Дело № 2а-2366/2019 (№37RS0022-01-2019-001290-06) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 июня 2019 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи: Каманиной Н.П., при секретаре: Корчагиной Я.П., с участием: административного истца ФИО1 представителя административного истца ФИО2, судебного пристава-исполнителя ОСП о ВАП по г.Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3, представителей заинтересованного лица К.Е.Н. – ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП о ВАП по г.Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3, отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иваново УФССП России по Ивановской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, у с т а н о в и л : ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю ОСП о ВАП по г.Иваново ФИО3, отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иваново УФССП России по Ивановской области об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г. Административным истцом с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.46 КАС РФ, заявлены требования: признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г., вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП о ВАП по городу Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 В обоснование требований указано, что 04.04.2019 г. в приемное время у судебного пристава-исполнителя ОСП о ВАП по г.Иваново ФИО3 представителем административного истца было получено постановление о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г. Данное постановление, по мнению административного истца, является незаконным, необоснованным, поскольку никакой задолженности по алиментам не имеется, алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка оплачивал взыскателю К.Е.Н. регулярно и добросовестно из расчета 7500 руб. в месяц в период с 2014 года по настоящее время согласно установленного устного соглашения. 15.02.2019 г. обратилась в службу судебных приставов с письменным заявлением о взыскании алиментов в период с 14 февраля 2016 года с приложением судебного приказа №2-1140, при этом не указывает сведений о наличии задолженности по алиментам. 18.02.2019 г. судебным приставом-исполнителем ФИО3 возбуждено исполнительное производство №1073/19/37029-ИП. В рамках исполнительного производства 02.04.2019 г. судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которое административный истец полагает необоснованным и подлежащим безусловной отмене, поскольку оно вынесено за пределами трехлетнего срока взыскания задолженности по алиментам, вынесено без учета поступившего ходатайства об отсутствии задолженности, без учета сведений об официальном трудоустройстве с 01.04.2019 г., а также без учета достигнутого соглашения со взыскателем по оплате алиментам, что следует из сопроводительного письма Ивановского МОСП УССП России по Ивановской области от 13.05.2014 г. В силу изложенного административный истец полагает, что нарушаются его права, свободы и законные интересы, поскольку задолженность по алиментам определена необоснованно, не по вине административного истца. Присутствовавший в судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что договоренность с К.Е.Н. о размере выплачиваемых алиментов была достигнута в устной форме, каких-либо соглашений между ними не заключалось, при этом о наличии решения суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 от заработка и (или) иного дохода ему было известно. Пояснил также, что сам расчет задолженности не оспаривает. Присутствовавший в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования подержал в полном объеме, пояснил, что основанием для признания постановления о расчете задолженности по алиментам незаконным также является и то обстоятельство, что в настоящий момент вынесено еще одно постановление о расчете задолженности по алиментам от 10.04.2019 г., при этом постановление от 02.04.2019г. не отменено, что также нарушает права и законные интересы административного истца. Присутствовавшая в судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП о ВАП по г.Иваново ФИО3 полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку постановление о расчете задолженности по алиментам вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указала, что расчет произведен в пределах трехлетнего срока предшествующего предъявлению исполнительного документа к исполнению, установленного ст.113 Семейного кодекса РФ. Сведения о трудоустройстве административным истцом были предоставлены только 04.04.2019 г., в связи с чем 10.04.2019 г. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом предоставленных сведений и произведен перерасчет задолженности. При этом указала, что оснований для отмены постановления от 02.04.2019 г. не имелось, поскольку постановление является обоснованным. Административные ответчики - УФССП России по Ивановской области, отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иваново УФССП России по Ивановской области в лице начальника отдела ФИО6, уведомленные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в ходе судебного заседания не участвовали, на своем участии в деле не настаивали, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных административных ответчиков. От представителя административного ответчика УФССП России по Ивановской области ФИО7 в суд поступили возражения на административное исковое заявление, согласно которого заявленные требования полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам вынесено судебным приставом-исполнителем с учетом требований Семейного кодекса РФ и закона «Об исполнительном производстве». Присутствовавшие в судебном заседании представители заинтересованного лица К.Е.Н. – ФИО4 и ФИО5 также полагали административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку между должником и взыскателем не имеется какого-либо соглашения о размере подлежащих выплате алиментов, алименты подлежали оплате административным истцов в соответствии с решением суда. Поскольку данные обязательства в полном объеме административном истцом не исполнялись, К.Е.Н. обратилась в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного взыскания алиментов. Указали, что вынесенное судебным приставом-исполнителем ФИО3 постановление о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г. является законным, обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями законодательства РФ. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. В силу ч.5 ст.113 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что 15.02.2016 г. в ОСП о ВАП по г.Иваново УФССП России по Ивановской области поступило заявление от К.Е.Н. о направлении для принудительного исполнения исполнительного документа (судебный приказ) №2-1140 от 10.09.2012 г., выданного мировым судьей судебного участка №1 г.Кохма Ивановской области, о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО8 (в настоящий момент – К.Е.Н.) алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 1/4 части заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, начиная взыскание с 07 сентября 2012 года и до совершеннолетия ребенка. 18.02.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП о ВАП по г.Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 вынесено постановление о возбуждении в отношении ФИО1 исполнительного производства №1073/19/37029-ИП о взыскании в пользу К.Е.Н. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Данное постановление получено административным истцом 19.03.2019 г., что в ходе судебного заседания не оспаривалось. В силу ст.113 СК РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (ч.3 ст.113 СК РФ). Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч.4 ст.113 СК РФ). В связи с непредставлением ФИО1 сведений об уплате алиментов в полном объеме согласно решения суда, 02.04.2019 г. судебным приставом - исполнителем ФИО3 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 15.02.2016 г. по 02.04.2019 г., т.е. в пределах срока, установленного ч.1 ст.113 СК РФ. При этом в соответствии с требованиями ч.4 ст.113 СК РФ, поскольку ФИО1 не представлены документы о трудоустройстве, а также документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, расчет задолженности по алиментам произведен судебным приставом-исполнителем исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности. При этом доводы административного истца и его представителя о том, что расчет произведен за пределами установленного ч.1 ст.113 СК РФ срока суд признает несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании права, поскольку из смысла ч.1 ст.113 СК РФ следует, что трехлетний период взыскания задолженности определяется на момент предъявления исполнительного документа ко взысканию, а не на момент вынесения постановления о расчете задолженности. Доводы административного истца и его представителя о том, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам, поскольку задолженность отсутствует в силу имеющегося с взыскателем соглашения об определении размера подлежащих выплате алиментов, суд также полагает несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела. Так, в ходе судебного заседания было установлено и не оспаривалось административным истцом, что размер подлежащих взысканию с него алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка определен судом в размере 1/4 части заработной плат и (или) иного дохода ежемесячно, начиная взыскание с 07 сентября 2012 г. и до совершеннолетия ребенка. Доказательств, что установленный судом размер подлежащих уплате алиментов изменен, в соответствии с действующим законодательством РФ, суду не представлено. Поскольку не представлено доказательств исполнения ФИО1 в полном объеме обязательств по выплате алиментов на основании решения суда, судебным приставом-исполнителем обосновано 02.04.2019 г. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. То обстоятельство, что 10.04.2019 г. судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом предоставленных административным истцом сведений о трудоустройстве, также не может служить основанием для признания незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г., поскольку вынесение данного постановления направлено на соблюдение баланса прав и законных интересов должника и взыскателя по исполнительному производству. Кроме того, из материалов дела следует, что сведения о трудоустройстве ФИО1 были предоставлены судебному приставу-исполнителя только 04.04.2019 г., т.е. после вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г., в силу чего судебным приставом-исполнителем ФИО3 был произведен перерасчет задолженности с учетом предоставленных сведений, путем вынесения соответствующего постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.04.2019 г. В силу ст.2 федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. В силу ст.1 федерального закона «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц). В силу ч.1 ст.12 федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст.13 федерального закона «О судебных приставах»). Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены задачи исполнительного производства, в частности правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконнымипостановленийдолжностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемыхпостановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названныхусловийрешения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. На основании изложенного, поскольку ходе судебного заседания не установлено вынесение судебным приставом-исполнителем ФИО3 постановления о расчете задолженности по алиментам от 02.04.2019 г. с нарушением действующего законодательства РФ, а также не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного искового заявления, у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП о ВАП по г.Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3, отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иваново УФССП России по Ивановской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья Н.П. Каманина Решение изготовлено в окончательной форме 18 июня 2019 года. |