ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340039-01-2020-000436-12 от 10.09.2020 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-238/2020

УИД № 34RS0039-01-2020-000436-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Старая Полтавка 10 сентября 2020 года

Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Строгановой С.И.,

при секретаре судебного заседания Михайловой О.Е.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

представителя административного истца, действующего на основании доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика - администрации Старополтавского муниципального района, действующего на основании доверенности ФИО3,

заинтересованных лиц: старшего помощника прокурора Старополтавского района Решетова М.С.,

заместителя главы администрации Старополтавского сельского поселения ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело по административному исковому заявлению административного истца местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2372 <адрес> регионального духовного управления мусульман Волгоградской области при центральном духовном управлении мусульман России к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления об отмене разрешения на строительство,

у с т а н о в и л:

административный истец - местная мусульманская религиозная организация «Махалля» № 2372 <адрес> регионального духовного управления мусульман Волгоградской области при центральном духовном управлении мусульман обратился в суд с иском к административному ответчику - администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления об отмене разрешения на строительство.

В обоснование административного иска административным истцом указано, что постановлением главы администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 29.05.2020 № 453 было отменено разрешение на строительство от 08.12.2017 № RU34529309-58-2017, выданного администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

Обжалуемое постановление не мотивировано и не содержит законных оснований для отмены разрешения на строительство.

Основания для выдачи разрешения на строительство, регламентированы ст.ст. 51, 55 «Градостроительного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ и все соответствующие условия административным истцом были соблюдены.

Предпринятыми мерами, примирения и отмену обжалуемых решений, в результате переговоров достигнуть не удалось.

Просит признать незаконным постановление главы администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 29.05.2020 № 453 об отмене разрешения на строительство от 08.12.2017 № RU34529309-58-2017.

Представитель административного истца - руководитель местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2372 <адрес>, имам хатыб ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что администрация имеет право отменять свои решения. Но при отмене разрешения на строительство необходимо было направить мотивированный отказ. Постановление администрации содержит ссылку на нарушения, выявленные прокуратурой. Это лишает права истца на дальнейшие действия. По некоторым нарушениям можно было внести изменения, а не отменять разрешение на строительство.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что в 2016 году ФИО5 обратился за разрешением на строительство мечети. Данный документ был выдан в 2017 году. Однако в 2020 году, в результате прокурорской проверки были выявлены нарушения, факты были проверены, сверены с документацией. Факты нарушений подтвердились. Было вынесено постановление об отмене разрешения на строительство, так как иным образом данные нарушения нельзя устранить.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Старополтавского сельского поселения ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседание считал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицо - старший помощник прокурора Старополтавского района Решетов М.Ю. в судебном заседании полагал возможным отказать в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении спорного постановления администрация района действовала в рамках закона. Прокурор вынес в адрес администрации представление о нарушениях, выявленных при строительстве мечети, администрация отреагировала на данное представление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства определен ст. 39 ГрК РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании заявления ФИО5 - руководителя местной мусульманская религиозная организация «Махалля» № 2372 <адрес> от 11.10.2016 был предоставлен земельный участок с целью строительства объекта, связанного с отправлением культа - мечети.

Правообладателем данного земельного участка является - религиозная организация региональное духовное управление мусульман Волгоградской области при Центральном духовном управлении мусульман России на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 30.07.2015, заключенным с администрацией Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

На основании заявления ФИО5 от 01.12.2017 о выдаче разрешения на строительство, администрацией района выдано соответствующее разрешение на строительство № RU34529309-58-2017 от 08.12.2017.

05.04.2020 прокурором района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере градостроительной деятельности в администрации Старополтавского муниципального района.

Проверкой установлено, что градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении форм градостроительного плана земельного участка» (действующего на момент выдачи ГПЗУ), нарушена процедура публичных слушаний при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Кроме того, выявлены факты нарушения ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

15.04.2020 прокурором в адрес администрации Старополтавского муниципального района было вынесено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий их способствующих.

При рассмотрении вышеуказанного представления прокуратуры Старополтавского района, указанные нарушения нашли свое подтверждение.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка (действующего на момент выдачи ГПЗУ). В Градостроительном плане земельного участка не указаны реквизиты нормативного правового акта, которым он утвержден, в нем не указаны реквизиты органа местного самоуправления, которым утверждены правила землепользования и застройки Старополтавского сельского поселения.

Указанные в ГПЗУ виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют видам разрешенного использования, установленной для территориальной зоны (Р-2 – зона защитных насаждений), в котором он расположен.

В силу ч. 1 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - решение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2).

Согласно ч. 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ участниками публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Согласно ч. 12 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ участники публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения.

Участники публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

Положение о порядке организации и проведении публичных слушаний в Старополтавском муниципальном районе утверждено решением Старополтавской районной Думы от 20 ноября 2006 г. за № 13/124.

В судебном заседании установлено, что протоколе публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования по <адрес> для строительства здания религиозного значения - мечети от 11.10.2016, не содержится сведений о присутствующих членах комиссии, что не позволяет оценить легитимность ее состава при вынесении.

В нарушении положений ч.2 ст. 39 ГрК РФ (в редакции 13.07.2015) и п.2.8 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Старополтавском муниципальном районе, утвержденного решением районной Думы от 20.11.06 № 13/124 при назначении публичных слушаний по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, проект муниципального правового акта, выносимый на публичные слушания, не был опубликован в районной газете «Ударник».

Согласно ч.8 ст.39 Градостроительного кодекса РФ, на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

В суде установлено, что рекомендация комиссией по правам землепользования и застройки района не оформлялась и в адрес главы администрации не направлялась.

Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Материалами дела установлено, что предусмотренная проектом кровля мечети должна быть двухскатная, а здание должно иметь форму тетраэдра. При осмотре конструкции было установлено, что она имеет прямоугольную форму, а кровля объекта строительства является четырехскатной.

Кроме того вопреки требованиям ст.35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарных строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия» и п.6.2.2 СНиП 12-03 «Безопасность труда в строительстве», ГОСТ, «Технические допуски, при строительства здания не обеспечиваются требования об отсутствии возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан, поскольку на объекте строительства отсутствуют защитно-охранные ограждения, ворота для подъезда строительных и других машин, калитки для прохода людей, при этом строительная площадка не обозначена знаками безопасности и надписями в соответствии с положениями ГОСТ Р 12.4.026 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».

Данное обстоятельство в судебном заседании нашло свое подтверждении в информации, представленной главой Старополтавского сельского поселения, а также в рекомендательном письме об устранении нарушений законодательства, направленным в адрес ФИО1

29 мая 2020 года постановлением администрации Старополтавского муниципального района за № 448 было отменено постановление администрации от 13.10.2016 за № 482 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

29.05.2020 за № 453 администрацией Старополтавского района было вынесено постановление об отмене разрешения на строительство от 08.12.2017 № RU34529309-58-2017.

Характер, выявленных нарушений не позволяет устранить их без отмены разрешения на строительство, так как указанные нарушения подтверждают факт неправомочной выдачи разрешения на строительство, предусмотренные чч. 7, 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, нарушения требований закона при оформлении градостроительного плана, не соответствие вида использования земельного участка, нарушение порядка и организации проведения публичных слушаний, нарушения лицом, осуществляющим строительство, положений ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ исходит из того, что при выдачи разрешения на строительство не соблюден порядок организации и проведения публичных слушаний, предусмотренный требованиями действующего градостроительного законодательства и нормативными муниципальными правовыми актами, считает, что постановление об отмене разрешения на строительство от 08.12.2017 № RU34529309-58-2017 является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления административного истца местной мусульманской религиозной организации «Махалля» № 2372 <адрес> регионального духовного управления мусульман Волгоградской области при центральном духовном управлении мусульман России к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления от 29.05.2020 № 453 об отмене разрешения на строительство от 08.12.2017 № RU34529309-58-2017, отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с 14 сентября 2020 года.

Судья С.И. Строганова