ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 360004-01-2021-008051-37 от 25.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-740/2022

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД № 36RS0004-01-2021-008051-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.01.2022 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Жмудь Р.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности Купавых А.Н., представителя административного ответчика государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Колесникова Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Черниковой Елены Викторовны к заместителю начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой Ирине Константиновне, государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным решения (ответа) от 10.11.2021 года №5508н-17,

УСТАНОВИЛ:

Черникова Е.В. обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой И.К., государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным решения от 10.11.2021 № 5508н-17.

В обоснование заявленных требований административный истец Черникова Е.В. указала, что обратилась в государственную жилищную инспекцию Воронежской области с жалобой (вх. №5508н от 12.10.2021) по вопросу несоответствия формы платежного документа требованиям закона, неготовности дома к отопительному сезону и другим вопросам.

В жалобе заявитель отметила, что форма платежного документа в ТСН «Чертовицы» не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым законодателем к платежным документам, указала на неверное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, на неготовность дома к отопительному сезону, непроведение общих собраний членов товарищества. Просила провести проверку в отношении ТСН «Чертовицы» по указанным фактам, вынести предписание об устранении выявленных нарушений.

Ответ на обращение Черниковой Е.В. был дан заместителем начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой И.К.

В ответе Алипатова И.К. указывала, что форма платежного документа ТСН «Чертовицы» соответствует Правилам 354. Отмечает, что в отношении ТСН «Чертовицы» инициировано проведение внеплановой документарной проверки, однако проведение внеплановой проверки возможно только после снятия установленных эпидемиологических ограничений. Указывает, что в предмет государственного жилищного надзора не входит проверка деятельности товарищества в части своевременной организации и проведения общего собрания членов, реализацию полномочий по утверждению сметы доходов и расходов.

Из взаимосвязанных положений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, Постановления Правительства от 15.05.2013 № 416, положений Устава ТСН «Четртовицы» следует, что на ежегодном общем собрании членов товарищества должна утверждаться смета доходов и расходов на плановый период. Решением общего собрания членов товарищества, принятым совместно с утвержденной сметой доходов и расходов, устанавливается размер платы за содержание и ремонт общего имущества.

Согласно п.п. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» вопрос своевременности проведения общего собрания членов товарищества входит в предмет государственного жилищного надзора, и должен был являться предметом проверки.

На основании чего, административный истец обратилась в суд и просит:

признать незаконным решение (ответ) заместителя начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой И.К. от 10.11.2021 года № 5508н-17;

возложить на заместителя начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатову И.К. обязанность повторно рассмотреть обращение Черниковой Е.В. вх. №5508н от 12.10.2021 года.

Представитель административного истца по доверенности Купавых А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Колесников Е.М. в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указал на законность оспариваемого решения.

Административный истец Черникова Е.В, административный ответчик заместитель начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатова И.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 24.11.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, так как оспариваемый ответ датирован 10.11.2021 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, 12.10.2021 года за вх. №5508н поступила жалоба Черниковой Е.В. по вопросу несоответствия формы платежного документа требованиям закона, неправильности начислений, неготовности дома к отопительному сезону и непроведении общего собрания членов ТСН. В указанной жалобе Черникова просила провести проверку в отношении ТСН «Чертовицы» по указанным фактам; вынести в адрес ТСН «Чертовицы» предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 11-12).

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилого фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме... и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 912/пр утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В числе указанных правовых актов:

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);

Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).

10.11.2021 года заместителем начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой И.К. был дан ответ по существу.

Административному истцу разъяснено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги, установленная Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг», носит рекомендательный характер.

Поскольку утвержденная указанным приказом форма платежного документа является лишь примерной, не соблюдение данной формы не влечет недействительность платежного документа. Оплата жилищно-коммунальных услуг по платежному документу, не соответствующему указанной форме, не может считаться ненадлежащим исполнением обязательств.

Относительно правильности начислений, в ответе от 10.11.2021 года разъяснено, что пункт 69 Правил № 354 не предусматривает указание в платежных авансовых платежей и обоснования образовавшейся задолженности. Дополнительно сообщено, что в ходе анализа копий платежных документов по <адрес> многоквартирного <адрес>, и информации ТСН «Чертовицы» в период май-сентябрь 2021 года оплата производилась не в полном объеме, документы, доказывающие обратное в инспекцию не представлены.

Так, п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указаны сведения, которые должные быть отражены в платежных документах.

В соответствии с п. 71 указанных выше Правил, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.

Однако, указанная форма является лишь примерной, и ее применение носит рекомендательный характер для ресурсоснабжающих организацией с целью информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги.

Таким образом, обязательной формы платежного документа, выставляемого на оплату коммунальных услуг, действующим законодательством не установлено, исполнитель имеет право выставлять потребителю платежный документ в любой форме, при сохранении набора обязательных показателей, указанных в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако, как усматривается из содержания жалобы, поданной в государственную жилищную инспекцию Воронежской области, вопрос о несоответствии платежного документа требованиям п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов перед административным ответчиком не ставился.

В отношении вопроса о неготовности дома к отопительному сезону, приказом заместителя начальника инспекции от 20.10.2021 года №24755 инициировано проведение внеплановой документарной проверки 28.10.2021 года.

Согласно предоставленной информации ТСН «Чертовицы» по состоянию на 18.10.2021 года общедомовые инженерные сети отопления находятся в технически исправном состоянии, обеспечено предоставление коммунальной услуги по отоплению в квартиры вышеуказанного дома в соответствии с нормативными требованиями Правил №354. В силу решения оперативного штаба Воронежской области от 22.10.2021 года, Указа президента РФ № 595 от 20.10.2021 года, проведение внеплановой проверки возможно после снятия ограничений, связанных с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Относительно доводов обращения о непроведении общего собрания членов товарищества и утверждению смет расходов и доходов, разъяснено, что указанные вопросы не входят в предмет осуществляемого инспекций государственного жилищного надзора.

Как следует из ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).

Согласно пункту "г" части 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе:

уведомление, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания;

обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании;

подготовка форм документов, необходимых для регистрации участников собрания;

подготовка помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания;

документальное оформление решений, принятых собранием;

доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании.

Согласно части 1 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товариществ.

Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в полномочия государственной жилищной инспекции в порядке надзора входят процессуальные вопросы проведения общего собрания уже инициированного собственниками помещений в многоквартирных домах. Полномочиями по созыву или понуждения к проведению общего собрания государственная жилищная инспекция Воронежской области не обладает.

Ответственность за непроведение или несвоевременное проведение общего собрания собственников жилья действующее законодательство не содержит.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку полный мотивированный ответ по существу обращения административного истца дан в пределах компетенции государственного органа, в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, какие-либо права и законные интересы административного истца оспариваемым решением (ответом) в данном случае не нарушены.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Черниковой Елены Викторовны о признании незаконным решения (ответа) заместителя начальника отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов государственной жилищной инспекции Воронежской области Алипатовой И.К. от 10.11.2021 года №5508н-17, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение Черниковой Е.В. вх №5508н от 12.10.2021 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.02.2022 года

Дело №2а-740/2022

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД № 36RS0004-01-2021-008051-37