ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 360004-01-2022-001666-02 от 25.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-2407/2022

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД № 36RS0004-01-2022-001666-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.05.2022 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Жмудь Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению обращения от 06.11.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению обращения от 06.11.2021 года.

В административном исковом заявлении указано, что ФИО1 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области 06.11.2021 года направлено обращение по следующим вопросам:

а) Провести проверку по факту нарушения масочного режима и нарушения санитарных норм в администрации городского округа город Воронеж;

б) Провести проверку обеспечения соблюдения администрацией городского округа г.Воронеж норм, установленных абз. 5 п. 7.1.3 Положения «О порядке рассмотрения обращения и организации личного приема в администрации городского округа город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 года № 996.

По истечении установленного законодательством срока Роспотребнадзором ответ на Обращение не предоставлен.

В адрес административного истца 24.11.2021 года поступило письмо Роспотребнадзора №36-00-02/35-7777-2021, согласно которому 17.11.2021 года обращение по вопросу несоблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности направлено в департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области.

Ответ департамента на перенаправленное от Роспотребнадзора обращение не предоставлен до настоящего времени.

От сотрудника департамента 02.03.2022 года (путем связи по номеру тел. <***>) получена информация о непоступлении в адрес департамента письма от Роспотребнадзора. В результате чего административный истец связался с должностным лицом Роспотребнадзора (по тел. <***>) ФИО2, который пояснил, что подтверждение отправки письма в департамент в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области отсутствует.

Учитывая, что в департамент обращение направлено лишь по вопросу несоблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности, то у Роспотребнадзора сохранилась обязанность по рассмотрению обращения в части вопроса проведения проверки обеспечения соблюдения санитарных норм, срок рассмотрения которого истекал 10.12.2021 года (по истечении 30 дней с момента регистрации обращения). Однако ответ Роспотребнадзора по указанному вопросу не предоставлен по настоящее время.

Считая свои права и законные интересы нарушенными, административный истец обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа и просит признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по не рассмотрению обращения ФИО1 от 06.11.2021 года.

Определением суда, вынесенным в протокольной форме от 11.04.2022 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области.

Административный истец в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ВО, представитель заинтересованного лица департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду сообщено не было.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 09.03.2022 года, т.е. в пределах предусмотренного законом срока на обжалования, поскольку срок для представления ответа истек 14.12.2021 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Исходя из содержания изложенных выше правовых норм, положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникающие между гражданами РФ, объединениями граждан, в том числе юридических лиц и государственными органами либо органами местного самоуправления, и не регулируют иные правоотношения, возникающие между субъектами гражданских правоотношений.

Согласно частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 06.11.2021 года ФИО1 направил в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области электронное обращение по следующим вопросам:

а) Провести проверку по факту нарушения масочного режима и нарушения санитарных норм в администрации городского округа город Воронеж;

б) Провести проверку обеспечения соблюдения администрацией городского округа г. Воронеж норм, установленных абз. 5 п. 7.1.3 Положения «О порядке рассмотрения обращения и организации личного приема в администрации городского округа город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.11.2013 № 996 (л.д. 10-11, 12).

Согласно сопроводительному письму от 17.11.2021 № 36-00-02/35-7777-2021 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области дан ответ о направлении обращения в части несоблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности в Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области (л.д. 13-14).

Как следует из письма департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 14.03.2022 года № 53-11/141 у департамента отсутствует компетенция, как по выявлению, так и по пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также по применению предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и соблюдения установленных правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Письмо Управления от 17.11.2021 № 36-00-02/35-7777-2021 о перенаправлении заявления ФИО1 фактически поступило в департамент по электронной почте 02.03.2022 года, что подтверждает тот факт, что установленный законом срок рассмотрения заявления административным ответчиком нарушен.

Учитывая изложенное, рассмотрение заявления ФИО1 в рамках компетенции департамента, а также в установленный законодательством срок не представляется возможным (л.д. 43).

Указ Губернатора Воронежской области от 15.04.2020 № 146-у «Об утверждении Перечня исполнительных органов государственной власти Воронежской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на территории Воронежской области» утратил силу с 01 января 2021 года, следовательно, административный ответчик неправомерно перенаправил обращения для рассмотрения по принадлежности со ссылкой на указанный нормативный правовой акт.

Таким образом, с учетом того, что обращение ФИО1 было зарегистрировано 10.11.2021 года, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области должно было рассмотреть обращение ФИО1 по существу в установленный законом срок и дать мотивированный ответ в срок до 13.12.2021 года.

Сведений о рассмотрении вышеуказанного обращения административного истца в установленный законом срок материалы дела не содержат, в связи с чем, суд находит заявленные требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 от 06.11.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.06.2022 года