Судебное производство № 2-4328/2022
Дело № 35RS0010-01-2022-005723-51
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
26 апреля 2022 года город Вологда
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Зайцевой А.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Михайловым Е.Е., с участием представителя истца – Оленевой А.Н., представителя ответчика Управление образования Администрации города Вологды – Мосиной Л.В., представителя ответчика МДОУ "Детский сад №81 "Непоседы" – Шабловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры города Вологды к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад № 81 "Непоседы", Управлению образования Администрации города Вологды, Городскому округу города Вологды о возложении обязанности,
установил:
прокуратура города Вологды обратилась в суд к ответчикам, мотивируя требования о возложении обязанности тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищённости в МДОУ "Детский сад № 81 "Непоседы", расположенном по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а.
В ходе проверки установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняются сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался.
В адрес Управления образования Администрации города Вологды внесено представление об устранении нарушений, которое до сих пор не исполнено. Из ответа на представление следует, что вопрос выделения финансовых средств на организацию охраны в детских садах будет рассмотрен при формировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024.
МДОУ "Детский сад № 81 "Непоседы" относится к объектам 3 категории опасности и является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.
Учредителем учреждения является городской округ Город Вологда, полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация города Вологды, в частности: отраслевыми, функциональными органами Администрации города Вологды в соответствии с их компетенцией: Управлением образования Администрации города Вологды и Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды.
К компетенции образовательного учреждения относится и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения, таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит:
обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 81 "Непоседы" в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, в структурном подразделении, расположенном по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
обязать Городской округ города Вологды в лице Управления образования Администрации города Вологды в срок до 01 августа 2022 года обеспечить финансирование муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 81 "Непоседы", расположенного по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, для создания безопасных условий обучения в структурном подразделении, расположенном по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании прокурор Оленева А.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика МДОУ "Детский сад №81 "Непоседы" сочла обоснованными исковые требования, пояснив, что учреждение не располагает средствами обеспечить охранные мероприятия..
В судебном заседании представитель ответчика Управление образования Администрации города Вологды иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, так как в приоритетном порядке обеспечивается финансирование заработной платы; вопрос о выделении финансовых средств на охрану планируется рассмотреть при формировании бюджета на 2023 год.
В судебное заседание представитель ответчика Городской округ города Вологды не явился, извещались надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Понятие противодействие терроризму определено в части 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Статья 3 указанного закона, определяя основные понятия, указывает, что антитеррористическая защищённость объекта (территории) - состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Из паспорта безопасности следует, что МДОУ "Детский сад № 60 "Родничок" относится к объектам 3 категории опасности и является образовательной организацией и осуществляет, в том числе образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми, а в соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются в том числе мероприятия по:
обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудованию основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
МДОУ "Детский сад №81 "Непоседы" осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования, а также присмотр за детьми, является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений.
Как это предусмотрено частью 1 статьи 126 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Учредителем учреждения является городской округ Город Вологда, полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация города Вологды, а охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Принимая решение в части установления надлежащих ответчиков и определения разумных сроков для исполнения заявленных в иске требований, суд учитывает, что в бюджете города Вологды ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на все муниципальные образовательные организации в виде субсидии, которые доводятся до учреждения на соответствующий финансовый год Управлением образования как главным распорядителем бюджетных средств, который осуществляет планирование денежных средств на подведомственные муниципальные учреждения, таким образом, обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций должна быть возложена на учредителя и собственника имущества учреждения - городской округ города Вологды в лице Управления образования как уполномоченного органа.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокуратуры города Вологды, возлагая при этом на городской округ города Вологды в лице Управления образования Администрации города Вологды обязанность в срок до 01 августа 2022 года обеспечить финансирование учреждения для создания безопасных условий обучения и обязуя МДОУ "Детский сад №81 "Непоседы" до 01 сентября 2022 года реализовать соответствующие мероприятия после обеспечения их финансирования.
Признавая заявленные сроки разумными, суд принимает во внимание статус и возраст лиц, в отношении которых следует разрешить вопрос об обеспечении безопасных условий обучения, а также актуальность данного вопроса в связи со сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией, не исключая при этом возможности разрешения впоследствии вопроса о предоставлении отсрочки исполнения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокуратуры города Вологды удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 81 "Непоседы" обязанность в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, в структурном подразделении, расположенном по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Возложить на Городской округ города Вологды в лице Управления образования Администрации города Вологды обязанность в срок до 01 августа 2022 года обеспечить финансирование муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 81 "Непоседы", расположенного по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, для создания безопасных условий обучения в структурном подразделении, расположенном по адресу: город Вологда, улица Козленская, дом № 125а, в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Вологодский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.В. Зайцева
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года