ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 360004-01-2019-006083-89 от 15.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-320/2020 Строка 3.022

УИД №36RS0004-01-2019-006083-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.01.2020 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.

с участием: представителя административных ответчиков по доверенности ФИО1, административного ответчика ведущего специалиста управы Ленинского района ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО3 к управе Ленинского района городского округа город Воронежа в лице и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 и ведущего специалиста ФИО2, управе Ленинского района городского округа г.Воронежа о признании незаконным акта обследовании жилищно-бытовых условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к управе Ленинского района городского округа город Воронежа в лице и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 и ведущего специалиста ФИО2 о признании незаконным акта обследовании жилищно-бытовых условий.

В исковом заявлении административный истец указывает, что ФИО9 обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с исковым заявлением о лишении ФИО3 родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО10

Управой Ленинского района городского округа г.Воронежа 22.08.2019 г. неправомерно составлен акт №341 обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3, согласно которому, якобы, ФИО3 не создал условий проживания для сына ФИО10 по месту своего жительства и регистрации по адресу: <адрес>.

Акт обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 составлен и подписан ведущим специалистом управы Ленинского района городского округа г.Воронежа ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7

По мнению административного истца, данный акт является незаконным, не подтвержден фактическими обстоятельствами, не содержит относящейся к делу важной информации, составлен с нарушениями требований к данным актам, установленным ФЗ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 №334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2009 №423».

Истец также указывает, что действующее законодательство не требует составления акта жилищно-бытовых условий лица, в отношении которого поставлен вопрос о лишении родительских прав.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит: признать незаконным и необоснованным акт обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 (исх.341 от 22.08.2019), подписанный ведущим специалистом управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7, направленный в Ленинский районный суд г.Воронежа для приобщения к материалам гражданского дела №2-3900/2019; признать незаконными и необоснованными действия ведущего специалиста управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7 по составлению и направлению в Ленинский районный суд г.Воронежа для приобщения к материалам гражданского дела №2-3900/2019 незаконного и необоснованного акта обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 (исх.341 от 22.08.2019); признать незаконным и необоснованным решение ведущего специалиста управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 об отсутствии условий для пребывания несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту регистрации и жительства ФИО3 по адресу: <адрес>; обязать административных ответчиков в течение десяти дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу разрешить вопрос о составлении акта обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена управа Ленинского района городского округа г.Воронежа.

Административный истец, административный ответчик и.о.заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7, заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный ответчик ведущий специалист управы Ленинского района городского округа г.Воронежа ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, указав на их необоснованность.

Представитель административного ответчика и.о.заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 и управы Ленинского района городского округа г.Воронежа по доверенности ФИО1 требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 18.11.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда ему стало известно об обжалуемом решении (акте) №341 от 22.08.2019 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3.5.10 Положения об управе Ленинского района городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 №265, управа района осуществляет переданные государственные полномочия в сфере опеки и попечительства на территории района в соответствии с Законом Воронежской области от 05.12.2007 №151-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеки и попечительству в Воронежской области».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 13.08.2019 года ведущим специалистом отдела опеки и попечительства управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2 было проведено обследование жилищно-бытовых условий ФИО3, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес> на основании поручения Ленинского районного суда г.Воронежа по иску ФИО9 к ФИО3 о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем составлен акт №341 от 22.08.2019 года, подписанный ведущим специалистом ФИО2 и и.о.заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7

В акте указано, что в трехкомнатной квартире общей площадью 58 кв.м., зарегистрированы и фактически проживают: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчик, работает в ООО «Хмельная миля» в должности продавца; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ответчика, пенсионер; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать ответчика, пенсионерка;

ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ответчика, работает в кадастровой палате в должности оценщика.

Квартира расположена на первом этаже девятиэтажного дома, принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доли в праве родителям ФИО3 – ФИО12 и ФИО5

Жилое помещение состоит из 3-х комнат, кухни, санитарного узла, ванной комнаты. В квартире производится ремонт.

На момент посещения указанного адреса дома был ФИО3 и его мать ФИО5 В ходе беседы ФИО3 пояснил, что не является биологическим отцом ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В результате обследования жилищно-бытовых условий ФИО3 установлено, что по адресу <адрес>, условий для пребывания несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеется.

Указанный акт составлен и подписан должностными лицами управы Ленинского района городского округа город Воронеж - ведущим специалистом ФИО2 и и.о.заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7 в рамках полномочий, определенных их должностными инструкциями (л.д.34-38, 41-42).

Судом установлено, что обжалуемый административным истцом акт обследования жилищно-бытовых условий составлен по поручению судьи Ленинского районного суда г.Воронежа Гринберг И.В., данному отделу опеки и попечительства управы Ленинского района городского округа город Воронеж в рамках рассмотрения гражданского дела №2-3900/2019 по иску ФИО9 к ФИО3 о лишении родительских прав, что подтверждается копией протокола судебного заседания от 06 августа 2019 года (л.д.43).

Форма акта обследования жилищно-бытовых условий участников судебного процесса, порученного судом органу опеки и попечительства в рамках рассмотрения дела о лишении родительских прав, не установлена ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в связи с чем, акты обследования жилищно-бытовых условий данной категории излагаются в свободной форме, в связи с чем, каких-либо нарушений действующего законодательства при его подготовке и оформлении со стороны должностных лиц управы района судом не установлено.

Ссылка административного истца на приказ Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 №334 является необоснованной, поскольку указанный приказ не определяет требований к составлению акта обследования жилищно-бытовых условий по поручению суда и утратил силу в связи с изданием Приказа Минпросвещения России от 10.01.2019 №4.

Кроме того, обжалуемый акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный по поручению судьи в рамках рассмотрения гражданского дела №2-3900/2019 по иску ФИО9 к ФИО3 о лишении родительских прав, в силу ст.ст.55,57 ГПК РФ является одним из доказательств по указанному гражданскому делу и подлежит оценки в совокупности с другими доказательствами в соответствии со ст.67 ГПК РФ при вынесении судом решения по делу, что не исключает для административного истца ФИО3 возможность предоставлять суду в рамках рассмотрения гражданского дела со своей стороны любые относимые и допустимые доказательства в опровержение доводов другой стороны по делу - истца ФИО9

При этом, оспариваемый акт обследования жилищно-бытовых условий жизни, подготовленный должностными лицами управы Ленинского района городского округа город Воронеж, сам по себе никак не нарушает прав, свобод или законных интересов административного истца, поскольку не влечет для него никаких негативных последствий, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не содержит властных решений (распоряжений) органа местного самоуправления по отношению к административному истцу.

Таким образом, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 о признании незаконным и необоснованным акт обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 (исх.341 от 22.08.2019), подписанный ведущим специалистом управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителем руководителя управы района ФИО7, направленный в Ленинский районный суд г.Воронежа для приобщения к материалам гражданского дела №2-3900/2019; о признании незаконными и необоснованными действий ведущего специалиста управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 по составлению и направлению в Ленинский районный суд г.Воронежа для приобщения к материалам гражданского дела №2-3900/2019 незаконного и необоснованного акта обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 (исх.341 от 22.08.2019); о признании незаконным и необоснованным решения ведущего специалиста управы Ленинского района городского округа город Воронеж ФИО2, а также и.о. заместителя руководителя управы по социальным вопросам – заместителя руководителя управы района ФИО7 об отсутствии условий для пребывания несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту регистрации и жительства ФИО3 по адресу: <адрес>; об обязании административных ответчиков в течение десяти дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу разрешить вопрос о составлении акта обследования жилищно-бытовых условий жизни ФИО3 в соответствии с требованиями действующего законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.01.2020 года