказе согласования создания профессионального аварийно-спасательного формирования в ОУПО «ДПО Огнеборец» от Дата ГУ МЧС России по Волгоградской области, оно необоснованно, в нарушении Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отказано в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», что свидетельствует о прямом нарушении закона.

Административный истец просит суд признать незаконным решение ГУ МЧС России по Волгоградской области об отказе в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», отменить его и обязать административного ответчика согласовать создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец».

Административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствии. Каких-либо возражений на административное исковое заявление от представителя административного ответчика в суд не поступало.

Суд, учитывая вышеуказанные обстоятельства, считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствии сторон.

Проверив материалы дела, суд пришёл к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 692 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст.1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Пожарной охраной признаётся совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на нах аварийно-спасательных работ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Судом установлено, что Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании в отношении ОУПО «ДПО Огнеборец» принято Дата Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от Дата (л.д.21).

ОУПО «ДПО Огнеборец» включено в Единый государственный реестр юридических лиц Дата основным видом деятельности является деятельность по обеспечению безопасности и чрезвычайных ситуациях; деятельность по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, что подтверждается копией выписки из ЕГР юридических лиц ОГРН Номер (учетный Номер (л.д.22-27).

Согласно свидетельству о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения ОУПО «ДПО Огнеборец» поставлено на учёт в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации Дата в Михайловской инспекции Федеральной налоговой службы Номер по Адрес с присвоением ИНН Номер, КПП Номер (л.д.20).

Свою деятельность ОУПО «ДПО Огнеборец» осуществляет на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя от Дата, и принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.6-19).

Согласно п.2.2 Устава ОУПО «ДПО Огнеборец» основными задачами Учреждения являются: осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим, участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (л.д.8).

Приказом Генерального директора ОУПО «ДПО Огнеборец» Номер от Дата создано аварийно-спасательное формирование (сокращенное АСФ) в соответствии с требованиями Федеральных Законов от ДатаНомер (с изм. и допол.) «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, от ДатаНомер- ФЗ (с измен. и допол.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от ДатаНомер (с изм. и допол.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасителей», от ФИО1 изм. и допол.) «О гражданской обороне» (л.д.4).

В целях исполнения возложенных задач учреждение в установленном законом порядке прошло процедуру лицензирования в территориальном органе федерального органа исполнительной власти – Главном управлении МЧС России по Волгоградской области, в подтверждение чего учреждению выдана лицензия Номер от Дата на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, что подтверждено выпиской из ЕГР юридических лиц ОГРН Номер (учетный Номер) (л.д.24 п.п.50-52).

ОУПО «ДПО Огнеборец» в своей деятельности преследует общественно значимые цели и задачи по осуществлению профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим, участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Согласно ст.4 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ОУПО «ДПО Огнеборец» является одним из видов подразделения пожарной охраны, которое создано во исполнение требований законодательства в сфере пожарной безопасности и призвано наряду с иными подразделениями пожарной охраны осуществлять, в том числе тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, что является основополагающей задачей пожарной охраны.

В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона № 151-ФЗ (с изм. и допол.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона № 151-ФЗ (с изм. и допол.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Как установлено судом, согласно Уставу Учреждения, который основан на положениях Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», учреждение создано во исполнение требований законодательства в сфере пожарной безопасности и призвано наряду с иными подразделениями пожарной охраны осуществлять, в том числе тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Согласно действующему законодательству для осуществления некоторых видов деятельности в области пожарной безопасности, в том числе аварийно-спасательных работ, предусмотрено создание профессиональных аварийно-спасательных служб.

ОУПО «ДПО Огнеборец», в соответствии с видом своей деятельности и положениями Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обратилось в ГУ МЧС России по Адрес с заявлением о согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирование в ОУПО «ДПО Огнеборец».

Дата ГУ МЧС России по Адрес приняло решение, которым было отказано в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, что подтверждается копией уведомления Номер от Дата (л.д.5).

Однако, анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что отказом в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», ГУ МЧС России по Адрес нарушает законные права административного истца, предусмотренные Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от Дата.(с изм. и допол.) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

На основании статьи 1 ФЗ N 69-ФЗ пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения, возложенных на них аварийно-спасательных работ; ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В соответствии со статьей 2 ФЗ N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу положений статьи 4 ФЗ N 69-ФЗ пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

Статьей 13 ФЗ N 69-ФЗ предусмотрено, что добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом регулирования Федерального закона "О добровольной пожарной охране" N 100-ФЗ от Дата (с измен. и допол.) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статьей 2 ФЗ N 100-ФЗ определено, что добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Учитывая те обстоятельства, что учреждение в установленном законом порядке прошло процедуру лицензирования в территориальном органе федерального органа исполнительной власти – Главном управлении МЧС России по Адрес, в подтверждение чего выдана лицензия Номер от Дата на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, что предусматривает и возможность проведения аварийно-спасательных работ, а также те обстоятельства, что учреждение имеет во владении необходимые материально-технические ресурсы для реализации возложенных задач, укомплектовано спецперсоналом, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в сфере тушения пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим и весь аварийно-спасательный персонал застрахован от несчастных случаев в установленном законом порядке, отказ в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в ОУПО «ДПО Огнеборец», не может быть признан законным.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования, исходя из того, что административным ответчиком были нарушены права административного истца.

На административного ответчика должна быть возложена обязанность согласования создания ПАСФ в ОУПО «ДПО Огнеборец».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Адрес о признании решения незаконным, понуждении к согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования, удовлетворить.

Признать решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Адрес от Дата об отказе в государственной услуги по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец», незаконным.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Адрес предоставить Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» государственную услугу по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец»

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.П.Денисова

решение в окончательной форме

изготовлено Дата